![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Несколько слов об используемой в пособии терминологии
Как уже отмечалось в предисловии, теория рыночной конкуренции родилась относительно недавно. Устоявшейся и общепризнанной во всем мире терминологии в этой научной дисциплине пока нет: почти каждый исследователь использует свою систему обозначений. При этом описания рыночной стратегии компаний в экономической литературе отличаются на первый взгляд курьезной особенностью – используемые термины часто имеют выраженный биологический «акцент»: рыночная ниша (явная калька с ниши экологической), «выживание в конкурентной борьбе», доминантная фирма и т.д. Особенно же часто встречаются вроде бы не совсем всерьез проводимые сравнения определенных типов фирм с животными и растениями: «жалящими москитами», «неповоротливыми бегемотами», «серыми мышами» (см. ниже). Разумеется, по-настоящему никто не думает переносить на хозяйство законы, действующие в биологии. Но и обращение к миру живых существ кажется неслучайным: принятое в традиционной (вплоть до второй половины XX века) экономической теории представление о возможных вариантах конкурентной борьбы было до предела обеднено. Оно сводилось, по существу, к описанию двух вариантов конкуренции, соперничеству равных по мощи предприятий или к подавлению слабого сильным. На практике, однако, каждый исследователь сталкивается с исключительно сложной картиной рыночного взаимодействия фирм, в эти рамки никак не укладывающейся. Не удивительно, что не обнаружив в своей науке подходящих терминов, он ищет их на стороне. К тому же в биологии соответствующая терминология отработана очень хорошо. Не забудем, что миллиарды живых существ, населяющих Землю вступают в конкурентные отношения ежедневно. Это тот прочный эмпирический фундамент, на котором биологи создают и оттачивают свой понятийный аппарат. Нам не хочется порывать с этой стихийно сложившейся традицией, поскольку она делает достаточно сложные термины запоминающимися и понятными. Есть и еще одна причина. В биологии нашей страны уже принадлежит грустный приоритет: теория типов конкурентной стратегии была впервые предложена в 1935 г. Л. Г. Раменским и осталась в полном небрежении, пока через 40 лет не была переоткрыта англичанином Дж. П. Граймом и не приобрела всемирную известность. Память о выдающемся соотечественнике можно хранить по-разному. В том числе и закрепив принятую им терминологию. Пусть даже в другой науке. Л. Г. Раменскому принадлежат играющие центральную роль в настоящем пособии термины «виолент», «патиент», «эскплерент». Разумеется, мы вкладываем в них чисто экономическое содержание. Автором же «звериных» обозначений типов фирм («лис», «мышей», «львов» и т.д.) является всемирно известный швейцарский эксперт Харальд Фризевинкель. Классификация Х. Фризевинкеля и Л. Г. Раменского хорошо сочетаются между собой и мы решили использовать в пособии обе.
|