![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коммутанты как ограничитель неэффективного крупного производства.
Суть дела такова. Для многих ведущих компаний характерно стремление от начала до конца произвести сложное изделие, не обращаясь к помощи субпоставщиков. Такой подход регулярно плодит мелкое производство внутри гигантских концернов. Как правило, эти участки отличаются низкой производительностью. Захватывая прежде независимые фирмы или создавая новые полуремесленные производства, концерн обрастает массой неуправляемых мелких участков и цехов, слабо связанных с основной деятельностью компании. Так, крупный производитель автомобилей может занимать самые передовые позиции в технологии производства моторов, сборки кузовов и т.д. Но практически невозможно добиться, чтобы на высшем уровне работали и все подсобные производства, скажем, участок по обтяжке сидений кожей. Впрочем до поры до времени эта неэффективность остается скрытой. Ведь продает концерн не сидения по отдельности, а весь автомобиль сразу. И в готовом изделии плохая работа одних участков уравновешивается хорошей работой других. Что произойдет, однако, если конкурирующие корпорации закроют у себя подсобные производства и станут покупать более дешевые и качественные сидения у мелких фирм? Издержки у них упадут и они смогут продавать машины дешевле, чем цепляющийся за собственное производство концерн. Рано или поздно и он перейдет к закупкам комплектующих изделий на стороне. По форме, таким образом, идет конкуренция между автомобильными гигантами. По существу же мелкие независимые производители конкурируют с мелкими же подразделениями крупных концернов и успешно вытесняют последних с рынка. Мелкий бизнес выступает в роли скальпеля, руками одних виолентов (в реальном автомобилестроении в этой роли выступили японские компании, первыми отказавшиеся от собственного производства многих деталей) срезающего малопроизводительные подразделения других крупных фирм. Мы убедились, таким образом, что поглощение или полное подчинение коммутантов-поставщиков не входит в стратегические интересы крупных фирм. Напротив, сотрудничество выгодно обеим сторонам. Виолент с его помощью повышает свою конкурентоспособность в борьбе с другими гигантами (в теории маркетинга этот прием даже получил особое название – «снижение глубины переработки»). Коммутант же получает емкий рынок для своей продукции и возможность относительно безопасного роста под защитой крупной фирмы. Обратим внимание и на другое обстоятельство. По отдельности коммутанты слабы. Их прямое столкновение с крупной фирмой обычно заканчивается гибелью, знаменитым «удушением аутсайдера». Во взаимоотношениях всего мелкого бизнеса и крупного капитала, как мы видели, роли распределяются иначе. Атакующей стороной часто выступают мелкие «серые мыши». Еще отчетливей это заметно в деятельности третьей разновидности коммутантов.
|