![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отсутствие безусловно-фиксированных издержек
Малый производитель имеет преимущество в издержках, поскольку он не несет расходов на НИОКР и рекламно-маркетинговую поддержку продвижения нового товара на рынок. В главе 3 мы описали эти виды издержек как безусловно-фиксированные. Это значит, что они совершенно постоянны вне зависимости от объема производства, а значит в расчете на единицу продукции ниже у той фирмы, которая выпускает больше товаров. Низкие безусловно-фиксированные издержки являются одной из первооснов высокой конкурентоспособности крупных предприятий (виолентов). Сейчас мы может уточнить это положение. Имитируя удачные чужие товары, коммутанты нашли «черный ход», позволяющий обойти преимущество виолентов. Их безусловно-фиксированные издержки просто равны (или близки к) нулю. Поэтому нет нужды в выпуске громадного числа стандартных товаров, чтобы распределить между ними расходы на НИОКР и т.п. Мелкое подражательное производство оказывается эффективней крупного. Обеспечивая качество примерно совпадающее с качеством соответствующих оригинальных товаров известных фирм, коммутанты устанавливают существенно более низкие цены (по западной практике – в 1, 5-2 раза, в российских условиях, еще ниже). Надо, правда, сделать очень важную оговорку. Развернуть свое высокоэффективное производство подражатели могут только тогда, когда есть, что имитировать. А сами создать новое, вынести связанные с этим расходы, они не в силах. Поэтому тесня «львов», «слонов», «бегемотов» на отдельных сегментах рынка, окончательно подорвать их общие позиции «серые мыши» не могут. Без выводимых на рынок виолентами новых массовых стандартных товаров они сами бессильны.
Реальный пример.
Копии против оригиналов. Практически любое эффективное лекарство в наше время представлено на капиталистическом рынке в двух вариантах: оригинальный препарат и его многочисленные копии с той же самой химической формулой. Если обратиться к статистике цен только самых известных препаратов-копий, то в ФРГ они были дешевле: нифедипин (сердечно-сосудистое средство) – на 53, 1 %, ампицилин (антибиотик) – на 43, 2 %, фуросемид (диуретик) – на 53, 8 %, и даже почти 100 лет известный аспирин – на 53, 8 %. Предлагая равное по действию лекарство гораздо дешевле, мелкие фирмы-производители нередко вытесняют крупных производителей со значительной части рынка. Так, 15 мелких производителей нифедипина (в нашей стране это лекарство известно как коринфар) в первые же месяцы после истечения срока патента на эту субстанцию своей агрессивной ценовой конкуренцией добились снижения доли оригинального препарата концерна «Байер» на 50 %. Примерно также обстоит дело с производством компьютеров и микропроцессоров для них. Только тут копии принято называть не джинерика, а «клонами». Обычно не проходит и года после выпуска лидером отрасли «Интел» нового микропроцессора, как американские, японские и тайваньские мелкие фирмы налаживают производство его двойников-клонов. А другой гигант – «ИБМ» – часто страдает от того, что клонированию подвергается не только процессор, но и весь созданный на его базе компьютер. Наконец, совсем остро та же проблема стоит в случаях так называемого «пиратства» – противозаконной имитации самого товара, его оформления и торгового знака производителя. Что только не становится жертвой «пиратства»: знаменитые марки духов и алкогольных напитков; престижные часы лучших швейцарских фирм и одежда парижских модельеров. А в Москве в момент написания настоящего пособия легко – и за гроши – можно было купить компакт диски с полным собранием наиболее популярных программ для персональных компьютеров, которые их фирмы-создатели разрабатывали долгие десятилетия.
Вопросы для ситуационного анализа:
1. Как воздействуют копирование марочных товаров на потребителя этих продуктов? 2. Каково влияние подражательства на темпы научно-технического прогресса? 3. В чем с точки зрения экономики разница между легальным копированием и «пиратством»?
|