Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционные основы государственной службы Российской Федерации
1.1.Основные источники законодательного обеспечения государственной службы Под источниками законодательства о государственной службе следует рассматривать нормативные правовые акты, которые регулируют организацию государственной службы и правовое положение государственных служащих. В настоящее время законодательство Российской Федерации о государственной службе включает в себя: Конституцию РФ, базовые федеральные законы № 58-ФЗ и № 79-ФЗ, ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. В их состав входят конституции (уставы) субъектов РФ, их законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственной службы на уровне субъекта РФ. Таким образом, в систему российского законодательства о государственной службе входят федеральные нормативные правовые акты и законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Они образуют единую иерархическую систему, в основу построения которой положена юридическая сила юридических источников.
1.2.Конституционные основополагающие принципы организации государственной службы в Российской Федерации Конституция РФ юридически закрепила существование института государственной службы в Российской Федерации и следующие основные принципы ее организации: • верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4); • единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ (ч. 3 ст. 5); • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18); • обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); • разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10); • равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32); • некоторые обязанности всех должностных лиц (ч. 2 ст. 24; ч. 3 ст. 41; ч. 2 ст. 46 и др.).
1.2.1. Принцип федерализма Принцип федерализма отражает устройство Российской Федерации. Ключевыми элементами этого принципа являются понятия «единство системы», разграничение предметов ведения и полномочий. В соответствии с пунктом «н» ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти. Исходя из этих положений Конституции РФ, принцип федерализмапризванобеспечивать: во-первых, единство системы государственной службы; во-вторых соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Согласно пункту «т» ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба. Учитывая наличие в субъектах РФ только одного вида государственной службы, Федеральным законом № 59-ФЗ (ст. 2) установлено, что правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Кроме того, Федеральный закон № 58-ФЗ в пункте 4 ст. 2 устанавливает, что правовое регулирование гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация — в ведении субъекта РФ. 1.2.2.Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФотражает целостность системы, взаимосвязь и взаимодействие трех видов государственной службы (гражданской, военной и правоохранительной) и двух ее уровней — федерального и субъектов РФ. Единство системы предполагает наличие общих признаков во всех видах и уровнях государственной службы. Общими являются правовые, организационные и управленческие основы системы государственной службы, которые содержатся в федеральном законодательстве. Что касается особенностей, то они определяются федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о гражданской службе. 1.2.3. Принцип законности Принцип законностиозначает, что государственные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и иные нормативные правовые акты о государственной службе. Принцип законности отражает требования ст. 4 Конституции РФ о том, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, а все остальные нормативные правовые акты, в том числе по вопросам государственной службы, должны соответствовать Конституции РФ. Понимание и применение всех нормативных правовых актов в субъектах РФ должно быть единообразным. Принцип верховенства закона обеспечивает стабильность и согласованность действий всех органов государственной власти, единство экономического и правового пространства страны, ее целостность. Принцип законности должен соблюдаться и при подготовке подзаконных актов, а также нормативных актов внутренней жизни государственной службы. Существенными гарантиями законности в деятельности государственных служащих являются: • правовое регулирование государственной службы; • контроль и надзор за соблюдением режима законности на службе; • качество работы государственных служащих и управленческой деятельности, соответствующее предъявляемым требованиям; • юридическая защита государственных служащих; • высокое правовое сознание и правовая культура государственного служащего. 1.2.4.Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защитыосновывается на положения статьи 18 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Поэтому именно права и свободы человека и гражданина являются содержанием всех видов государственной службы как социального института. Деятельность государственных служащих направлена на претворение в жизнь и защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан. Государственные служащие в пределах своих полномочий обязаны способствовать: • созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; • реализации на практике равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, другим обстоятельствам; • охране труда и здоровья людей; • государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, в том числе поддержанию на достойном уровне системы государственных гарантий социальной защиты населения, созданию системы социальных служб; • охране достоинства личности, недопущению его умаления ни по каким основаниям органами управления и должностными лицами; • защите частной собственности наравне с государственной, муниципальной и иными формами собственности и др. 1.2.5. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти Статья. 10 Конституции РФ устанавливает принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Соответственно государственная служба дифференцируется на службу в органах представительной, исполнительной и судебной властей. Каждый вид государственной службы, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, и при этом они ограничивают и уравновешивают друг друга. 1.2.6. Принцип равного доступа граждан к государственной службе Данный принциппровозглашен в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ. Его сущность заключается в следующем. При приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Однако государственным служащим может быть лишь гражданин, способный по состоянию здоровья и своим деловым качествам профессионально обеспечивать выполнение функций, возложенных на соответствующий государственный орган. При этом принцип равнодоступности к государственной службе реализуется посредством участия граждан в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы.
|