Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закономерности конкурентной борьбы
Брюс Хендерсон выделил следующие закономерности конкурентной борьбы: 1. Если конкуренты равномощны, а их стратегии по существу идентичны, то равновесие на рынке неустойчиво, а конфликты постоянны даже по малозначимым поводам. 2. Если существенный, наиболее значимый фактор приблизился к критическому состоянию, то равновесие также неустойчиво. 3. Если критическими в потенциале могут стать несколько факторов, то возможна ситуация, когда каждый конкурент найдет для себя определенную долю успеха у потребителей, и тогда несколько конкурентов смогут сосуществовать каждый в своем " профессиональном сегменте". 4. При одном критическом факторе конкурентов бывает не более двух-трех. 5. Соотношение " два к одному" между любыми двумя конкурентами - это та точка равновесия, когда стремление к изменению соотношения затухает. Выделяют четыре роли в конкурентной борьбе, определяемые долей фирмы на рынке: • лидер —40% • последователи (ведомые) — 20% • претендент на лидерство — 30% • окопавшиеся в рыночных нишах —10% В зависимости от позиции на рынке и предъявляемых в этой связи претензий выделяются различные стратегии маркетинга в конкурентной борьбе. Стратегии " лидера" Лидера пытаются догнать, атаковать многие, поэтому он, хотя и чувствует себя увереннее других, часто первым изменяет цены, вводит на рынок новую продукцию, стимулирует спрос. Защищая свои позиции, лидер может придерживаться различных стратегий: •" Оборона позиции" - создание различного рода барьеров (ценовых, лицензионных и др.) по основным возможным зонам атак извне, но такая оборона должна быть мобильной и не превращаться в самоцель; •" Фланговая оборона" - выделение ключевых зон, выдвинутых укрепленных точек как для активной обороны, так и для контратаки; •" Упреждающая оборона" основана на предвосхищающих действиях. В этих случаях лидер может пользоваться специальными сигналами, предотвращающими атаку (например, распространить информацию о предстоящем снижении цен). Разумеется, если эта информация—блеф, то подобные сигналы быстро перестают срабатывать; •" Контрнаступление" - если атака уже произошла, лидер может сделать паузу, чтобы наверняка ударить в уязвимое место конкурента; например, выгодно противопоставить надежность своей продукции просчетам при разработке конкурентом нового товара; • " Мобильная сторона" - расширение своей зоны действия за счет диверсификации производства, выявления более глубинных потребностей покупателей; •" Сжимающаяся оборона" - уступка ослабленных территорий рынка при одновременном усилении наиболее перспективных. Стратегии " претендентов на лидерство" В целом активная оборона - удел лидеров - пока еще, к сожалению, не может заботить советские предприятия, по крайней мере на внешнем рынке. Что касается претендентов на лидерство, то их выбор - атака. Здесь тоже возможны варианты. " Фронтальная атака", т. е. комплексная по многим направлениям: обновлению товаров, рекламе, ценам и др. Но для этого нужны ресурсы и значительные. " Фланговая атака" требует меньше ресурсов, происходит, как правило, на стыках сегментов рынка. " Окружение" — попытка атаковать всю или значительную территорию лидера в надежде на удачу. " Обход" — переход к производству принципиально новых изделий или осуществление скачка в технологии, освоение новых рынков. " Атака гориллы" — небольшие порывистые атаки с целью деморализовать соперника не всегда корректными методами. Стратегия " ведомого" Что касается роли " ведомого", то ему приходится следовать за лидером на почтительном расстоянии, экономя силы и средства за счет того, что путь торит лидер. Стратегия " новичков на рынке" Стратегия " окопавшихся в рыночных нишах" - с нее обычно начинают новички - поиск своеобразной рыночной " ниши", которая в этом случае должна быть достаточных размеров и прибыльности, иметь потенциал роста, не вызывать интерес конкурентов (по крайней мере крупных). Залоги успеха здесь - специализация предприятия: технологическая, ассортиментная, географическая, сбытовая, сервисная и т.п., а также индивидуализация потребительского спроса.
|