Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пространство власти современной России
«Широка страна моя родная, много в ней полей, лесов и рек» (В. Лебедев-Кумач)
2.1. О территориальной (пространственной) структуре в современной России В этих словах известной песни наглядно отражено величие пространства необъятной родины моей – России. Его, этого пространства так много, что далеко не всегда понятно, как им можно управлять? Возникает закономерный вопрос: «В чем же заключаются пространственные стремления или намерения современной российской власти?» Вполне возможно предположить, что они состоят в преодолении этого пространства. Именно оно чаще всего мешает отечественной власти в достижении собственных целей под те задачи, которые у нее возникают. Отсюда и выбор способов для их осуществления. И для этого все способы хороши. К ним относятся ломка пространства, его модернизация и минимизация. В настоящее время территориальная структура Российской Федерации представляет собой результат делений территории страны в следующих отношениях: • собственно административно-территориальном (национально-территориальном); • окружном (функциональном, отраслевом); • муниципальном.
2.2. Уровни административно-территориального деления страны
С административно-территориальной точки зрения, страна состоит из субъектов Федерации, интегрируемых в политическое целое вертикалями исполнительной власти и политическими институтами. Административно-территориальное деление дополняется делением по национальному признаку так, что часть субъектов Федерации суть территориальные объекты, а часть - национально-территориальные. Согласно материалам Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления, можно выделить четыре уровня. Первый уровень составляют 85 субъектов Российской Федерации – 85 административно-территориальных образований (АТО) – 85 регионов, в том числе 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область (Еврейская), 4 автономных округа. Промежуточный уровень между первым и вторым уровнями составляют автономные округа, которые вошли в состав других административно-территориальных образований - субъектов Российской Федерации. Второй уровень - это административно-территориальные образования городов регионального значения, сельские районы. Промежуточный уровень представляют городские районы. Третий уровень административно-территориальных образований представляют города районного значения, поселки городского типа (рабочие поселки), сельские администрации. Четвертый уровень включает в себя сельские населенные пункты: села, поселки, деревни, хутора и др. При размежевании государства на субъекты и проведении границ между ними учитываются, прежде всего, экономические, географические и демографические факторы. Экономический принцип предполагает, что учитываются естественно-географические и производственные особенности страны, размеры ее территории, численность и плотность населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил. 2.3. Уровни окружного (отраслевого, функционального) деления страны
В Российской Федерации выстроена система округов, в рамках которых осуществляется добыча ресурсов, их распределение, управление их потоками и контроль за освоением-списанием. Округа сформированы по разным основаниям. В настоящее время существуют: • федеральные округа как административно-политические • округа военной организации государства; • округа правоохранительной организации государства, в том числе таможенные; • судебные округа; • избирательные округа; • транспортные округа (железные дороги, пароходства, округа управления воздушным движением и пр.); • энергетические округа (районы генерирующих компаний, наследовавших активы РАО ЕЭС и сетевые районы); • экономические округа (единицы макроэкономического районирования, районы в логике Министерства экономического развития); • геодезические округа; • горные округа; • санитарно-эпидемиологические округа; • природоохранные округа и многие другие. К окружному делению, возможно, следует относить и разного рода зоны (общим числом более 80), вводимые федеральными законами (свободные экономические, внедренческие, рекреационные, игровые, ЗАТО и т. д.). Окружное (отраслевое) деление имеет весьма богатую историю, как имперскую, так и советскую, в настоящее время труднодоступную и практически не изучаемую. Возможно, поэтому закрытого списка округов не существует. Внутри округа, сформированного по одному принципу, есть многоуровневые иерархии внутренних (вложенных) единиц его собственного деления. Интеграция этих единиц в рамках округов одного рода (таких, например, как железная дорога, пароходства, таможня) осуществляется чаще всего жесткой структурой окружной власти. Как правило, округа, сформированные по одним основаниям, не совпадают с округами, сформированными по другим основаниям.
|