Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подражание у животных. Алеломиметическое поведение и имитационное научение.
ПОДРАЖАНИЕ У ЖИВОТНЫХ - особая форма научения (см. Научение у животных) в условиях общения, когда одно животное следует примеру другого. Различают инстинктивное П. у ж. — взаимную стимуляцию (присоединение животных к кормящимся особям, совместный взлет птиц и т. п.) и имитациончое научение. В последнем случае, как правило, расширяются и обогащаются врожденные формы поведения путем заимствования чужого опыта (особенно в процессе онтогенеза — П. детенышей действиям взрослых особей). Высшее проявление имитационного научения — имитационное решение задач (на основе одного лишь созерцания соответствующих действий другой особи) встречается редко, преимущественно в экспериментальных условиях. П. у ж. является важным компонентом группового поведения. Аллеломиметическое поведение: подражание без научения. Стимуляция видоспецифических действий (или действий, которым животное уже обучено). Эмоциональное заражение при беге табуна, общее зевание стада, одновременный отдых, собирание пищи. Выполнение видотипичных действий одними животными является побуждающим фактором для других. Взаимопоощрение видотипичной деятельности. Имитационное научение - обучение невидоспецифическим формам поведения. Обучение на основе общения, форма научения, основанная на повторении чужих действий, следовании примеру другого животного. Различают имитационное научение инстинктивное (взаимная стимуляция), когда животное-зритель воспроизводит безусловно-рефлекторную реакцию животного-актера (погоня, вид кормящейся особи и другие аналогичные действия), и настоящее, в результате которого путем подражания расширяется индивидуальный опыт решения задач. Благодаря имитационному научению у животных возможна социальная передача информации от поколения к поколению. Наиболее предрасположены к имитационному научению молодые животные, которые, благодаря подражанию родителям, осваивают многие поведенческие реакции, направленные на особей своего и других видов или на хищника ит. д. Обязательное условие имитационного научения - зрительное восприятие не только определенных действий, но и их результатов как подкрепления. При этом мотивационное состояние животного-зрителя должно соответствовать типу подкрепления. Подражание эффективнее, если животное-актер занимает доминирующее положение по отношению к животному-зрителю. Научение может происходить, даже если зритель сам не получает подкрепления в момент наблюдения. Имитационное научение широко используется в дрессировке охотничьих собак, эффективно оно и при условии совместного содержания обученной и молодой собак.
|