![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема № 11. Профессиональное (профориентационное) психологическое консультирование
Профессиональное (профориентационное) консультирование, в качестве отдельного (самостоятельного, особенного) вида психологического консультирования, содержательно отражает психологические консультации, направленные на работу с проблематикой профессиональной ориентации личности, профессионального становления, профессиональной деятельности, развития личности в профессии. Именно так понимается термин «профессиональное» в названии этого вида консультирования. Психолог-консультант, при этом, концентрируется на работе с профессионально-важными качествами клиента (такими, например, как индивидуальный стиль деятельности, коммуникативно-организаторские склонности и мн. др.). [81] Профессиональное (профориентационное) консультирование, как вид психологического консультирования, связано с решением следующих основных вопросов: · выбор клиентом профессии (профориентационная психологическая работа, проводимая консультантом); · смена клиентом профессии и/или сферы деятельности (вплоть до смены места работы); · совершенствование и развитие профессиональных способностей, умений и навыков клиента (психологическая профессиональная помощь и поддержка); · организация труда клиента (помощь ему в планировании времени, отводимого на профессиональные занятия, развитие его индивидуального стиля трудовой деятельности и т.п.); · повышение (укрепление) личностной работоспособности клиента; · работа, направленная на развитие социальной «уживчивости» клиента. Традиционно, смысл профконсультационной психологической помощи, видится в «выдаче» профессионально самоопределяющемуся старшекласснику рекомендаций по выбору личностно подходящей для него профессии и/или сферы деятельности (Пряжников Н.С.). В более современном понимании данных вопросов, смысл и значение профконсультативной психологической помощи сводится к постепенному формированию у подростка/юноши внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив (Гусейнова В.В.). Климов Е.А., отечественный классик по всем данным вопросам, предлагает следующий план психологической профориентационной работы с профессионально самоопределяющимся старшеклассником (старшим подростком). 1. Выяснить профессиональные намерения старшеклассника. · Что собираешься делать после школы: учиться, работать, и то и другое? · В каком учебном заведении собираешься учиться (если клиент намерен получать дальнейшее среднее специальное или высшее образование)? · Опиши основное содержание будущей профессиональной деятельности и базовые профессиональные требования, которые к предъявляются к человеку, овладевающему данной профессией. 2. Выявить интересы, склонности, способности, умения старшеклассника. · Назови свои любимые учебные предметы и занятия во внеучебное время. Что тебе в них нравится? · Какие способности и умения ты находишь (видишь) у себя и насколько они развиты, по твоему мнению? · Есть ли у тебя способности и умения для успешной деятельности в выбранной профессии? · Как ты развиваешь свои способности и умения? · Как родители (другие взрослые) повлияли (влияют) на развитие твоих способностей и умений? 3. Установить, совпадают ли выявленные выше интересы, склонности, способности, умения старшеклассника и объективные профессиональные требования (т.н. профессиограмма) к определённому конкретному виду профессиональной деятельности. 4. Изучить, какие личностные качества (навыки, умения, психологическая направленность) у старшеклассника ярко выражены, а какие надо развивать. 5. Проверить психологическую готовность старшеклассника к выбору профессии. 6. Дать старшекласснику и его родителям психологические рекомендации, связанные с анализом личностных свойств старшеклассника, рекомендации по выбору им наиболее подходящей для него сферы деятельности/профессии. Критерии правильного (рационального, «взвешенного») выбора профессии: · Клиент хорошо представляет себе будущую профессию, знает её особенности, принимает (разделяет) профессиональные ценности этой профессии. · Мотивы и интересы клиента согласованы с его способностями и знаниями. · Клиент имеет адекватную самооценку имеющихся у него на текущий момент умений и навыков, значимых для данной конкретной профессии.
|