Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Учебная программа и методические рекомендацииСтр 1 из 7Следующая ⇒
Ш.я7 Т865
«ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ» Учебная программа и методические рекомендации Для студентов факультета лингвистики
Челябинск Издательство ЮУрГУ ББК Ш1.я7
Турбина О.А. Введение в языкознание: Учебная программа и методические рекомендации для студентов факультета лингвистики. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2003. – 22 с.
Методическая разработка содержит программу курса «Введение в языкознание» и рекомендации к ней, включающие пояснительную записку и список литературы. Материал тематически сгруппирован в 19 разделов, где приводятся темы лекций, планы семинарских занятий и вопросы для самостоятельной подготовки студентов. Программа предназначена для студентов лингвистических специальностей 021800 – «Теоретическая и прикладная лингвистика», 022600 – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 022900 – «Перевод и переводоведение».
Список литературы – 42 назв.
Одобрено учебно-методическим советом факультета лингвистики
Рецензенты: д.фило.н., профессор Л.А. Нефедова. к.филол.н., доцент А.Ф. Присяжная.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Введение в языкознание» предназначен для студентов факультета лингвистики, читается в 1 семестре, и включает 76 аудиторных часа, из которых 36 часов – лекции, 40 – часов семинарские занятия. Кроме аудиторных занятий учебным планом предусмотрена также самостоятельная работа в объеме 72-х либо 154-х часов для студентов разных специальностей. Дисциплина «Введение в языкознание» является вводной теоретической дисциплиной в программе специальностей 021800 – «Теоретическая и прикладная лингвистика», 022600 – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 022900 – «Перевод и переводоведение». Она открывает сквозной курс общей лингвистики (теоретической и прикладной) в специальности 021800, содержащий «Историю лингвистических учений», «Основы общего языкознания», «Сравнительно-историческое языкознание», «Общую фонетику», «Лексикографию», «Общую грамматику» (морфологию и синтаксис), «Семантику», «Дискурс», ряд спецкурсов и дисциплин по прикладной лингвистике. В программе специальностей 022600 и 022900 «Введение в языкознание» предваряет сокращенный курс общего языкознания (история лингвистических учений и основы общего языкознания) и серию теоретических дисциплин частных лингвистик (теория основного и второго иностранного языков). Этим определяются основные задачи данного курса: * познакомить студентов с языкознанием как с отраслью науки и учебной дисциплиной; * подготовить студентов к изучению теоретических дисциплин общей и частной лингвистики; * сформировать у студентов первое представление об основных общих проблемах, которые занимают лингвистику с древнейших времен и до наших дней; * в общих чертах познакомить с понятийно-терминологическим аппаратом (с метаязыком) лингвистики; * дать общее представление об объекте лингвистики (языке), о его единицах, структурах и ярусах; * познакомить с основными методами лингвистического анализа и направлениями развития современной лингвистики. Предлагаемая программа курса «Введение в языкознание» строится с учетом определенных начальных знаний студентов: основательной подготовки по русскому языку, владения иностранным языком (максимум в рамках программы средней школы), начальных знаний одного древнего языка (латинского), преподавание которого ведется параллельно данному курсу. Курс панируется следующим образом: вначале вычитываются лекции, затем проводятся семинарские занятия. Количество часов, отводимых на самостоятельную работу, различно для студентов разных специальностей. Это объясняется тем, что программа специальности 021800 включает более расширенное знакомство с прикладной лингвистикой. Участие преподавателя (лектора или ассистента) в самостоятельной работе студентов осуществляется в форме еженедельных индивидуальных консультаций и на семинарских занятиях в процессе проверки знаний, полученных студентами самостоятельно. Контроль знаний студентов осуществляется в форме экзамена. Предлагаемый комплект «Методических рекомендаций» содержит: 1. Полный учебный план с указанием тем и количества часов, отводимых на лекционные и практические занятия по каждой теме. 2. Планы семинарских занятий с перечнем вопросов для подготовки к ним. 3. Перечень вопросов для самостоятельного изучения. Вопросы, отмеченные астериском, предназначены только для студентов специальности 021800. 4. Списки литературы к каждой теме. 5. Список экзаменационных вопросов. 6. Общий список литературы.
Тема 1. ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА О ЯЗЫКЕ И КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ» Лекция 1 (2 часа) Семинар 1 (2 часа) 1. Объект и задачи общего языкознания. 2. «Поля» членения лингвистики. 3. Понятие о языке вообще и языковых универсалиях. 4. Языкознание в системе наук. Самостоятельная работа (4 часа)* 1. Проблема языковых универсалий в лингвистике.* 2. Номенклатура и развитие языковых универсалий.* Литература 1. Зарубежная лингвистика. Языковые универсалии. – М.: Прогресс, 1999. – с.118-208.* 2. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Высшая школа, 1974. 3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987. 4. Норман Б.Ю. Основы языкознания. – Минск: Белорусский Фонд Сороса, 1996. 5. Общее языкознание. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1987. 6. Онтология языка как общественного явления. – М.: Наука, 1983.* 7. Хроленко А.Т. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1989. 8. Широков О.С. Введение в языкознание – М.: МГУ, 1985.
|