Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о государственной службе
Правовое регулирование гражданской службы в субъектах РФ осуществляется, исходя из конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также положений федерального законодательства. Так, согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона № 58-ФЗ, правовое регулирование гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация — в ведении субъекта РФ. Следовательно, при формировании правовой базы на федеральном уровне определяются основные приоритеты и направления развития гражданской службы Российской Федерации, т.е. федеральное законодательство является основой для правотворческой деятельности субъектов РФ, а на уровне субъектов РФ выделяются и конкретизируются особенности и своеобразие, исходя из сложившегося регионального опыта, традиций и правоприменительной практики. Федеральный закон № 58-ФЗ следующим образом разграничивает полномочия в области правового регулирования гражданской службы субъекта РФ: 1. К вопросам, регулируемым федеральными нормативными правовыми актами, относятся: • соотношение должностей федеральной гражданской службы и типовых должностей гражданской службы субъекта РФ; • правовое положение гражданского служащего субъекта РФ, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров; • общие требования к гражданам Российской Федерации при поступлении на государственную службу; • условия контрактов, порядок их заключения, а также порядок прекращения их действия; предельный возраст пребывания на государственной службе; • основания прекращения государственной службы; • установление классных чинов; общие условия присвоения, сохранения классных чинов, основание лишения классных чинов. 2. К вопросам, регулируемым и федеральными нормативными правовыми актами, и нормативными правовыми актами субъектов РФ, относятся: — учреждение должностей государственной службы; — распределение должностей государственной службы по группам и (или) категориям; установление квалификационных требований к гражданам для замещения должностей гражданской службы; — переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих; прохождение государственной службы; — стаж государственной службы; — ведение и хранение дел и документов, содержащих персональные данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности и о стаже; — форма и порядок ведения, учета и хранения документов, подтверждающих профессиональную служебную деятельность гражданских служащих; финансирование гражданской службы субъекта РФ. 3. К вопросам, регулируемым нормативными правовыми актами субъектов РФ, относятся: — учреждение реестра должностей гражданской службы субъекта РФ; — установление дополнительных требований к гражданам Российской Федерации при поступлении на государственную службу; — присвоение классных чинов; содержание и порядок ведения реестров гражданских служащих субъектов РФ. Таким образом, важной особенностью правового регулирования государственно-служебных отношений в субъектах РФ является необходимость учета положений федерального законодательства по вопросам государственной службы, а также установление вопросов, по которым в субъектах РФ может осуществляться собственное правовое регулирование. Правовое регулирование гражданской службы субъекта РФ - это разветвленная система норм, связанных с определением правовых основ организации гражданской службы субъекта РФ, правового положения гражданских служащих субъекта РФ, а также норм, регулирующих прохождение гражданской службы субъекта РФ. Законодательство субъектов РФ о гражданской службе довольно обширно. Соответствующие его нормы содержатся как в конституциях и уставах, так и в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. К их ведению отнесены сегодня такие вопросы, как управление и финансирование гражданской службы субъекта РФ, гарантии для гражданских служащих субъекта РФ и их обеспечение, порядок подбора претендентов на должности гражданской службы субъекта РФ и др. Государственная служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующего субъекта РФ. Поэтому для выяснения правового положения государственной службы каждого субъекта РФ следует изучать и анализировать соответствующие региональные законы. В Архангельской области организация государственной гражданской службы обеспечивается законом «О государственной гражданской службе Архангельской области» от23 июня 2005 года N 71-4-ОЗ[129](с изменениями на 24 марта 2014 года). В законотворческой практике субъектов РФ обозначилось два подхода к содержанию базовых законов субъектов РФ о гражданской службе. В одних субъектах РФ эти законы принимаются в виде объемных комплексных документов, своеобразных кодексов, в которых консолидированы нормы федерального и регионального законодательства. Думается, что принятие компактных законов, в которых содержатся конкретные правовые нормы, более предпочтительно. До принятия вышеупомянутых федеральных законов правовое регулирование государственной службы субъектов РФ полностью относилось к их ведению, что подразумевало широкую самостоятельность в ее регулировании. Федеральным законом устанавливались только правовые основы государственной службы субъектов РФ. Теперь же правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов РФ отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. При этом на федеральном уровне регулируются основы организации и прохождения гражданской службы, правового статуса служащих. К ведению субъектов РФ отнесен только ряд вполне конкретных полномочий, которые реализуются посредством их нормативных правовых актов, учитывающих особенности организации государственной службы субъекта РФ. На основе анализа имеющихся у субъектов РФ правотворческих полномочий и с учетом их законодательной практики можно предложить следующую общую схему структуры законодательства субъекта РФ о гражданской службе: 1) базовый закон субъекта РФ об особенностях организации и правового регулирования региональной гражданской службы, в котором, в частности, урегулированы следующие вопросы: • распределена компетенция между представительным (законодательным) органом и высшим должностным лицом субъекта РФ в сфере регулирования и организации гражданской службы; • определен состав законодательства о гражданской службе субъекта РФ (указаны законы и иные нормативные правовые акты, которые будут приняты в развитие базового закона по отдельным аспектам организации и прохождения службы); • уточнен порядок учреждения должностей гражданской службы субъекта РФ; • определены должностные лица, которые выполняют функции представителей нанимателя; • установлен перечень должностей гражданской службы категории «руководители», замещаемых на определенный срок полномочий; • закреплены виды дополнительных государственных гарантий и основные условия их предоставления служащим; • определены статус и компетенция органа по управлению государственной службой; 2) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые в развитие базового закона по отдельным аспектам организации и прохождения гражданской службы. Так, утверждены реестры должностей гражданской службы, приняты законы и иные нормативные акты о квалификационных требованиях к должностям, о кадровом процессе, о кадровом резерве, о порядке присвоения и сохранения классных чинов, о порядке командирования служащих, об отпусках, об оплате труда служащих. По содержанию законы и иные нормативные правовые акты о гражданской службе, которые могут быть приняты субъектами РФ, можно подразделить на следующие блоки: 1) организация системы должностей и классных чинов; 2) финансирование государственной гражданской службы и 3) государственные гарантии, предоставляемые гражданским служащим; 4) формирование кадрового состава гражданской службе; 5) управление гражданской службой, обеспечение ее развития и контроля за соблюдением законодательства о гражданской службе. Разумеется, приведенный перечень является примерным. Каждый субъект РФ самостоятельно определяет, какие именно законы и иные нормативные правовые акты, в какой последовательности и в какие сроки будут приниматься. Подводя итоги, следует отметить, что правовое регулирование государственной службы Российской Федерации в силу ее федеративного устройства осуществляется на двух уровнях — федеральном и региональном и в различных правовых формах. Существующая нормативная правовая база государственной службы представляет собой комплекс актов различной юридической силы и отраслевой принадлежности: одни из них распространяются на всех государственных служащих, другие — на отдельные группы лиц, чаще всего занятых в конкретной отрасли, на конкретном уровне государственного управления.
|