Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогическое консультирование в качестве вида психологического консультирования






Психолого-педагогическое консультирование направлено на детей, подростков, родителей, учителей, классных руководителей, социальных педагогов, социальных работников и т.д.

При осуществлении психолого-педагогического консультирования, вначале производится сбор необходимых информационных данных, в целом осуществляющийся по 6-ти первым пунктам прописанной выше схемы (алгоритма).

Полученные профессионально значимые сведения группируются в пяти основных разделах:

1) «материально-технические» (школьные и семейные бытовые) условия обучения и воспитания ребёнка/подростка;

2) состояние физического здоровья ребёнка/подростка (просмотр медицинской карты ребёнка, заключение подросткового врача и т.п.);

3) сведения о социально-психологических особенностях (специфике) ми кросоциальной (самый непосредственный, практически «ежедневный» круг общения) и ме зосоциальной (т.н. средний круг общения и взаимоействия) обстановки, в которой ребёнок/подросток растёт и развивается;

4) психолого-педагогические и социально-педагогические данные об особенностях поведения и деятельности ребёнка/подростка;

5) дифференцированная характеристика уровня (степени) развития познавательной, потре бностно-мотивацио нной, волевой и эмоционально-чувственной личностных психических сфер ребёнка/подростка.

На основе данной (См. 5 параметров выше) «расклассифицированной» информации, психолог-консультант делает психолого-педагогические и социально-педагогические выводы и даёт по смыслу соответствующие им рекомендации.

Далее, психолог-консультантосуществляет психологическую оценку и производит профессиональные действия по восьми консультационным параметрам:

1) общая оценка уровня личностного развития ребёнка/подростка и оценка уровня развития (сформиро ванности) отдельных психических сфер его личности;

2) социально-психологическая сущность (основные элементы) жизненных трудностей ребёнка/подростка;

3) степень объективной и субъективной сложности данных трудностей;

4) факторы (условия и ситуации), провоцирующие эти трудности;

5) области и способы психолого-педагогического воздействия на данные социально-психологические затруднения ребёнка/подростка;

6) методы и приемы социально-педагогического влияния на эти трудности в развитии рёбенка/подростка (консультационная работа с микросоциумом ребёнка/подростка);

7) выявление именно специфично вну триличностных проблем ребёнка/подростка и применение показанных в детских возрастах видов иформ психологической коррекции психики и поведения ребёнка/подростка (См. тему 1 раздела I);

8) условно-вариативный психологический прогноз развития и формирования личности ребёнка/подростка на ближайшие 1-2 года.

Основные направления работы психолога-консультанта при осуществлении им психолого-педагогического консультирования:

1. Информационная ориентация родителей, учителей и других заинтересованных лиц, участвующих в воспитании данных детей и подростков, в проблематике возрастной специфики и типических индивидуальных особенностей психического развития ребёнка/подростка.

2. Своевременное первичное выявление детей и подростков с различными отклонениями и нарушениями психического развития, профессиональная работа с ними и/или направление их к соответствующим (смежным) специалистам (См. тему 1 раздела I).

3. Составление профессиональных рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения детей и подростков. Рекомендации такого рода создаются для учителей, социальных педагогов, классных руководителей и, в особенности, для родителей.

4. Составление психолого-педагогических и социально-педагогических рекомендаций по воспитанию и развитию (формированию) личности детей и подростков в семье.

5. Повышение психолого-педагогической квалификации разнообразных педагогических коллективов путем проведения лекций и занятий, посвящённых социально-педагогическим, социально-психологическим и гендерным («ге ндер» – «социально-психологический и, соответственно, культурный пол» человека) характеристикам разных возрастов детей и подростков.

6. Совершенствование программ, методов и средств обучения, воспитания и развития личности детей и подростков в системе народного образования в целом.

7. Целостная информационная и коррекционная психологическая работа с детьми, подростками, родителями, педагогами, осуществляющаяся как индивидуально, так и в специально организованных группах. [79]

8. Психолого-педагогическое общее просвещение и информирование населения.

Для реализации всех вышеуказанных аспектов профессиональной деятельности в областях возрастно-психологического и психолого-педагогического консультирования, психолог-консультант должен свободно ориентироваться в теории, и, обязательно, в практике педагогики, социальной педагогики, педагогической психологии, дифференциальной психологии, возрастной психологии, психологии развития, а кмеологии. [80]

В целом, возрастно-психологическое и психолого-педагогическое психологическое консультирование, как виды психологического консультирования, во многих своих содержательных элементах (целях, задачах, методах, приёмах) практически полностью совпадают. Именно по этой причине, не смотря на раскрытую выше специфику каждого из данных видов консультирования (для решения специфических узкоспециальных вопросов консультантом применяется какой-либо один из этих видов консультативной практики), эти два вида психологического консультирования, психологами-консультантами довольно часто осуществляются единовременно и совместно.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал