![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическое консультирование
Возрастно-психологическое консультирование считается, помимо своих общих смысловых значений, [76] в «узком смысле», отдельным видом психологического консультирования. Возрастно-психологическое консультирование, понимаемое в качестве отдельного (самостоятельного) вида психологического консультирования, имеет своей основной целью, прежде всего, осуществление комплексного контроля за ходом психического развития личности ребёнка (подростка). Контроль этот производится (осуществляется) на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации процесса развития личности, – как характеризуют это современные, ведущие в этой сфере авторы (Бурме нская Г.В., Заха рова Е.И., Караба нова О.А., Ли дерс А.Г. ). [77] Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется на проблемах психического (психологического) развития ребёнка и подростка. Базовым содержанием данных проблем является соответствие/несоответствие поведе нческо-де ятельностных проявлений ребёнка/подростка нормам психического (социально-психологического) развития каждого конкретного возраста (возрастного этапа, фазы возрастного развития). Возрастно-психологическое консультирование проводится по следующему профессиональному алгоритму (общей схеме): 1. Проведение профессионально ориентированных бесед со значимыми взрослыми, непосредственно окружающими ребёнка/подростка, составляющими его микросоциум (родственники и т.н. агенты социализации). 2. Целенаправленная беседа с родителями ребёнка/подростка, направленная на получение информации о предшествующих этапах психического развития ребёнка/подростка, о его внутрисемейных психологических отношениях и обстоятельствах социального плана развития личности. 3. Анализ информации, полученной в первичных специальных целенаправленных беседах с родителями, учителями, другими специалистами (школьным психологом, социальным педагогом школы). 4. Сбор информации из медицинских учреждений о состоянии физического здоровья ребёнка/подростка (при необходимости). 5. Установление психологического контакта (первичное знакомство) с ребёнком/подростком. 6. Систематическое стандартизированное включённое наблюдение (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 7) за ребёнком/подростком в «естественных условиях» (дома, в школе, на улице, на спортивной секции, в художественном кружке и т.п.). 7. Экспериментально-психологическое обследование ребёнка. Проведение психодиагностики и глубокая психологическая беседа (См. раздел № II, тему № 4) с ребёнком/подростком (как правило, психотерапевтическая консультативная беседа проводится несколько раз). 8. Обработка данных, каузальный (причинный) анализ результатов. 9. Установление (выработка) психологического диагноза ребёнка/подростка. 10. Выработка (составление) психологического прогноза личностного развития ребёнка/подростка на ближайший год (два года). 11. Осуществление (при необходимости) психокоррекционных действий (См. тему № 1 раздела I). 12. Психолого-педагогическое назначение (предписывание и/или проведение психологически и социально развивающих личность мероприятий). 13. Формирование у ребёнка/подростка новых, позитивных психологических реакций и «во зрастно» (социа льно-психологи чески) необходимых психических качеств (например, – развитие волевых качеств характера ребёнка/подростка). 14. Контроль личностных изменений в развитии ребёнка/подростка, повторное краткое психологическое консультирование и, при надобности, повторная психологическая диагностика. Архиважным в приведённом контексте является владение психологом-консультантом практикоориентированной теорией детской возрастной психологии. [78]
|