![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конкуренция и качество рынка.
Остановимся теперь на проблеме взаимосвязи конкуренции и качественных показателей состояния рынка: его насыщенности разнообразными товарами и полноте ассортимента во всех его точках: от крупного города до небольшого поселка. Вернемся для этого еще раз к диаграмме распределения спроса на товар, отразив на сей раз на ней положение всех типов фирм, придерживающихся четырех основных типов стратегии. Мы уже подробно обсуждали неудобства, испытываемые фирмами при пересечении (или наложении) их реализованных ниш. Конкуренция на соответствующих сегментах рынка приобретает характер ожесточенной борьбы на вытеснение. Ведь принцип конкурентного исключения гласит: из двух или многих схожих товаров, если они ориентированы на одних и тех же потребителей, предъявляющих к ним одинаковые требования, на рынке обычно удерживается только один (лучший). Напротив, незанятые сегменты рынка исключительно привлекательны для фирм – здесь вообще нет конкурентов, а значит можно быстро наращивать продажи и устанавливать высокие цены (т.к. нет нужды в поддержании большого запаса конкурентоспособности). Рис. 17. Варианты стратегического положения компаний на рынке
Макроэкономическим следствием такого сочетания стимулов и анти-стимулов, действующих на фирмы, является тенденция к равномерному освоению всего рыночного пространства фирмами-конкурентами. На нашем рисунке не занятое никем рыночное пространство в левой части графика распределения спроса, наверняка будет привлекать патиента С; коммутанта Д (для которого смещение на этот сегмент рынка вдвойне важно, поскольку позволит избавиться от пересечения реализованных ниш с могущественным виолентом О): и даже для лидера отрасли О. Очевидно, что в реальной жизни такой сегмент рынка не будет долго пустовать. Равномерность заполнения рыночного пространства повышает качество снабжения потребителей в географическом и ассортиментном плане. Так, для конкурентного рынка не свойственен резкий разрыв в снабжении товарами крупных центров и периферии. Конечно, в столице спрос покупателей более высок, чем в мелком городишке, и потому столичный рынок – лакомый кусок для поставщиков. Но именно в силу этого он привлечет массу фирм и их ниши пересекутся. Начнется взаимное отталкивание конкурентов, вытеснение их части сначала в крупные города, а затем во все более мелкие населенные пункты. В России, печально отличавшейся долгие годы пустыми полками деревенских сельпо, процесс выравнивания уровня снабжения разных городов и поселков, принял очень заметные формы. Улучшение снабжения периферии – одно из немногих достижений первых лет трудных (и не всегда удачных) реформ, которое непосредственно почувствовал рядовой потребитель. В основе же этого благотворного сдвига лежит давление конкуренции, «расталкивающей» поставщиков даже в самые глухие медвежьи углы, если они не заняты соперниками. Но рыночное пространство имеет не только географическое, но и ассортиментное измерение. Производитель ложек, первый догадавшийся (далее следует реальный, а не придуманный пример), что стоит изогнуть, особым образом искривить их, и они сразу станут удобными для ребенка, немедленно вырвался за пределы конкурентного противостояния с прежними соперниками. Никто больше не делал ложек для детей, только еще учащихся есть, а он перестал делать обычные столовые приборы. Прежние конкуренты теперь мешали ему не в большей мере, чем сапожник мешает булочнику: предприятия обоих без всякой конкуренции могут размещаться в одном и том же доме. Мы сознательно привели пример нехитрой выдумки: чтобы сделать кривую ложку вместо прямой, не надо ни инженерного таланта, ни нового оборудования, ни дополнительных денег. Зато надо думать о потребителе, постоянно искать, какая мелочь повысит для него потребительскую ценность вещи. И конкуренция заставляет делать это каждую фирму, заставляет ее непрерывно обогащать палитру предлагаемых на рынке товаров. Крайнюю форму расширения ассортиментного богатства рынка представляет собой радикальные нововведения. На рис. 17 мы не случайно показали положение эксплерентов в виде взрывов, разрывающих устоявшуюся ткань рынка данного товара. По существу, каждое из них создает новый рынок, что и будет рассмотрено в следующем параграфе.
|