Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Повторяющиеся игры. Применение к микроэкономике.
Пусть одни и те же условия игры с теми же игроками воспроизводятся многократно. В таком случае мы имеем расширение игры, которое называют повторяющейся игрой. Нетрудно заметить, что в повторяющейся игре смешанные стратегии могут применяться как частоты использования чистых стратегий. Возможность использования смешанных стратегий не является единственным преимуществом повторяющейся игры. При повторении одной и той же игровой ситуации (при многократном разыгрывании игры) изменяются мотивы рационального поведения участников игры: во-первых, каждый из участников получает представление о предпочтениях другого участника; во-вторых, каждый участник, выбирая свою стратегию на некотором n -м шаге, даёт ответ на выбор другого участника на шаге. В игре возникают коммуникации между участниками. Подавая сигнал в виде выбранной на очередном шаге стратегии, этого, участник может влиять на выбор стратегии партнером на следующем шаге. Таким образом, в повторяющейся игре возникают предпосылки к совместному выбору стратегий, т.е. кооперации. Однако, существование этих предпосылок совсем не гарантирует того, что участники игры смогут кооперироваться. Эти обстоятельства имеют большое значение при анализе рынков с олигополистической конкуренцией (дуополия). Рассмотрим пример. Пример. «Назначение цены». Две фирмы, выпускающие однотипный продукт, конкурируют друг с другом, устанавливая различные цены на свою продукцию. Выпуски фирм считаем заданными и неизменными. Такая конкуренция двух дуополистов называется ценовой конкуренцией или конкуренцию по Бертрану [3]. Для простоты будем считать, что каждая фирма выбирает одну из двух стратегий: низкая цена, высокая цена. Будем также считать, что фирмы назначают цену в начале каждого месяца независимо друг от друга. Так как продукт фирм однотипен, то потребитель будет осуществлять выбор, исходя только из цены. Та фирма, которая назначит более высокую цену, понесет убытки. С другой стороны, более высокая цена даст большую прибыль при условии, что на продукцию фирмы будет спрос. Прибыли фирм для каждого из возможных исходов приведем в таблице 9.
Таблица 9
Решение. Выпишем матрицу игры и найдём равновесие по Нэшу. Таблица 10 Равновесным по Нэшу исходом будет (10; 10), а равновесными стратегиями – назначение низкой цены. Таким образом, дуополия Бертрана дает тот же эффект, что и совершенная конкуренция – снижение цены до уровня предельных издержек. Что мешает фирмам принять наиболее эффективную для них стратегию высоких цен с выигрышами? Исход (50; 50) не является равновесным по Нэшу, поэтому, даже если фирмы договорятся об установлении высокой цены, каждой фирме в отдельности будет выгодно снижать цену. Ценовый сговор запрещён антимонопольным законодательством, но дуополия Бертрана показывает, что препятствием для сговора служит конкуренция. «Сговор разрушается зубилом конкуренции»э Известны, однако, практические примеры, что олигополии воздерживаются от снижения цены в течение длительного времени. Следовательно, у фирм в условиях олигополии есть возможность координации действий. Как осуществляется эта координация, и может ли возникать исход, равновесный по Нэшу и эффективный по Парето? Р. Аксельрод дал ответ на этот вопрос, предложив в повторяющейся игре стратегию «Зуб за зуб». Рассмотрим эту стратегию на примере «Дилемма заключенных» (таблица 333), предполагая, что данная ситуация разыгрывается бесконечное число раз.
Таблица 11
Обозначим t=0, 1, 2… очередной шаг игры, Hit – выигрыш игрока i (i=1, 2) на шаге t, Hit принимает значения из таблицы 333 в зависимости от стратегий игроков на шаге t. Эти стратегии будем обозначать Sit (i=1, 2). Выигрыш каждого игрока i (обозначим Hi) будет складываться из его выигрышей на всех шагах игры Hit, однако, с учетом дисконтирования (снижения цены) выигрыша на каждом последующем шаге. Дисконтированные суммы часто применяются в экономических расчетах и основаны на соображении, что будущие прибыли значат для их получателя меньше, чем прибыли в настоящий момент, то же касается и убытков. Потому будем считать, что выигрыш игрока i на шаге t будет им оцениваться в момент (t-1), как величина d·Hit, где 0< d< 1. Величина d называется коэффициентом дисконтирования. Дисконтированная сумма выигрыша игрока i от всей игры будет определяться по формуле Hi= Hi0+ d·Hi1+ d2·Hi2 +…+ dt·Hit+… (2.13) Стратегия «Зуб за зуб» состоит в следующем выборе стратегий Sit (i=1, 2) на каждом шаге t: Если на шаге (t-1) хотя бы один из игроков применил стратегию «сознаваться», то стратегия Sit будет «сознаваться»; Если на шаге (t-1) оба игрока применили стратегию «не сознаваться», то стратегия Sit будет «не сознаваться». Очевидно, что результат всей игры будет зависеть от стратегий, выбранных игроками на начальном шаге t=0. Если S1, 0= «сознаваться» и S2, 0= «сознаваться», то все последующие стратегии будут «сознаваться», тогда H1= H2= -4 - d·4 - d2·4-…- dt·4-…=-4/(1- d), (2.14) по формуле суммы геометрической прогрессии. Если S1, 0= «не сознаваться» и S2, 0= «не сознаваться», то все последующие стратегии будут «не сознаваться», тогда H1= H2= -2 - d·2 - d2·2-…- dt·2-…=-2/(1- d). (2.15) Если S1, 0= «сознаваться» а S2, 0= «не сознаваться», то все последующие стратегии будут «сознаваться», тогда H1= -1 - d·4 - d2·4-…- dt·4-…=-1-4d /(1- d), H2=-7-4d /(1- d). (2.16) Если S1, 0= «не сознаваться» а S2, 0= «сознаваться», то все последующие стратегии будут «сознаваться», тогда H2= -1 - d·4 - d2·4-…- dt·4-…=-1-4d /(1- d), H1=-7-4d /(1- d). (2.17) Таким образом, в зависимости от начальных стратегий игроков возможны 4 исхода, представленные в таблице 12.
Таблица 12
Исход (-2/(1- d); -2/(1- d)) является оптимальным по Парето, этот исход будет равновесным по Нэшу тогда и только тогда, когда справедливо неравенство -2/(1- d)≥ -1 -4d/(1- d), что верно при d≥ 1/3. Итак, при достаточно большом коэффициенте дисконтирования стратегия «Зуб за зуб» делает наиболее благоприятный для всех игроков исход равновесным по Нэшу: если один заключенный не сознается, то другому также выгодно не сознаваться. Применительно к примеру «Назначение цены» стратегия «Зуб за зуб» имеет следующий смысл. Если игра «Назначение цены» разыгрывается бесконечное число раз, то один из предпринимателей начинает с высокой цены и удерживает её до тех пор, пока второй предприниматель тоже придерживается высокой цены. Если второй назначит низкую цену, то первый тоже понизит свою цену. На практике существует возможность, что если второй предприниматель осознает свою ошибку и вернётся к высокой цене, то первый поступит также. Стратегия «Зуб за зуб» позволяет достигать эффективного по Парето исхода, если игра повторяется бесконечное число раз. В реальности ни один процесс в экономике не длится бесконечно долго, поэтому предположение о бесконечном числе разыгрывания не реалистично. Предположим, что игра «Назначение цены» разыгрывается конечное число раз, например 5 лет (60 месяцев). Как изменится рациональные соображения участников при конечном числе разыгрывания? Каждый участник игры выбирает стратегию «Зуб за зуб», потому что, отклонившись от неё в n -м периоде, он будет наказан в периоде. Однако в данном случае 60-й период является последним. Воспроизведём логику рассуждений первого участника игры: «Если я буду сохранять высокую цену 59 периодов, а в 60-м назначу низкую цену, то я получу дополнительный выигрыш, а другие участники не успеют меня наказать за отклонение от общей стратегии». Далее первый участник может предполагать, что другие игроки рассуждают аналогично, следовательно, есть смысл первому нарушить негласный договор. Тогда первый участник склонен отклониться от общей стратегии уже в 59-м, а не в 60-м периоде, и т.д. Таким образом, стратегия «Зуб за зуб» теряет устойчивость на протяжении всего разыгрывания. Существуют, однако, предпосылки для того, чтобы стратегия «Зуб за зуб» применялась на олигополистическом рынке. Предположим, что фирма 1 имеет хотя бы небольшие сомнения в том, что ее конкурент абсолютно рационален, т.е. в том, что он просчитал всю логическую цепочку. Тогда фирма 1 будет сомневаться, в том, что конкурент назначит низкую цену в последнем периоде, тогда фирме 1 нет смысла отказываться от высокой цены в предпоследнем периоде и т.д. Имеются практические примеры, как устойчивости, так и неустойчивости стратегии «Зуб за зуб». Пример относительной устойчивости: «Рынок водомерных счётчиков» [4] Производителями на рынке водомеров в США на протяжении более чем 30 лет были 4 фирмы, одна из которых имела долю на рынке примерно в 35%, остальные три вместе – от 50 до 55%. Особенность рынка водомеров в том, что спрос (его представляли коммунальные службы муниципалитетов) был неэластичен и стабилен. Так же стабильными были издержки производителей. Продукция однотипная, так что рынок водомеров можно рассматривать как пример однородной олигополии. При таких условиях четыре фирмы могли бы получать высокую монопольную прибыль. Общая ценовая стратегия фирм – назначение высокой цены – наблюдалась в течение шести лет. Прямой сговор не мог реализоваться в силу действия антимонопольного закона, но фирмы могли довольно долго следовать стратегии «Зуб за зуб». Пример неудачи при выработке общей ценовой стратегии: «Рынок авиаперевозок» [5]. В 1983 году президент компании «American Airlines» предложил другим авиакомпаниям использовать единую схему образования тарифов в зависимости только от расстояния между аэропортами. Цель состояла в ограничении ценовой конкуренции и достижении неявного сговора в ценообразовании. Большая часть авиакомпаний отнеслась доброжелательно к предложенному плану. Однако, в итоге план был сорван, т.к. компания «Pan Am», недовольная своей долей рынка начала снижать цены, вводя различные скидки, и вскоре ей последовали другие компании. Разыгралась «Дилемма заключенных, или, как выразился один из экономистов, сговор был нарушен зубилом конкуренции. При ограниченном количестве розыгрышей стратегия «Зуб за зуб» теряет устойчивость. Всё же в отдельных случаях она может оказаться эффективной. Предпосылки стратегии «Зуб за зуб»: 1. Малое число компаний и удовлетворённость каждой из них совей долей рынка; 2. Стабильный спрос и издержки; 3. Участники игры сомневаются в том, их конкуренты способны всё рационально подсчитать. Например, первый участник, сомневаясь в том, что второй участник абсолютно рационален, думает: «Может быть, он не сообразит снижать цену в 60-м периоде, тогда мне выгоднее придерживаться стратегии «Зуб за зуб» на протяжении 59 периодов».
|