![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сообщество фирм и кризисы
Особо, как важный специальный случай, оговорим, что сложная организация конкурентного сообщества повышает устойчивость хозяйства и к регулярно повторяющимся циклическим кризисам. Наибольшее падение спроса во время кризисов перепроизводства обычно приходится на массовую стандартную продукцию. Сильнее всего сокращается производства (и интенсивней увольняются рабочие) на крупных предприятиях-виолентах. Массами исчезают и локальные потребности, составляющие рынок мелких фирм-коммутантов. Судьба этих двух типов фирм, впрочем, неодинакова. Коммутанты разоряются тысячами (как, впрочем, и вновь создаются при малейшем улучшении обстановки или просто в другой сфере – см. главу 6). Виоленты же, принимая на себя основную тяжесть кризиса, гибнут при этом редко. «Львов», в частности, спасает то, что новые, быстрорастущие отрасли, в которых они действуют, мало страдают от кризисов. «Слоны» и «бегемоты» выживают за счет отраслевой и географической диверсификации. Среди производящих разные продукты в разных странах дочерних обществ у этих гигантов всегда находятся такие, которых не затронула плохая конъюнктура, на продукцию которых сохранился сильный спрос. Они-то и стабилизируют положение всего концерна в целом. Патиенты, напротив, относительно невосприимчивы к кризисам (разумеется, если те по каким-то особым причинам не достигают пика своей остроты именно на том сегменте рынка, на котором действует данный патиент). Богатые потребители их качественной и специализированной продукции, как правило, достаточно крепко стоят на ногах, чтобы не прекращать закупок даже во время кризиса. В целом все сообщество работает как амортизатор кризиса. Его основной удар принимают самые мощные фирмы (виоленты), лучше всего приспособленные к тому, чтобы выдержать спад, и самые гибкие компании (коммутанты), без особых потерь способные выйти из бизнеса. Причины такого положения наукой пока недостаточно исследованы. Существует, в частности, гипотеза, что здесь действовал естественный отбор. Компании, наиболее страдающие от кризисов, выработали способы его смягчения для себя лично. Те же, которые не смогли этого сделать, просто не выжили. Некоторые ученые в этой связи указывают на особую глубину Великой депрессии 30-ых годов, поставившей капитализм на грань гибели и вызвавшей разорение ряда крупных и знаменитых фирм. В то время крупные фирмы еще не имели эффективной антикризисной стратегии. Известно, в частности, что объединенные в картели крупные предприятия того времени, реагировали на падение спроса свертыванием производства при сохранении высокого уровня цен. То есть, опираясь на свою монополистическую мощь, пытались принудить потребителя покупать товары на продиктованных ими условиях несмотря на кризис. Итогом этого отпугивающего массового покупателя и потому противоречащего принципам виолентной стратегии поведения гигантов было дальнейшее углубление падения спроса. Если эта гипотеза верна, то логично допустить, что и катастрофический размах кризиса в реформируемой экономике России по крайней мере отчасти связан с незавершенностью формирования в ней конкурентного сообщества компаний. Ведь многие наши предприятия реагируют на кризис точно также как и западные картели: свертывают производство и повышают цены.
|