Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 2. Технологии ПСИХОЛОГИЧЕСКого сопровождения профессиональной деятельности учителя






 

2.1. Профессиональная идентичность педагога, ее становление и диагностика

 

Профидентичность является категорией профессионального самосознания, отражает единство человека и его дела, профессиональное мастерство, порождается профессиональным опытом и профессиональным общением (Л.Б.Шнейдер, 2000). Профидентичность отражает характеристику себя, выбирающего и реализующего способ профессионального взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности (хочу, могу, делаю – и это Я).

Профессиональная идентичность связана с правильным выбором профессии и обусловливает успешное функционирование в ней. Трудности профессиональной идентификации, неудовлетворенность сделанным профессиональным выбором приводят сначала к нежеланию адаптироваться к условиям профессионального обучения, потере личностного смысла в нем, а впоследствии к профессиональной дезадаптации, профессиональному кризису, деформациям и невозможности самореализации.

Представление об идентичности как о непротиворечивости и постоянстве проявлений личности связано с именем Э.Эриксона, который определил ее как внутреннее постоянство и тождественность личности.

Э.Эриксон выделил некоторые элементы идентичности на уровне индивидуального опыта:

1) чувство идентичности - это чувство личностного тождества и исторической непрерывности личности;

2) сознательное чувство личностной идентичности основано на двух одновременных наблюдениях: восприятии себя как тождественного и осознании непрерывности своего существования во времени и пространстве, с одной стороны, и восприятии того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность, с другой;

3) переживание идентичности с возрастом и по мере развития личности усиливается: человек ощущает возрастающую непрерывность между всем тем, что он предполагает в будущем, между тем, кем он хочет быть и тем, как воспринимает ожидания другого по отношению к себе. Все эти наблюдения относятся к форме существования идентичности.

Эриксон рассматривает идентичность как результат активного процесса, отражающий представления субъекта о себе, собственном, а не навязанном пути развития, и сопровождающийся ощущением личностной определенности, тождественности и целостности, дающей возможность субъекту воспринимать свою жизнь как опыт продолжительности и непрерывности сознания, единства жизненных целей и повседневных поступков, действий и их значений, которые позволяют действовать последовательно.

Таким образом, идентичность рассматривается как некая структура, переживаемая субъективно как чувство тождественности и постоянства собственной личности при восприятии другими, признающими это тождество. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении.

Необходимость эмпирического исследования идентичности побудила последователей Э.Эриксона искать более строгое и операциональное ее определение.

Наиболее известным и плодотворным стал статусный подход Дж.Марсиа. Он определил идентичность как структуру эго - внутреннюю, самосоздающуюся, динамичную организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории.

Для операционализации понятия идентичность он выдвинул предположение о том, что данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны решения проблем. Решение каждой жизненной проблемы вносит вклад в достижение идентичности. По мере принятия всё более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих сильных и слабых сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни. Марсиа подчеркивает, что идентичность может включать многие другие аспекты, но ее модель базируется именно на решении проблем.

Дж. Тэрнер развил идею биполярного континуума, введя понятие самокатегоризации - когнитивного группирования себя с некоторым классом идентичных объектов. Он выделил 3 уровня самокатегоризации:

1) категоризация себя как человеческого существа (человеческая идентичность);

2) групповая самокатегоризация (социальная идентичность);

3) личностная самокатегоризация (личностная идентичность).

Между выраженностью одного и другого уровня самокатегоризации существует функциональный антагонизм: с позиции личностной идентичности человек не видит сходства между группой, с позиций групповой идентичности человек не различает индивидуальные характеристики отдельных членов группы. Любые факторы, усиливающие выраженность групповой самокатегоризации, ведут к увеличению воспринимаемого тождества между собой и членами группы, и таким образом, деперсонализируют индивидуальное самовосприятие (концепция деперсонализации). Деперсонализация относится к процессу “самостереотипизации”, посредством которой люди воспринимают себя как взаимозаменяемые экземпляры социальной категории, а не как уникальные личности.

В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследований самосознания и самоотношения. Кроме того, идентичность рассматривалась как один из аспектов проблемы «Я». Благодаря усилиям отечественных ученых (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С.Выготского, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С.Мерлина, В.С.Мухиной, Л.Д.Олейника, С. Л.Рубинштейна, А.Г. Спиркина, В.В.Столина, П.Р.Чаматы, И.И.Чесноковой, Е.В.Шороховой и др.) достаточно глубоко изучены такие вопросы как соотношение сознания и самосознания, структура самосознания, генезис и возрастные особенности самосознания, образ Я. Таким образом, в отечественной психологии оформилась следующая эвристическая последовательность: сознание - самосознание - образ Я. С точки зрения Л.Б. Шнейдер, будучи в некоторой степени эквивалентами, термины «самосознание» и «идентичность» не являются взаимозаменяемыми и абсолютно тождественными понятиями.

Второе направление исследований отечественных психологов, релевантное проблематике идентичности - исследования самоопределения личности и социализации (Е.П.Авдуевская, Г.С.Кожухарь). Как отмечает Е.П.Авдуевская, социализация наиболее часто понимается как усвоение существующей совокупности норм и привил. Между тем нормы, ценности, убеждения являются необходимыми элементами структуры идентичности, определяющими аффективную окраску отдельных образов “Я”.

Наконец, в настоящее время появились работы, посвященные анализу социальной идентичности (А.С.Мамбеева, О.Л.Романова, Ж.Т.Уталиева и др.). Эти авторы склонны использовать такие термины, как “этническое самосознание” и “этническая идентичность” как синонимичные или же определять термином “идентичность” лишь социальный её аспект.

Переживание идентичности актуализируется и в профессиональной сфере человеческой жизни. Вместе с тем специалисты высшей школы отмечают, что подготовка современного специалиста должна быть ориентирована на его профессиональное саморазвитие и самоизменение личности.

Становление профессиональной идентичности. По Э. Эриксону, при становлении профессиональной идентичности человек проходит те же этапы, что и при социализации. Процесс развития идентичности Э.Эриксон понимает как одновременно интеграцию и дифференциацию различно взаимосвязанных элементов (идентификаций). Для каждого человека эти элементы образуют уникальный гештальт. Всякий раз, когда возникают какие-либо изменения - биологические или социальные - необходима интегрирующая работа эго и переструктурирование элементов идентичности, так как разрушение структуры ведет к потере идентичности и связанным с этим негативными состояниями, вплоть до депрессии и самоубийства.

Процесс формирования идентичности не заканчивается в юношеском возрасте. Это процесс всей жизни человека, причем во многом не осознаваемый им самим.

Развитие идентичности не линейно, оно проходит через кризисы идентичности - периоды, когда возникает конфликт между сложившейся к данному моменту конфигурацией элементов идентичности и соответствующим ей способом “вписывания” себя в окружающий мир и изменившейся биологической или социальной нишей индивида. Для того, чтобы выйти из кризиса, индивид должен приложить усилия по переструктурированию идентичности, принятию новых ценностей, целей и т.д.

В статусной модели Дж.Марсиа выделяются 4 состояния (статуса) идентичности. Для построения модели используются два параметра:

1) наличие или отсутствие кризиса - как состояние поиска идентичности;

2) наличие или отсутствие единиц идентичности - личностно значимых целей, ценностей, убеждений.

 

Таблица 3


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал