Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пространство власти современной России






«Широка страна моя родная,

много в ней полей, лесов и рек»

(В. Лебедев-Кумач)

 

2.1. О территориальной (пространственной) структуре в современной России

В этих словах известной песни наглядно отражено величие пространства необъятной родины моей – России. Его, этого пространства так много, что далеко не всегда понятно, как им мож­но управлять?

Возникает закономерный вопрос: «В чем же заключаются пространственные стремления или намерения современной российской власти?» Вполне возможно предположить, что они состоят в преодолении этого пространства. Именно оно чаще всего мешает отечествен­ной власти в достижении собственных целей под те задачи, которые у нее возникают. Отсюда и выбор способов для их осуществления. И для этого все способы хороши. К ним относятся ломка пространства, его модернизация и минимизация.

В настоящее время терри­ториальная структура Российской Федерации представляет собой результат делений территории страны в следующих отношениях:

• собственно административно-территориальном (национально-территориальном);

• окружном (функциональном, отраслевом);

• муниципальном.

 

2.2. Уровни административно-территориального деления страны

 

С административно-территориальной точки зрения, страна состоит из субъектов Федерации, интегрируе­мых в политическое целое вертикалями исполнительной вла­сти и политическими институтами. Административно-территориальное деление дополняется делением по национальному признаку так, что часть субъектов Федерации суть территориальные объекты, а часть - нацио­нально-территориальные.

Согласно материалам Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления, можно выделить четыре уровня.

Первый уровень составляют 85 субъектов Российской Федерации – 85 административно-территориальных образований (АТО) – 85 регионов, в том числе 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область (Еврейская), 4 автономных округа.

Промежуточный уровень между первым и вторым уровнями составляют автономные округа, которые вошли в состав других административно-территориальных образований - субъектов Российской Федерации.

Второй уровень - это административно-территориальные образования городов регионального значения, сельские районы.

Промежуточный уровень представляют городские районы.

Третий уровень административно-территориальных образований представляют города районного значения, поселки городского типа (рабочие поселки), сельские администрации.

Четвертый уровень включает в себя сельские населенные пункты: села, поселки, деревни, хутора и др.

При размежевании государства на субъекты и проведении границ между ними учитываются, прежде всего, экономиче­ские, географические и демографические факторы. Экономи­ческий принцип предполагает, что учитываются естественно-географические и производственные особенности страны, раз­меры ее территории, численность и плотность населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направле­ние и характер путей сообщения, размещение производитель­ных сил.

2.3. Уровни окружного (отраслевого, функционального) деления страны

 

В Российской Федерации выстроена система округов, в рам­ках которых осуществляется добыча ресурсов, их распределе­ние, управление их потоками и контроль за освоением-списа­нием. Округа сформированы по разным основаниям.

В настоящее время существуют:

• федеральные округа как административно-политические
элементы деления территории страны;

• округа военной организации государства;

• округа правоохранительной организации государства, в том числе таможенные;

• судебные округа;

• избирательные округа;

• транспортные округа (железные дороги, пароходства, ок­руга управления воздушным движением и пр.);

• энергетические округа (районы генерирующих компаний, наследовавших активы РАО ЕЭС и сетевые районы);

• экономические округа (единицы макроэкономического районирования, районы в логике Министерства экономического развития);

• геодезические округа;

• горные округа;

• санитарно-эпидемиологические округа;

• природоохранные округа и многие другие.

К окружному делению, возможно, следует относить и разного рода зоны (общим числом более 80), вводимые федеральными законами (свободные экономические, внедренческие, рекреа­ционные, игровые, ЗАТО и т. д.).

Окружное (отраслевое) деление имеет весьма богатую исто­рию, как имперскую, так и советскую, в настоящее время труд­нодоступную и практически не изучаемую. Возможно, поэтому закрытого списка округов не существует. Внутри округа, сфор­мированного по одному принципу, есть многоуровневые ие­рархии внутренних (вложенных) единиц его собственного де­ления. Интеграция этих единиц в рамках округов одного рода (таких, например, как железная дорога, пароходства, таможня) осуществляется чаще всего жесткой структурой окружной вла­сти. Как правило, округа, сформированные по одним основа­ниям, не совпадают с округами, сформированными по другим основаниям.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал