Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979.
Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. –М.: Наука, 1976. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985. 8. Скрелина Л.М. Некоторые вопросы развития языка. – Минск: БГУ, 1073. Тема 11. ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ Лекция 9 (2 часа) Семинар 11 (2 часа) 1. Биологическая основа языка и сознания. 2. Языковое и неязыковое (вербальное и невербальное) мышление. 3. Единицы языка и единицы мысли. 4. Язык и языковое сознание. 5. Языковое сознание и картина мира. Самостоятельная работа (8 часов*; 4 часа) 1. Что было раньше: язык или мысль? 2. Факторы сознательного в языке: языковое знание, языковая политика (процессы нормализации, кодификации и др.).* Литература 1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979. 2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983. 3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973. 4. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и в языке. – М.: Наука, 1990.* 5. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991. 6. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985. 7. Михайлов В.А. Смысл и значение в системе речемыслительной деятельности. – Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 1992.* 8. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. –М.: Наука, 1976. 9. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990. 10. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. – М.: Наука, 1988.* 11. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985. 12. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. – М.: Наука, 1988.* 13. Супрун А.Е. Лекции по языковедению. – Минск: БГУ, 1978. 14. Турбина О.А. Формирование французского классического предложения: системный и структурный аспекты. – Челябинск: Издательство ЧелГУ, 1994. Тема 12. ФОНЕМАТИКА И ФОНОЛОГИЯ Лекция 10 (2 часа) Семинар 12 (2 часа) 1. Существование фонетики и фонологии. 2. Акустический аспект изучения звуков. 3. Анатомо-физиологический аспект изучения фонетики. 4. Фонетическая классификация звуков речи. 5. Учение о фонеме: Московская и Ленинградская (Петербургская) фонетические школы. 6. Слог и фонетическое ударение. 7. Интонация и просодия. Самостоятельная работа (8 часов)* 1. Основные виды фонетических процессов.* 2. Понятие о прикладной фонетике.* 3. Методы и приемы экспериментальной фонетики.* Литература 1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983. 2. Калабина С.И. Практикум по курсу «Ведение в языкознание». – М.: Высшая школа, 1985. 3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973. 4. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991. 5. Кочергина В.А. Введение в языкознание. Основы фонетики-фонологии. Грамматика. – М: МГУ, 1991. 6. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985. 7. Проблемы фонетики. III. – М.: Наука, 1999.* 8. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985. 9. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985. 10. Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.
Тема 13. ЛЕКСИКА И ЛЕКСИКОЛОГИЯ Лекция 11 (2 часа) Семинар 13 (2 часа) 1. Лексика, лексикология и семасиология. 2. Определение слова; признаки свойства слова. 3. Значение слова: лексическое и грамматическое значение слова. 4. Слово и понятие. 5. Многозначность. 6. Этимология. 7. Стилистический, социальный и исторический аспекты лексического состава языка. Самостоятельная работа (8 часов*; 6 часов) 1. Фразеологизмы: признаки и свойства; классификация фразеологизмов.* 2. Терминология. 3. Лексикография. Литература 1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979. 2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983. 3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973. 4. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Высшая школа, 1984. 5. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991. 6. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Прогресс, 1985. 7. Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М., Наука 1978. 8. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985. 9. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1985. 10. Уфимцева А.А. Лексическое значение. – М.: Наука, 1986.*
Тема 14. ГРАММАТИКА. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКА Лекция 12 (2 часа) Семинар 14 (2 часа) 1. Лексическое и грамматическое значение. 2. Понятийные и грамматические категории. 3. Понятийная субстанция и грамматическая форма языковой единицы и системы языка в целом. 4. Уровни грамматики языка и их единицы. Самостоятельная работа (10 часов*; 6 часов) 1. Понятие морфемы. 2. Морфема и морф.* 3. Морфема и словоформа.* Литература 1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979. 2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983. 3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973. 4. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991. 5. Общее языкознание. Внутренняя структура языка. – М.: Наука 1978. 6. Савчеко А.Н., Иоффе В.В. Общее языкознание. – Ростов, 1985. 7. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.,: Просвещение, 1985. 8. Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.
Тема 15. ЧАСТИ РЕЧИ Лекция 13 (2 часа) Семинарское занятие 15 (2 часа) 1. Традиционная классификация частей речи (история вопроса). 2. Преимущества и недостатки лексико-семантического морфологического и синтаксического подходов к классификации частей речи. 3. Универсальные свойства частей речи. 4. Система имени (понятийная субстанция и грамматическая форма). 5. Система глагола (понятийная субстанция и грамматическая форма). 6. Генезис частей речи. 7. Функции частей речи (части речи и члены предложения). Самостоятельная работа: (8 часов*; 6 часов) 1. Основные грамматические и понятийные категории имени в языках мира. 2. Основные грамматические и понятийные категории глагола в языках мира. Литература 1. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. – М.: Прогресс, 1992.*
|