Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционные основы государственной службы Российской Федерации






 

1.1.Основные источники законодательного обеспечения государственной службы

Под источниками законодательства о государственной службе следует рассматривать нормативные правовые акты, которые регулируют организацию государственной службы и пра­вовое положение государственных служащих.

В настоящее время законодательство Российской Федерации о государственной службе включает в себя: Конститу­цию РФ, базовые федеральные законы № 58-ФЗ и № 79-ФЗ, ряд указов Президента РФ и постановлений Правитель­ства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. В их состав входят конституции (уставы) субъ­ектов РФ, их законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственной службы на уровне субъекта РФ.

Таким образом, в систему российского законодательства о государственной службе входят федеральные нормативные правовые акты и законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Они образуют единую иерархическую систему, в основу построения которой положена юридическая сила юридических источников.

 

1.2.Конституционные основополагающие принципы организации государственной службы в Российской Федерации

Конституция РФ юридически закрепила существование института государственной службы в Российской Федера­ции и следующие основные принципы ее организации:

• верховенство Конституции РФ и федеральных зако­нов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4);

• единство системы государственной власти, разграни­чение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ (ч. 3 ст. 5);

• приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18);

• обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2);

• разделение законодательной, исполнительной и судеб­ной власти (ст. 10);

• равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32);

• некоторые обязанности всех должностных лиц (ч. 2 ст. 24; ч. 3 ст. 41; ч. 2 ст. 46 и др.).

 

1.2.1. Принцип федерализма

Принцип федерализма отражает устройство Российской Федерации. Ключевыми элементами этого принципа явля­ются понятия «единство системы», разграничение предметов ведения и полномочий. В соответствии с пунктом «н» ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъек­тов РФ находится установление общих принципов органи­зации системы органов государственной власти.

Исходя из этих положений Конституции РФ, принцип федерализмапризванобеспечивать: во-первых, единство системы государственной службы; во-вторых соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий федераль­ными органами государственной власти и органами государ­ственной власти субъектов РФ.

Согласно пункту «т» ст. 71 Кон­ституции РФ, в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба. Учитывая наличие в субъектах РФ только одного вида государственной службы, Феде­ральным законом № 59-ФЗ (ст. 2) установлено, что правовое регулирование и организация федеральной государствен­ной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации.

Кроме того, Федеральный закон № 58-ФЗ в пункте 4 ст. 2 устанавливает, что правовое регулирование гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация — в ведении субъекта РФ.

1.2.2.Принцип единства системы государственной власти, раз­граничения предметов ведения между Российской Феде­рацией и субъектами РФ

Принцип единства системы государственной власти, раз­граничения предметов ведения между Российской Феде­рацией и субъектами РФотражает целостность системы, взаимосвязь и взаимодействие трех видов государствен­ной службы (гражданской, военной и правоохранительной) и двух ее уровней — федерального и субъектов РФ. Единство системы предполагает наличие общих признаков во всех видах и уровнях государственной службы. Общими являются пра­вовые, организационные и управленческие основы системы государственной службы, которые содержатся в федеральном законодательстве. Что касается особенностей, то они опре­деляются федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о гражданской службе.

1.2.3. Принцип законности

Принцип законностиозначает, что государственные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и иные нормативные правовые акты о государственной службе. Принцип законности отражает требования ст. 4 Конституции РФ о том, что Конституция РФ и федераль­ные законы имеют верховенство на всей территории РФ, а все остальные нормативные правовые акты, в том числе по вопросам государственной службы, должны соответство­вать Конституции РФ. Понимание и применение всех нормативных правовых актов в субъектах РФ должно быть единообразным.

Принцип верховенства закона обе­спечивает стабильность и согласованность действий всех органов государственной власти, единство экономического и правового пространства страны, ее целостность. Принцип законности должен соблюдаться и при подготовке подзаконных актов, а также нормативных актов внутренней жизни государственной службы.

Существенными гарантиями законности в деятельности государственных служащих являются:

• правовое регулирование государственной службы;

• контроль и надзор за соблюдением режима законности на службе;

• качество работы государственных служащих и управ­ленческой деятельности, соответствующее предъявляемым требованиям;

• юридическая защита государственных служащих;

• высокое правовое сознание и правовая культура госу­дарственного служащего.

1.2.4.Принцип приоритета прав и свобод человека и граж­данина

Принцип приоритета прав и свобод человека и граж­данина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защитыосновывается на положения статьи 18 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы признаются высшей ценностью.

Поэтому именно права и свободы человека и гражданина являются содер­жанием всех видов государственной службы как социального института. Деятельность государственных служащих направлена на претворение в жизнь и защиту конституционных прав, сво­бод и законных интересов граждан. Государственные служа­щие в пределах своих полномочий обязаны способствовать:

• созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

• реализации на практике равенства прав и свобод чело­века и гражданина независимо от пола, расы, национально­сти, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеж­дений, принадлежности к общественным объединениям, другим обстоятельствам;

• охране труда и здоровья людей;

• государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, в том числе поддержанию на достойном уровне системы государ­ственных гарантий социальной защиты населения, созданию системы социальных служб;

• охране достоинства личности, недопущению его умале­ния ни по каким основаниям органами управления и долж­ностными лицами;

• защите частной собственности наравне с государствен­ной, муниципальной и иными формами собственности и др.

1.2.5. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти

Статья. 10 Конституции РФ устанавливает принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Соответственно государственная служба дифферен­цируется на службу в органах представитель­ной, исполнительной и судебной властей.

Каждый вид государственной службы, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодей­ствует с другими государственными органами, и при этом они ограничивают и уравновешивают друг друга.

1.2.6. Принцип равного доступа граждан к государственной службе

Данный принциппровозглашен в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ. Его сущность заключается в следующем. При приеме на государственную службу не допу­скается каких бы то ни было прямых или косвенных ограни­чений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Однако государственным служащим может быть лишь гражданин, способный по состоянию здоровья и своим дело­вым качествам профессионально обеспечивать выполнение функций, возложенных на соответствующий государствен­ный орган. При этом принцип равнодоступно­сти к государственной службе реализуется посредством уча­стия граждан в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал