![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды нововведений
Можно ли уточнить сравнительное значение этих направлений НТП для экономики? Обратимся для ответа на этот вопрос к предложенной уже упоминавшимся германским исследователем Рольфом Бертом (и слегка видоизмененной нами) классификации инноваций по двум признакам: 1) степени новизны (малой, средней или большой) 2) происхождению идеи нововведения (собственной или заимствованной). На рис. 19 показаны возможные комбинации обоих признаков.
Рис. 19. Виды инноваций В зоне А показаны собственные достижения малой степени новизны – это уже знакомые нам улучшающие инновации. Их примером может служить та же гнутая ложка для детей или чемодан с колесиками. В зоне В мы видим реализацию средних по новизне собственных идей. Их можно назвать инновациями с предсказуемым риском. Сюда относятся все значительные новинки, реакцию рынка на которые, однако, легко предвидеть. Например, шина, которая не спускает при проколе: что автолюбители примут ее с восторгом, можно не сомневаться, но неясен технический способ решения задачи. Зона С – прорывные инновации. Они и новы и оригинальны в высшей степени. Но риск здесь непредсказуем ни в каком отношении. Напомним уже использованный пример: можно ли просчитать сроки, бюджет, да и принципиальную осуществимость возрождения дирижаблестроения? Зона D – чистый плагиат. Чужая инновация слепо копируется. Примером может служить мебельный цех, руководитель которого ставит на поток виденную где-то и понравившуюся ему модель буфета. Зона Е – применение чужих идей средней степени новизны к собственному бизнесу. Так, перенося идею мелкооптовой продажи на русский рынок, занявшиеся этим предприниматели, безусловно и вводили нововведение, и рисковали. Но и новизна, и риск были умеренными – в конце концов, магазины мелкого опта есть во всем мире и шансов, что они не приживутся в России не так уж много. Зона F – перенос инноваций из другой сферы, сопряженной с прорывным эффектом для собственной деятельности. Риск и новизна здесь велики – никто не знает, как примет такой перенос рынок.
|