![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система внебюджетных фондовСтр 1 из 10Следующая ⇒
Понятие финансовой системы и особенность ее структуры в Российской Федерации. Организационная структура финансовой системы представляет собой совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. Государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает следующие звенья (подсистемы): · государственные финансы, · местные финансы, · кредитование, · страхование, · финансы организаций, · финансы домашних хозяйств См. Рисунок 1 Соответственно субъекты: · государственные органы власти; · региональные органы власти; · хозяйствующие субъекты; · население. Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Государственные финансы являются главным элементом в структуре финансовой системы. Они включают в себя систему денежных фондов, которые находятся в распоряжении государства и предназначены для обеспечения функций государства (эффективности, стабильности, справедливости). Государственные финансы – это совокупность форм и методов, с помощью которых эти функции реализуются. Они направляются не только на финансирование непроизводительных расходов (военные, государственный аппарат), но и на весь воспроизводственный процесс. Задача общегосударственных финансов заключается в концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счёт налогов, сборов, государственных пошлин, сумм, полученных от выкупа государственных предприятий и т.п. В состав общегосударственных финансов входят: федеральный бюджет, государственное страхование, государственное кредитование, федеральные внебюджетные фонды и т.д. Финансы субъектов государства и местных органов власти. Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой - процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Основными внебюджетными фондами являются: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и т.д. Государственный кредит (инструмент перераспределения ВВП) отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны. Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Децентрализованные финансы представляют три типа принципиально различающихся субъектов: · Домашние хозяйства выступают не только в роли потребителей товаров и услуг, предлагаемых на рынках, но и являются поставщиками факторов производства. Финансы населения представляют собой денежные средства, которые формируются из доходов граждан. · Некоммерческие организации получают финансирование, в основном, из различных бюджетов. Но есть и исключения – некоммерческие организации, создаваемые коммерческими структурами, финансируемые ими по сметам и выполняющие предусмотренные учредительными документами услуги в интересах своих учредителей. · Коммерческие организации генерируют собственные фонды, в том числе за счет прибыли, которые используют, основываясь, в основном, на критериях экономической целесообразности. Их задача заключается в формировании и использовании своих денежных средств. Они выступают как ведущее звено в финансовой системе, что обусловлено следующими факторами: - источники финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные отчисления и др.) формируются главным образом в хозяйствующих субъектах; - объём их финансовых ресурсов значительно превышает величину денежных средств граждан, используемых в качестве капитала. Страхование играет ведущую роль в компенсации ущербов, и потребность в нем возрастает вместе с развитием экономики и цивилизации общественных отношений. Страхование гарантирует защиту не от любых неблагоприятных событий, а только от случайных, которые могут наступить с некоторой заранее оцененной вероятностью и о которых невозможно заранее и точно знать где, когда и с кем они могут произойти. Сущность страхования как экономической категории раскрывается в системе экономических перераспределительных отношений, включающих замкнутую солидарную раскладку ущерба между участниками страховых отношений и возмещение его из специальных целевых фондов, сформированных за счет взносов страхователей, при наступлении чрезвычайных неблагоприятных событий. Перераспределение средств страховых фондов имеет строго целевое назначение — возместить материальный ущерб, наносимый стихийными бедствиями и различного рода случайностями, для обеспечения непрерывности и бесперебойности расширенного воспроизводства, поддержания необходимого экономического уровня страхователей при наступлении непредвиденных неблагоприятных обстоятельств в их жизни. Финансовый рынок. В отличие от других субъектов финансовых отношений, финансовый рынок выполняет посредническую функцию: он не является собственником финансовых ресурсов, а лишь помогает оптимизации использования совокупных финансовых ресурсов. Основными участниками финансовых рынков являются инвесторы и финансовые посредники (финансовые и инвестиционные компании, банкирские дома, инвестиционные фонды и т.д.). Инвесторы предлагают рынку свободные денежные средства, а финансовые посредники организуют их размещение, а также помогают компаниям, нуждающимся в долгосрочном финансировании, найти оптимальную структуру источников средств. ФР – это совокупность экономических отношений по мобилизации, распределению, купле-продаже и эффективному использованию временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, а также по трансформации этих средств в капитал предприятий и организаций. Это рынок, на котором распределяют и перераспределяют средства при помощи посредников. Движение денежных потоков обеспечивается с помощью специальных финансовых инструментов – депозитов, векселей, акций, облигаций, фьючерсов и т.д. Функции: · создание условий для мобилизации денежных средств, · обеспечение перелива капитала в различные отрасли и сферы деятельности, · формирование механизма ценообразования на финансовые активы, · оказание посреднических услуг участникам рынка, · осуществление страхования сделок и т.д. Классификация. Финансовый рынок может быть денежным и рынком капиталовложений. Денежный рынок (включает инструменты сроком погашения до одного года), в свою очередь, делится на валютный, учетный и рынок краткосрочных кредитов. Рынок капиталовложений (более года) – на рынок ценных бумаг, рынок среднесрочных и долгосрочных кредитов. Все элементы финансовой системы взаимосвязаны между собой. Так, финансы предприятий и финансы населения являются источниками ресурсов для государственных финансов, на них направлены мобилизационные механизмы: налоговая система, система отчислений, таможенные, рентные платежи и прочие. С другой стороны, ресурсы, сконцентрированные в государственных финансах, направляются финансам населения и финансам предприятий в виде дотаций, капиталовложений, социальных программ. Финансы населения и финансы предприятий также связаны между собой: заработная плата и дивиденды, получаемые на предприятии, являются источниками формирования финансов населения. С другой стороны, финансы населения пополняют финансы предприятий через покупку акций, создание малых предприятий. Централизованные финансы: структура, элементы и их особенность в Российской Федерации. См. Рисунок 1.
Централизованные финансы также называются государственными финансами, которые включают в себя финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти Состав централизованных финансов - государственный бюджет, - внебюджетные фонды, - государственный кредит. Государственный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. Через государственный бюджет происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств, выделения и использования финансовых ресурсов. Государственный бюджет — центральное звено финансовой системы РФ. Бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 3) местные бюджеты. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; Государственный внебюджетный Фонд — централизованный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования. В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды. Целевой бюджетный фонд — централизованный фонд денежных средств, создаваемый за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. Принципы функционирования бюджетной системы: • единство бюджетной системы; • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; • самостоятельность бюджетов; • полнота отражения доходов и расходов бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов; • сбалансированность бюджетов; • эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее или совокупное покрытие расходов бюджетов; • гласность; • достоверность бюджета; • адресность и целевой характер использования бюджетных средств. Система внебюджетных фондов Одним из звеньев централизованных финансов являются внебюджетные фонды — средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой — дает возможность расходовать эти средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение. Сейчас к доходам внебюджетных фондов относят: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом или юр. лицом; займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков. На данное время существуют социальные (Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд соц. страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования, Фонд обязательной соц. поддержки населению) и экономические (Фонд воспроизводства минерально – сырьевой базы, фонды финансового регулирования). Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованьями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета. Государство кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Функции и цели государственного и муниципального кредита 1. Перераспределение денежных ресурсов. Перераспределение осуществляется между: • федеральным бюджетом и региональными бюджетами; • региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований; • международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом; • иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами; • федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др. 2. Регулирующая функция. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд. Регулирующая функция проявляется и при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т. п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд. 3. Контроль за целевым и рациональным использованием кредита. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства.
|