Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Происхождение языка
Лекция 2 (2 часа) Семинар 2 (2 часа) 1. Антропогенез и происхождение языка. 2. Логосическая теория происхождения языка. 3. Гипотеза общественного договора. 4. Теория “звукоподражания”. 5. Социальная теория происхождения языка. 6. Факторы, оказавшие влияние на развитие языка. Самостоятельная работа (2 часа)* 1. Нетрадиционные и фантастические гипотезы происхождения языка и степень их достоверности.* Литература 1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983. 2. Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». –М.: Высшая школа, 1985. 3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа., 1973. 4. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание – М.: Просвещение, 1991. 5. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987. 6. Норман Б.Ю. Основы языкознания. – Минск: Белорусский Фонд Сороса, 1996. 7. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. –М: Наука, 1976. 8. Онтология языка как общественного явления. – М.: Наука, 1983.* 9. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990. 10. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М.: Наука, 1975. Тема 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ Лекция 3 (4 часа) Семинар 3 (2 часа) 1. Понятие о генеалогической классификации; праязык как историческое понятие. 2. Языки мира и теория моногенеза: «за» и «против». 3. Модели генеалогических классификаций. 4. Распад праязыка; эволюция и смешение языков. 5. Понятие о типологической классификации. 6. Морфологическая классификация языков. 7. Синтаксическая классификация языков. 8. Прочие типологические классификации.
Самостоятельная работа (8 часов*; 2 часа) 1. Фонетическая типология.* 2. Современные языковые семьи на территории Европы. 3. Типология европейских языков.* Литература 1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979. 2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983. 3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973. 4. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991. 5. Лосев А.Ф. Знак.Символ. Миф. – М.: МГУ, 1982.* 6. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., ВШ, 1987. 7. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973. 8. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973. 9. Проблемы фонетики. III. – М.: Наука, 1999*. 10. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990. 11. Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.
Тема 4. ОБЩЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА Самостоятельная работа (12 часов*; 6 часов) Семинарское занятие 4 (2 часа) 1. Акты общения и языки. 2. Номенклатура языков: а) родные и неродные языки; б) понятие билингвизма; в) понятие языковой непрерывности*; г) койне, языки-пиджины и креольские языки. 3. Язык в свете истории культуры: а) бесписьменные языки; б) письменные языки; в) литературные языки и национальные литературные языки; г) языки межнационального общения*; искусственные языки*. Литература 1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979. 2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983. 3. Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». – М.: Высшая школа, 1985. 4. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983. 5. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991. 6. Маслов Ю.С. Введение языкознание. – М.: Высшая школа, 1987. 7. Мичковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков: Учебное пособие. – Минск, Амалфея, 2000. 8. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. – М.: Наука, 1973. 9. Широков О.С. Введение в языкознание. – М.: МГУ, 1985.
Тема 5. РАЗВИТИЕ ПИСЬМА Лекция 4 (2 часа) Семинар 5 (2 часа) 1. Пиктографическое письмо. 2. Идеографическое письмо. 3. Виды фонетического письма. 4. Развитие письма. 5. История алфавита. 6. Принципы орфографии. Самостоятельная работа (8 часов*) 1. Проблемы реформы орфографии*. 2. Стенография*. 3. Транскрипция*. Литература 1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983. 2. Калабина С.И. Практикум по курсу «Ведение в языкознание». – М.: Высшая школа, 1985 3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973. 4. Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991. 5. Кочергина В.А. Введение в языкознание. – М.: Наука, 1976 6. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987.
|