![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рассмотрим конкретный пример.
Во время знаменитых нефтяных кризисов 70-х гг. цены на нефть выросли в общей сложности более чем в 11 раз. Однако спрос на этот товар долгие годы продолжал расти. Его сокращение началось лишь через 7 лет после первого «нефтяного шока». Замедленность реакции объясняется просто. Потребление нефти, как одного из главных энергоносителей, определяется экономичностью многочисленных массовых, типовых изделий: разнообразных двигателей, электроприборов, отопительных и технологических систем и пр. Быстро перевести их текущее производство и, тем более, весь накопленный парк на новые экономичные модели нельзя. Другими словами, нефтяные шоки обрекали потребителей энергоемкого оборудования на длительный период угнетенного существования в условиях повышенных издержек, а его производителей на долговременное снижение спроса. Многие мелкие и средние компании (патиенты и коммутанты), чей бизнес был связан с энергоемким производством, разорились. В полосу долговременных трудностей попали и виоленты, использовавшие или выпускавшие неэкономичную продукцию. Но благодаря колоссальной мощи они в своем большинстве смогли устоять (хрестоматийный пример – американские автомобильные концерны). Однако, и энергетический кризис был выгоден части фирм. Уже в первые годы после изменения цен на нефть коммутанты занялись переделкой существующего оборудования, выпуском средств индивидуального утепления домов и т.п. Выиграли и те из патиентов, которые еще до шока специализировались на экономичных моделях для отдельных групп клиентов, которые уже тогда были особо заинтересованы в энергосбережении. Рынок для их продукции стал массовым. Больше капиталов стали также получать фирмы-пионеры, которые продвигали нововведения, обещавшие экономию энергии. Виоленты же смогли приспособить свое крупное производство к новым условиям лишь с большим запозданием. Зато результат их действий оказался мощным и долговременным. Парк энергопотребляющего оборудования претерпел такие перемены, что потребление нефти продолжало падать даже в 80-90-е годы, когда цены на нее снизились. В засуху поле пшеницы выгорает дотла. Лес же – сообщество растений – выживает. Жухнет трава, гибнут влаголюбивые деревья, но наделенные глубокими корнями сосны переносят ее, а засухоустойчивые растения даже отвоевывают дополнительное место под солнцем. Легко видеть, что даже на затяжные и значительные по размаху потрясения, мир компаний реагирует не как уязвимая монокультура, а как сложное, и потому живучее сообщество. В его рядах есть «части быстрого реагирования» – коммутанты, мгновенно приспосабливающиеся к любой обстановке. Среди узкоспециализированных фирм-патиентов хотя бы часть развивала свою активность в том направлении, которое пригодится в новых условиях и потому также готовы к переменам. Мощный, инерционный производственный аппарат виолентов медленно адаптируется к изменениям, но гиганты достаточно устойчивы, чтобы не погибнуть от первого удара и довести этот процесс до конца. Наконец, фирмы пионеры ведут столь глубокий поиск, что не только способны найти радикальные решения уже вставших проблем, но могут найти ключ даже к проблемам завтрашнего дня.
|