![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика интервью
Интервью является наиболее распространенным средством психологической диагностики в практике психотерапии и консультирования. Кроме того, интервью используется при проверке знаний в педагогике, изучении общественного мнения в социологии, выяснении представлений и отношений людей в журналистике, знакомстве с кандидатами на вакантные должности в процессе отбора персонала, при диагностике представлений о проблемах и способах их решения в управлении. Относительно простая на первый взгляд процедура интервью, которая сводится к регистрации ответов респондента на вопросы интервьюера, может приводить к иллюзии доступности этого метода. Многие недостаточно искушенные интервьюеры полагают, что анализ содержания высказываний респондента в отношении самого себя позволяет наиболее быстро и легко решать задачу диагностики особенностей его личности, ее состояний, подлинных переживаний и отношений. Между тем, то, что человек говорит о себе, далеко не всегда соответствует тому, что он о себе думает, не говоря уже о том, как он на самом деле ведет себя в различных ситуациях и реагирует в ответ на те или иные события. У многих из нас есть основания скрывать некоторые свои отношения и чувства не только от других, но и от самих себя. Особенно это касается отношений к себе, другим людям, общественно значимым явлениям. В основе искажения подлинных отношений и переживаний в процессе интервью могут быть: стремление респондента соответствовать ожиданиям и требованиям окружающих, производить желаемое впечатление; демонстрация своих чувств, мнений и поступков; недоверие интервьюеру; страх перед негативными последствиями откровенных высказываний и некорректным использованием результатов интервьюирования; установки, привычки, убеждения и предубеждения респондентов; степень выраженности таких качеств личности как конформность, искренность, способность к рефлексии и многие другие причины. Поэтому если ограничить интервью анализом содержания высказываний, то такое интервью позволяет выявлять субъективное содержание только тех представлений, отношений, чувств, воспоминаний и оценок различных событий, действий и людей, которые респондент осознает сам и не скрывает от интервьюера. Между тем, в результате правильно организованного и проведенного интервью действительно можно получить гораздо больше информации о человеке, чем та, что содержится в его словах. Не менее информативными по сравнению со смыслом высказываний являются такие невербальные показатели реакций респондента, как:
Используя анализ невербальных показателей в процессе интервью, мы можем выявить подлинное эмоциональное отношение респондента к различным занятиям, людям или событиям. Для этого мы сначала просим респондента рассказать, что ему в жизни больше всего нравится, что доставляет ему наибольшее удовольствие, к чему он стремится, что его интересует, чем он увлекается и т.д. В процессе этого рассказа мы наблюдаем за невербальным поведением респондента и отмечаем, какие признаки поведения сопровождают его заведомо позитивное эмоциональное отношение к тому, о чем он говорит. Затем мы просим респондента рассказать, что ему не нравится, чего он боится, что вызывает у него наибольшие затруднения и т.д. И опять мы регистрируем невербальные характеристики его поведения, сопровождающие его заведомо негативное отношение к содержанию рассказа. Таким образом, мы осуществляем индивидуальную калибровку реакций респондента, то есть получаем образцы и стереотипы невербальных признаков различных его эмоциональных проявлений и отношений. Наконец, после калибровки мы продолжаем спрашивать респондента о различных видах деятельности – работе, учебе, о различных людях – членах семьи, коллегах, сотрудниках, начальстве, о различных событиях и т.д. При этом мы наблюдаем за невербальным поведением респондента и фиксируем сходство реакций с позитивными или негативными образцами, полученными в процессе калибровки. Сходство поведения в ходе высказываний с негативными образцами свидетельствует о том, что респонденту не нравится то, о чем он рассказывает, что бы он об этом ни говорил, и наоборот. Эффективность интервью зависит от большого количества факторов, к которым мы можем отнести:
Любое эффективное интервью состоит из следующих этапов:
В зависимости от степени жесткости состава и последовательности вопросов можно разделить интервью на свободные и стандартизированные. Свободное интервью характеризуется наличием цели и перечнем тем для обсуждения. Последовательность тем, глубина и характер их обсуждения, форма и содержание вопросов определяются интервьюером в зависимости от поведения респондента, отношений и других конкретных условий. Стандартизированное интервью определяет не только цели, но также последовательность и формулировку вопросов. В зависимости от количества респондентов интервью делится на индивидуальное и групповое. Индивидуальное интервью является основной и наиболее распространенной формой, позволяющей решать любые исследовательские, диагностические и консультационные задачи. Групповое интервью (фокус-группы) в большей мере ориентировано на исследования, более сложно в подготовке, организации и проведении, но при правильном использовании позволяет достичь большей активности респондентов, интенсивности и глубины обсуждения, а также предоставляет дополнительную информацию о поведении и взаимоотношениях респондентов. Формы вопросов, используемых в интервью, подразделяются на открытые и закрытые. Открытые вопросы, содержащие слова «что», «как», «почему», «зачем», «в каких случаях» и т.п., являются основными в интервью, не ограничивают респондента в продолжительности, количестве и составе вариантов ответов, побуждая их к глубоким и развернутым ответам. Закрытые вопросы, предполагающие выбор респондентом одного из двух или нескольких вариантов ответов, играют в интервью дополнительную роль. Они предназначены для уточнения полученной информации, снижения уровня эмоциональной напряженности респондента или ограничения его активности и торможения потока его высказываний. Кроме вопросов в интервью могут использоваться различные проективные техники, ассоциации, рисунки, игры, предоставляющие дополнительный материал для обсуждения и структурирующие беседу. Причинами ошибок при организации и проведении интервью могут быть:
В качестве примеров частично стандартизированных интервью можно предложить варианты интервью по выбору профессии, интервью с кандидатом на вакантное рабочее место и интервью с сотрудником организации.
|