Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика экспертной оценки профессии
Методика экспертной оценки профессий может использоваться:
- в профориентации – для составления профессиограмм в целях профессионального информирования клиентов,
- в управлении персоналом – для подготовки должностных инструкций, формулирования требований к сотрудникам, оценки степени соответствия сотрудников занимаемой должности, отбора кандидатов на вакантные должности, оптимизации труда,
- в обучении – для совершенствования программ профессионального образования, подготовки специалистов по профориентации, психологии труда и управления.
Методика может быть особенно эффективна в процессе описания редких профессий, при формулировании должностных инструкций и отборе персонала на нестандартные позиции. На базе данной методики можно осуществить работу по созданию комплекта типовых профессиограмм для различных отраслей, а также разработке соответствующих компьютерных программ.
Предусмотренную методикой форму в качестве экспертов могут заполнять руководители, опытные работники или преподаватели. Желательно использовать группу из нескольких экспертов. В этом случае принимаются в расчет оценки, которые дает большинство экспертов. Кроме того, интересным и полезным может быть заполнение данной формы в процессе группового обсуждения тремя-четырьмя экспертами.
Описание должности может в значительной мере совпадать с описанием профессии, отличаясь от нее тем, что должность связана с конкретным рабочим местом, а не со всей совокупностью рабочих мест. Кроме того, должность может включать в свои характеристики такие специфические пункты, как: «Кем человек назначается на должность и освобождается от должности», «Чьи распоряжения он выполняет», «Кем он руководит», «Кого он может замещать и кто замещает его», «С кем он взаимодействует», «Каковы его права», «За что он несет ответственность» и т.п.
МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИИ
ИНСТРУКЦИЯ. Вам как эксперту предлагается оценить профессию с помощью различных характеристик. В каждом разделе Вам необходимо отметить крестиком или галочкой одну или несколько характеристик профессии, наиболее соответствующих сформулированному вопросу, либо самостоятельно вписать недостающие характеристики.
Полученные результаты будут использоваться для определения требований профессии к человеку, выявления профессионально важных качеств, оценки профессиональной пригодности, планирования профессиональной подготовки, повышения эффективности трудовой деятельности, оптимизации условий работы и т.д.
Название профессии:
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. На что направлена работа?
| На человека
| На отдельных людей
|
| | На группы людей
|
| | На технику
| На различные материалы и изделия
|
| | На технические средства и оборудование (инструменты, механизмы, машины)
|
| | На информацию
| На тексты
|
| | На числовую информацию (таблицы, формулы)
|
| | На графическую информацию (схемы, чертежи, карты, графики)
|
| | На искусство
| На литературные произведения
|
| | На музыкальные произведения
|
| | На произведения изобразительного искусства
|
| | На произведения театрального искусства
|
| | На природу
| На неживую природу
|
| | На растения
|
| | На животных
|
|
1.2. Каковы основные цели работы?
| Материальные
| Промышленное производство
|
| | Сельское хозяйство
|
| | Строительство
|
| | Транспорт
|
| | Связь
|
| | Техническое обслуживание
|
| | Бытовое обслуживание
|
| | Социальные
| Обслуживание людей
|
| | Обучение и воспитание
|
| | Лечение
|
| | Управление
|
| | Безопасность и охрана порядка
|
| | Защита прав
|
| | Отдых и развлечения
|
| | Познавательные
| Научные исследования и разработки
|
| | Технические разработки
|
| | Информационное обеспечение и обслуживание
|
| | Эстетические
| Искусство
|
| | Религиозные
| Церковь
|
| | Политические
| Государство и исполнительная власть
|
| | Законодательная власть
|
| | Судебная власть
|
| | Военные
| Оборона
|
| | Коммерческие
| Продажи
|
| | Реклама
|
| | Финансы
|
|
1.3. Какие средства используются в процессе работы?
| Собственные возможности человека (органы чувств, движения, речи)
|
| |
| |
| |
| | Ручные (инструменты, приборы)
|
| |
| |
| |
| |
| |
| | Механизированные
|
| |
| |
| | Автоматизированные
|
| |
| |
|
1.4. Из каких трудовых операций состоит работа?
| Физические
| Добыча и заготовка
|
| | Очистка
|
| | Обработка материалов
|
| | Изготовление изделий
|
| | Укладка и упаковка
|
| | Хранение
|
| | Транспортировка
|
| | Погрузка и разгрузка
|
| | Сборка и монтаж
|
| | Наладка
|
| | Ремонт
|
| | Уборка
|
| | Строительство
|
| | Управление техническими средствами
|
| | Техническое обслуживание
|
| |
|
| |
|
| | Умственные
| Прием и передача сигналов
|
| | Кодирование и декодирование
|
| | Наблюдение и слежение
|
| | Проверка, испытание и измерение
|
| | Запись и регистрация
|
| | Вычисления и расчеты
|
| | Сортировка
|
| | Диагностика и прогнозирование
|
| | Экспертиза
|
| | Исследования и эксперименты
|
| | Анализ проблем
|
| | Стандартизация
|
| | Проектирование и конструирование
|
| | Планирование
|
| | Оформление документов
|
| | Регулирование
|
| |
|
| |
|
| | Социальные
| Сообщение и информирование
|
| | Демонстрирование
|
| | Обучение, инструктирование и тренировка
|
| | Воспитание
|
| | Мотивирование
|
| | Оценивание
|
| | Поощрение и наказание
|
| | Руководство, управление людьми
|
| | Выполнение распоряжений
|
| | Инспектирование
|
| | Консультирование
|
| | Поддержка, забота и помощь
|
| | Защита и охрана
|
| | Выступления
|
| | Переговоры
|
| | Опросы
|
| |
|
| |
|
|
1.5. Какие обязанности выполняются в процессе работы?
1.6. Какими бывают условия работы?
| Обычные
| В помещении
|
| | На одном месте
|
| | В дневное время
|
| | Усложненные
| В кабине
|
| | На открытом воздухе
|
| | В экстремальных условиях
| В полярном климате
|
| | В тропическом климате
|
| | Под землей
|
| | На высоте
|
| | В горах
|
| | На воде
|
| | Под водой
|
| | В воздушном пространстве
|
| | В космическом пространстве
|
| | В местных разъездах
|
| | В командировках и экспедициях
|
| | В режиме сутки через 2-3 суток
|
| | В 2-3 сменном режиме
|
| | В ночное время
|
| | В вахтовом режиме
|
| | При ненормированном рабочем времени
|
| | По скользящему графику
|
| | В вынужденном темпе
|
| | Неритмично
|
| | В одиночку
|
| | В условиях групповой изоляции
|
| | В условиях интенсивных и продолжительных контактов
|
| | В условиях жесткой дисциплины
|
| | Облегченные
| В режиме свободного расписания
|
| | В режиме неполной рабочей недели
|
| | В режиме неполного рабочего дня
|
| | На дому
|
|
1.7. Каковы критерии и показатели успешности работы?
| Производительность и объем работы
|
| | Оперативность и своевременность
|
| | Качество, надежность и безошибочность
|
| | Удовлетворенность клиентов
|
| |
|
|
1.8. Как часто встречаются ошибки в работе?
| Исключительно редко, в чрезвычайных обстоятельствах
|
| | Достаточно редко, но не являются исключительными случаями
|
| | Довольно часто, представляют собой относительно заурядные события
|
|
1.9. Какими могут быть последствия этих ошибок?
| Гибель большого количества людей
|
| | Гибель отдельных людей
|
| | Нарушение здоровья людей
|
| | Нарушение эмоционального благополучия людей
|
| | Значительный ущерб техническим объектам
|
| | Значительный ущерб природным объектам
|
| | Ограниченный имущественный ущерб
|
| | Финансовые убытки
|
| | Эмоциональная неудовлетворенность потребителей и клиентов
|
| |
|
|
1.10. В чем заключаются эти ошибки (не причины, приводящие к ошибкам, а конкретное описание возможных ошибок)?
1.11. Какие причины ошибок чаще всего встречаются в работе?
| Технические
| Недостатки материалов
|
| | Недостатки оборудования
|
| | Организационно-методические
| Недостатки технологии и методов работы
|
| | Недостатки организации труда
|
| | Недостатки условий труда
|
| | Информационные
| Пропуски сигналов
|
| | Несвоевременное реагирование
|
| | Реагирование на ложные сигналы
|
| | Лишние действия
|
| | Кадровые
| Недостатки здоровья
| Хронические заболевания
|
| | Острые заболевания
|
| | Недостатки квалификации
| Недостаточный уровень образования
|
| | Несоответствие знаний и навыков
|
| | Недостаточный опыт работы
|
| | Недостатки органов чувств
| Недостатки зрения
|
| | Недостатки слуха
|
| | Недостатки осязания
|
| | Недостатки обоняния
|
| | Недостатки двигательных способностей и физических качеств
| Недостаток физической силы
|
| | Недостаток физической выносливости
|
| | Недостаток ловкости и координации движений
|
| | Недостатки устной речи и письма
|
| | Недостатки познавательных способностей
| Недостатки внимания
|
| | Недостатки восприятия (затруднения в обнаружении, различении и узнавании)
|
| | Недостатки памяти (забывание)
|
| | Недостатки мышления (непонимание, затруднения в формулировании собственных мыслей и т.п.)
|
| | Особенности эмоционального состояния, отношений и личности
| Утомление
|
| | Страх
|
| | Скука
|
| | Агрессия
|
| | Недостаточная ответственность
|
| | Небрежность
|
| | Торопливость
|
| | Медлительность
|
| | Склонность к межличностным конфликтам
|
| |
|
|
1.12. Какие специализации бывают в рамках данной профессии?
1.13. Какие бывают родственные профессии?
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
2.1. Какой характер работы является типичным для данной профессии?
| Постоянная
|
| | Временная
|
| | По совместительству
|
| |
|
|
2.2. Какие формы оплаты труда используются в данной профессии?
| Повременная оплата (месячный или недельный оклад, почасовая оплата)
|
| | Сдельная оплата (за выполненный объем и качество работы)
|
| | Премии
|
| | Процент от сделок или продаж
|
| |
|
|
2.3. Какие льготы бывают в данной профессии?
| Возможность раннего ухода на пенсию
|
| | Увеличенная продолжительность отпуска
|
| | Медицинское обслуживание
|
| | Питание
|
| | Транспорт
|
| |
|
| |
|
|
2.4. Каков диапазон уровня оплаты труда данной профессии (в зависимости от региона, отрасли, формы собственности предприятия, квалификации работника, количества и эффективности труда)?
| Максимальный уровень (рублей)
|
| | Минимальный уровень (рублей)
|
|
2.5. Какова степень популярности данной профессии среди населения?
| Высокая степень популярности
|
| | Достаточная привлекательность
|
| | Относительное безразличие
|
| | Непривлекательность
|
|
2.6. Какова степень распространенности данной профессии?
| Является массовой
|
| | Встречается достаточно часто
|
| | Встречается довольно редко
|
| | Почти не встречается
|
|
2.7. В каких отраслях экономики чаще всего используется данная профессия?
| Безопасность
|
| | Бытовое обслуживание
|
| | Гостиничный бизнес
|
| | Государственное управление
|
| | Жилищно-коммунальное хозяйство
|
| | Здравоохранение
|
| | Издательская деятельность
|
| | Исполнение наказаний
|
| | Культура и искусство
|
| | Массовая информация
|
| | Наука
|
| | Недвижимость
|
| | Оборона
|
| | Образование
|
| | Общественное питание
|
| | Политика
|
| | Правосудие
|
| | Промышленность
|
| | Рекламный бизнес
|
| | Религия
|
| | Связь и телекоммуникации
|
| | Сельское хозяйство
|
| | Социальное обеспечение
|
| | Страховой бизнес
|
| | Строительство
|
| | Торговля
|
| | Транспорт
|
| | Туризм
|
| | Физкультура и спорт
|
| | Финансы и банковский бизнес
|
| |
|
|
3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
3.1. Какие требования профессия предъявляет к уровню образования?
| Образование не требуется
|
| | Требуется
| Начальное общее образование (3-4 класса общеобразовательной школы)
|
| | Основное общее образование (9 классов общеобразовательной школы)
|
| | Полное (среднее) общее образование (11 классов общеобразовательной школы)
|
| | Начальное профессиональное образование (училища, лицеи)
|
| | Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи)
|
| | Высшее профессиональное образование (институты, академии, университеты)
|
| | Последипломное образование (соискательство, аспирантура, докторантура)
|
|
3.2. Какие существуют дополнительные возможности обучения?
| Курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации
|
| | Краткосрочные учебные программы и тренинги
|
| | Заочное и дистанционное обучение
|
| | Самостоятельная подготовка и экстернат
|
| | Обучение на рабочем месте
|
| |
|
|
3.3. Каковы ограничения в приеме на обучение?
| По полу
| Только мужчины
|
| | Только женщины
|
| | По возрасту
| Только с 18 лет
|
| | Только до определенного возраста в соответствии с отраслевыми нормативными документами
|
| | По образованию
| Только начиная с основного общего образования
|
| | Только начиная со среднего (полного) общего образования
|
| | По другим критериям
| Только годные по состоянию здоровья
|
| | Только прошедшие военную службу
|
| | Только не привлекавшиеся к уголовной ответственности
|
| |
|
|
3.4. Каковы условия приема на обучение?
| Конкурсные экзамены по дисциплинам:
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
| | Другие условия
| Психологическое тестирование
|
| | Медицинское освидетельствование
|
| |
|
|
3.5. Какие знания и навыки требуются в данной профессии (что конкретно необходимо знать и уметь)?
| Категория знаний и навыков
| Необходимость
| Перечень
| | Технические
|
|
| | Компьютерные
|
|
| | Языковые
|
|
| | Управленческие
|
|
| | Экономические
|
|
| | Юридические
|
|
| | Психологические
|
|
| | Педагогические
|
|
| | Медицинские
|
|
| | Математические
|
|
| | Естественнонаучные
|
|
| | Художественные
|
|
| | Музыкальные
|
|
| | Артистические
|
|
| | Спортивные
|
|
| | Специальные
|
|
| |
|
|
|
3.6. Какова продолжительность профессиональной адаптации после обучения?
| Как правило, ограничена несколькими днями или неделями
|
| | Может требовать не менее нескольких месяцев
|
| | В ряде случае может составлять не один год
|
|
4. МЕДИЦИНСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
4.1. Какие требования профессия предъявляет к уровню здоровья?
| Повышенные требования, совершенное здоровье
|
| | Обычные требования, нормальное здоровье
|
| | Сниженные требования, практически любое здоровье, включая рабочие группы инвалидности
|
|
4.2. Какими медицинскими противопоказаниями характеризуется данная профессия?
| Сердечно-сосудистые заболевания
| Заболевания сердца (сердечная недостаточность, стенокардия, аритмия)
|
| | Нарушения кровяного давления (гипертоническая болезнь, вегетативно-сосудистая дистония)
|
| | Заболевания головного мозга
| Атеросклероз сосудов головного мозга, опухоли и травмы мозга, менингит
|
| | Судорожные припадки и потери сознания (эпилепсия)
|
| | Психические заболевания
| Эмоциональные и психические расстройства (тяжелые формы неврозов, страхи, маниакально-депрессивные заболевания, шизофрения)
|
| | Умственная недостаточность (олигофрения, деменция)
|
| | Алкоголизм и наркомания
|
| | Заболевания органов чувств
| Некорректируемое снижение остроты зрения
|
| | Нарушение цветоразличения (дальтонизм)
|
| | Расстройства слуха
|
| | Вестибулярные расстройства, нарушение равновесия
|
| | Двигательные расстройства
| Расстройства координации движений
|
| | Дрожание рук (тремор)
|
| | Дефекты речи
|
| | Заболевания позвоночника, суставов или конечностей
| Радикулит, остеохондроз, выраженный сколиоз, ревматизм, артрит
|
| | Плоскостопие, варикозное расширение вен ног
|
| | Паралич или отсутствие ног
|
| | Паралич или отсутствие рук
|
| | Заболевания органов пищеварения и выделения
| Язвенная болезнь, хронический гастрит, болезни печени, почек и мочевых путей
|
| | Геморроидальные расстройства
|
| | Заболевания органов дыхания
| Бронхиальная астма, хронический бронхит, хроническая пневмония
|
| | Хронические инфекционные заболевания
| Туберкулез, гепатит, венерические заболевания, СПИД
|
| | Аллергические заболевания
| Аллергии
|
| | Кожные заболевания
| Дерматиты, экземы
|
| | Эндокринные заболевания
| Сахарный диабет
|
| |
|
|
|
4.3. Какими неблагоприятными условиями труда характеризуется данная профессия?
| Физические
| Высокая температура
|
| | Низкая температура
|
| | Высокая влажность
|
| | Перепады давления
|
| | Недостаточная вентиляция
|
| | Ветер и сквозняки
|
| | Повышенный уровень шума
|
| | Вибрация
|
| | Качка
|
| | Недостаточная освещенность
|
| | Повышенный уровень излучений
|
| | Повышенная загрязненность
|
| | Химические
| Измененный газовый состав
|
| | Наличие токсичных или едких веществ
|
| | Биологические
| Наличие вредных микроорганизмов или паразитов
|
| | Опасные животные
|
| | Физиологические
| Нерегулярное питание
|
| | Дефицит сна
|
| | Нарушение биологических ритмов
|
| | Фиксированная поза или недостаточная подвижность
|
| | Повышенная физическая нагрузка
|
| | Психологические
| Однообразие деятельности
|
| | Вынужденный темп
|
| | Высокая интенсивность деятельности
|
| | Недостаток информации
|
| | Сложность задач
|
| | Дефицит времени
|
| | Опасность
|
| | Риск
|
| | Угроза поражений
|
| | Внезапность, неожиданность
|
| | Быстрая смена действий
|
| | Необходимость одновременных действий
|
| | Непостоянство условий
|
| | Помехи и посторонние раздражители
|
| | Неприятные впечатления
|
| | Повышенная ответственность
|
| | Социальные
| Изоляция и дефицит общения
|
| | Вынужденные контакты
|
| | Межличностные конфликты
|
| | Конкуренция
|
|
4.4. Какие средства охраны труда и техники безопасности используются в данной профессии?
4.5. Какие заболевания и травмы характерны для данной профессии?
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
5.1. Какие психические процессы и функции в наибольшей степени задействованы в данной профессии?
| Сенсорные
| Восприятие зрительных сигналов, в том числе
| Восприятие реальных предметов и явлений
|
| | Восприятие изображений
|
| | Восприятие обозначений и текстов
|
| | Восприятие предметов периферическим зрением
|
| | Восприятие удаленных предметов
|
| | Восприятие мелких и близкорасположенных предметов
|
| | Восприятие слабо освещенных предметов
|
| | Восприятие цвета
|
| | Восприятие яркости
|
| | Восприятие пространственных характеристик (расположения, размеров, углов, формы)
|
| | Восприятие расстояния до предметов
|
| | Восприятие движения и скорости
|
| | Быстрота адаптации к свету и темноте
|
| | Восприятие звуковых сигналов, в том числе
| Устной речи
|
| | Технических звуков
|
| | Природных звуков
|
| | Музыки
|
| | Слабых звуковых сигналов
|
| | В условиях шума
|
| | Направления источника звука
|
| | Громкости
|
| | Высоты и тембра звука
|
| | Осязание и ощупывание, восприятие веса, температуры, толщины, гладкости и твердости предметов, вибрации
|
| | Восприятие равновесия и ускорения
|
| | Восприятие запахов
|
| | Восприятие вкуса
|
| | Восприятие одновременно большого количества сигналов
|
| | Восприятие сигналов в высоком темпе
|
| | Восприятие незначительных изменений
|
| | Восприятие продолжительности, последовательности, ритма
|
| | Двигательные
| Нахождение в статической позе
| Стоя
|
| | Сидя
|
| | Передвижение
| Ходьба
|
| | Другие виды (бег, лазание, ползание, прыжки, плавание и т.п.)
|
| | Манипулирование предметами (хватание, поднимание и опускание, переноска, буксировка, толкание, вращение, метание, удары и т.п.)
|
| | Устная речь (продолжительная, громкая, четкая, выразительная)
|
| | Быстрое запоминание движений и формирование двигательных навыков
|
| | Выполнение движений, требующих специальных навыков
| Письмо
|
| | Рисование
|
| | Пение
|
| | Танцы
|
| | Игра на музыкальных инструментах
|
| | Работа на клавиатуре
|
| | Стрельба
|
| | Управление транспортным средством
|
| | Управление другими машинами и механизмами
|
| |
|
| | Выполнение различных по характеру движений
| Мелких
|
| | Быстрых
|
| | В высоком темпе
|
| | Сильных
|
| | Плавных
|
| | Циклически повторяющиеся
|
| | Последовательных
|
| | Дозированных
|
| | Отслеживающих
|
| | Всем телом
|
| | Руками и ногами
|
| | Обеими руками
|
| | Пальцами
|
| | С удержанием равновесия
|
| | Быстрое реагирование на зрительные и слуховые раздражители
|
| | Прикладывание больших мышечных усилий, перенесение интенсивных и продолжительных двигательных нагрузок
|
| | Интеллектуальные
| Концентрация внимания
| В течение длительного времени
|
| | С быстрым переключением с одного объекта на другой
|
| | С распределением на нескольких объектах
|
| | С преодолением помех
|
| | Запоминание, сохранение и воспроизведение информации
| Зрительной
|
| | Слуховой
|
| | Словесной
|
| | Связанной с внешностью и поведением
|
| | Связанной с именами и терминами
|
| | Связанной с количественными данными
|
| |
|
| | Воображение, оперирование наглядными представлениями о положении, размерах и форме, движении, цветах, звуках, длительности и последовательности, лицах, местоположении и маршруте и т.п.
|
| | Рассуждение, оперирование отвлеченными понятиями, терминами, символами, языками, правилами, показателями, числами, формулами, таблицами и т.п., выделение наиболее существенных признаков, сравнение, анализ, обобщение, абстрагирование, определение понятий, классификация, умозаключение
|
| | Выполнение интенсивной и длительной умственной деятельности
|
| | Выражение своих мыслей устно или письменно, развернуто или лаконично, аргументирование, доказательство
|
| | Придумывание, нахождение новых, оригинальных решений
|
| | Вычисления
|
| | Коммуникативные
| Ориентирование в поведении и отношениях, понимание других людей, умение знакомиться и вступать в контакт
|
| | Воздействие на других, побуждение, убеждение, внушение, требования
|
| | Подчинение, послушание, выполнение указаний, соблюдение дисциплины
|
| | Сопротивление влиянию других людей
|
| | Сопереживание, помощь, забота, уход
|
| | Предупреждение и разрешение конфликтов
|
| | Сотрудничество
|
| | Соперничество
|
| | Выражение своих чувств и отношений
|
| | Сдерживание своих чувств
|
| | Публичные выступления
|
| | Грамотное письмо
|
| | Владение иностранным языком
|
| | Работа в коллективе
|
| | Работа в одиночестве
|
| | Волевые
| Сохранение работоспособности в критических ситуациях
|
| | Принятие решения, принятие на себя ответственности, проявление инициативы, готовность к риску
|
| | Исполнение решений, достижение цели, преодоление препятствий, перенесение трудностей, лишений, борьба с усталостью, скукой, страхом, болью, необходимость заставлять себя
|
| | | | | | |
|