Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели, задачи и функции государственной службы






2.1 Цели государственной службы

Вопрос о целях и задачах государственной службы, несмотря на свою важность, носит во многом постановоч­ный характер. Дело в том, что методология целеполагания в управлении вообще и в государственном управлении в частности менее всего разработана. Цели государственной службы можно рассматривать как форму осознания и закре­пления государственными органами в соответствующих нор­мативных правовых актах социально значимых актуальных проблем.

Как мне представляется, основными целями государ­ственной службы являются:

· удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Консти­туции РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ.

· совершенствование работы государственного аппарата;

· формирование эффективного механизма управления государственной службой в стране;

· повышение эффективности профессиональной деятельности государственных служащих;

· в формировании условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы.

 

2.2 Основные задачи государственной службы

Выясняя задачи государственной службы, необходимо учитывать, что государственные служащие активно уча­ствуют в разработке проектов законов, программ, выражаю­щих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложе­ний об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти, в предо­ставлении государственных услуг.

Поэтому среди основных задач государственной службы можно выделить следую­щие:

· обеспечение конституционного строя;

· выработка стратегии экономического, социального политического развития страны;

· подбор кадров, способных реализовать стратегию развития страны;

· создание организационных структур государственной власти;

· принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;

· защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;

· создание необходимых условий для реализации функ­ций государственных органов.

По мнению, В. Д. Граждана, в системе государственного управления государственная служба предназначена для выполнения двуединой задачи. Во-первых, это оказание административной (аппаратной) поддержки политическому руководству страны; во-вторых, изучение проблем управле­ния и интересов всех слоев населения, в чем так нуждаются государственные органы.[5]

Таким образом, каждый вид государственной службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.

 

2.3. Функции государственной службы

Понятие «функции государственной службы» и их виды в нормативных правовых актах пока не определены, что отражает один из пробелов правового регулирования дан­ного института. В научной и учебной литературе вопрос о функциях государственной службы носит преимуще­ственно постановочный характер. Одни авторы под функ­циями государственной службы понимают самостоятельные и относительно обособленные виды государственно-служеб­ных действий. Другие — рассматривают функции государ­ственной службы как организацию практической реализа­ции правовых норм.

Предлагается еще один вариант искомого понятия: функции государственной службы - основные направления воздействия государственных служащих на общественные отношения для достижения целей и задач государства. [6]

Можно также утверждать, что функции государственной службы в целом совпадают с функциями органов государственной власти и государственного управления. Последнее утверждение основано на том, что государственная служба согласно законодательству Российской Федерации призвана обеспечивать полномочия органов государственной власти.

Выполняемыегосударственными служащими функции подразделяются на социально-политические (общие) и специально-юридические.

К общим функциям государственной службы можно отнести:

· управление общественными делами (в этой связи государственную службу можно рассматривать как организаци­онный институт);

· целеполагание — функция, предназначение которой состоит в том, чтобы определить параметры оптимального функционирования государства и общества в целом, модель его будущего развития, алгоритм государственного управле­ния;

· прогнозирование и моделирование развития общества и государственных органов (в основе данной функции лежит анализ тенденций общественного развития, она связана с предвидением изменений в обществе и органах государ­ственной власти, обусловленных какими-либо событиями или целенаправленными действиями);

· планирование — это принятые заранее решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать в государствен­ных органах (в ходе планирования производится опреде­ление направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процес­сов в обществе и государственных органах);

· организацию — создание и упорядочивание струк­туры государственной службы и государственных органов, их штатов, процессов государственного управления в целях устойчивого и динамичного развития общества и государ­ственных органов (предназначение государственной службы состоит в организации жизни граждан и, как известно, государственные служащие прямо или косвенно обеспечивают процесс социальной организации человека);

· контроль — установление соответствия или несоот­ветствия показателей развития общества и государственной службы внутренним или внешним стандартам и уровню, задаваемому планами и программами;

· учет — фиксирование в количественных показателях процессов, протекающих в обществе и на государственной службе;

· координация — согласование деятельности различ­ных государственных органов для достижения общих целей и задач государства;

· информационное обеспечение деятельности государ­ственных органов и жизни общества, т.е. сбор, получение обработка, анализ информации, необходимой для осущест­вления государственной деятельности.

В последние годы государственная служба все чаще рас­сматривается как производитель государственных социаль­ных услуг. Речь идет об образовании, здравоохранении, без­опасности и т.д. Поэтому можно говорить о такой функции государственной службы, как производство государственных услуг.

Государственная служба выполняет воспитательную функцию. Она играет важную роль в формировании в обще­ственном сознании уважительного отношения к человече­ской личности, институтам государства и права.

Для динамичного развития общества большое значе­ние имеет регулятивная функция государственной службы. Государственные служащие играют активную роль в регу­лировании отношений между социальными группами в эко­номической, политической, социальной и идеологической сферах жизни общества. В этих целях устанавливаются пра­вила, нормативы, задается направленность действий граждан и государственных служащих. Это проявляется при разра­ботке различных программ, законопроектов, принятии поли­тических решений.

К специально-юридическим функциям государственной службы относятся:

· правотворческая (государственные служащие прини­мают активное участие в разработке проектов нормативных правовых актов, их экспертизе, аналитической и справочной работе правотворческого процесса);

· правоприменительная (государственные служащие претворяют в жизнь нормы конституций, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ).

· правоохранительная (государственные служащие защищают установленные нормы права от нарушений субъ­ектами правоотношений, в этих целях используются органы контроля и надзора, методы принуждения).

Конкретные функции структур государственной службы и государственных служащих устанавливаются положениями о структурных подразделениях аппарата органов государственной власти и должностными инструкциями.

Функции государственной службы осуществляются с помощью правовых, экономических, организационно-рас­порядительных, социально-психологических методов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал