Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательная основа Евросоюза по вопросам охраны труда. Основное законодательство - Европейский договор






Социальное партнерство (социальный диалог) в охране труда. Социальное партнерство как принцип законодательного и нормативно-правового обеспечения охраны труда. Социаль-ный диалог в Европейском Союзе.

Охрана труда как неотъемлемая составляющая социаль-ной ответственности. Определение и основные принципы соци-альной ответственности. Международные нормы социальной ответственности. Стандарт SA 8000 " Социальная ответст-венность". Международный стандарт ISO 26000 " Установка по социальной ответственности". Требования к обеспечению охраны труда в структуре социальной ответственности.

Законодательная основа Евросоюза по вопросам охраны труда. Охрана труда - часть социальной политики ЕС. Дирек-тивы ЕС по охране труда. Рамочная директива 89/391/ЕС " О введении мероприятий, которые способствуют улучшению безопасности и гигиены труда работников".

Трудовые нормы Международной организации труда. Конвенции и Рекомендации МОП. Основные Конвенции МОП в отрасли охраны труда.

Международное сотрудничество в отрасли охраны труда. Основные направления сотрудничества. Организация объеди-ненных наций. Всемирная организация здравоохранения. Международное агентство по атомной энергии. Международ-ная организация труда. Европейский Союз. Содружество незави-симых государств.

Социальное партнёрство рассматривается как система взаимоотношений между работниками или их представителями и работодателями или их представителями, органами государст-венной власти, органами местного самоуправления, направлен-ными на согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных отношений, непос-редственно связанных с ними, социально-трудовых отношений.

Возможно, более точным был бы термин «социальный диалог» - как система взаимоотношений экономически неравно-правных партнеров, но заинтересованных в поиске взаимопри-емлемых вариантов сотрудничества.

Эта норма трудового права в современных условиях приобретает особое значение. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнёрства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями.

Концепция социального партнерства, основана на переговорах, посредничестве, экспертизе, сотрудничестве, консультациях и играет важную роль в решении многих проблем социально трудовой сферы.

Основные принципы социального партнёрства включают:

- равенство сторон;

- уважение и учёт интересов сторон;

- заинтересованность сторон в участии в договорных отно-шениях;

- содействие государства в укреплении и развитии социаль-ного партнёрства на демократической основе;

- соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

- полномочность представителей сторон;

- свободу выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

- добровольность принятия сторонами на себя обяза-тельств;

- реальность обязательств, принимаемых на себя сторона-ми;

- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

- контроль за выполнением принятых коллективных догово-ров, соглашений;

- ответственность сторон, их представителей за невыпо-лнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Сторонами социального партнёрства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Предметом социального партнерства выступают коллек-тивные отношения между социальными партнерами, для:

- участия трудовых коллективов в установлении условий работы;

- участия трудовых коллективов в управлении организация-ми, на которых они работают;

- заключения и выполнения коллективных договоров и коллективных соглашений на отраслевом, региональном, национальном уровнях;

- деятельности профессиональных союзов и других представительных органов трудового коллектива в социально-трудовых отношениях;

- образования и деятельности объединений работодателей;

- решения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

В рамках социального партнерства оговариваются следующие положения:

- система социального партнёрства;

- формы социального партнёрства;

- представительства работников и работодателей;

- органы социального партнёрства;

- правила ведения коллективных переговоров;

- условия коллективных договоров и соглашений;

- формы участия работников в управлении организацией;

- ответственность сторон социального партнёрства.

В чем, собственно, отличие такого подхода от предыдущих отношений между работником и работодателем?

Безусловно, и ранее заключались коллективные договоры и соглашения, но основное внимание в них уделялось одному направлению социального взаимодействия в сфере труда, а именно – оплате труда. При этом, нормам и созданию условий безопасного труда уделялось недостаточно внимания.При заключении трудовых договоров (издании приказов о зачислении на работу) практически никогда не оговаривались права и обязанности работника; характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях и т.д.

К сфере социального партнерства относят:

- достижение консенсуса по вопросам обеспечения занятости, создание дополнительных рабочих мест, организа-ции оплачиваемых общественных работ, защиты населения от безработицы;

- использование наемной работы с соблюдением техники безопасности, соблюдение требований охраны здоровья работ-ников в процессе работы, оплата труда и обеспечение воспроизводящей и стимулирующей функций заработной платы, прав работников на своевременное получение заработ-ной платы;

- обеспечение нормального режима работы и отдыха;

- обеспечение права работников на участие в управлении работой на предприятии, в распределении прибыли для обеспечения социальной деятельности предприятия, в опреде-лении социальных стандартов и установлении их минимальных границ, в установлении порядка проводки коллективных перего-воров, решении коллективных трудовых споров и т.п.

В Украинена региональном, отраслевом, национальном уровнях необходимо было устанавливать целиком новую для нашего государства правовую модель социального партнерства .Прежде всего, возникшая проблема надлежащего представи-тельства, т.е. создание полноправных представительных орга-нов, как от нанимаемых работников, так и от работодателей. В этом направлении были проведенны определенные организационно-правовые мероприятия. Указом Президента Украины от 23 мая 1993 г. был создан Национальный совет социального партнер-ства; 1 июля 1993 г. был принят Закон Украины " О коллективных договорах и соглашениях". С 1993 г. заключаются Тарифное соглашение (1993 г.), а затем Генеральные соглашения между Кабинетом Министров Украины и профсоюзными объединениями Украины, а с 1997 г. - еще и Украинским союзом промышленников и предпринимателей (с 1999 г. – Конфедера-цией работодателей Украины). 24 марта 1995 г. принят Закон Украины " Об оплате труда" (с изменениями от 23 октября 1997г.); В марте 1998 г. принят Закон Украины " О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов); Указом Президента от 17 ноября 1998 г. создана Национальная служба посредничества и примирения. 15 сентября 1995 г. принят Закон Украины " О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности ". Продолжительное время в Верховной Раде Украины находятся на рассмотрении проекты законов " О социальном партнерстве", " Об объединении работодателей", " О трудовых коллективах", новая редакция Закона Украины " О коллективных договорах и соглашениях". С принятием этих законов будет создана современная правовая база коллективного трудового права.

Вопросами социального партнерства занимается неправитель-ственной общественная организация Украинский союз промыш-ленников и предпринимателей (УСПП), организованный в 1992 г., который объединяет сегодня 16 тыс. членов - промышленных, строительных, транспортных, научных, финансовых, коммерческих и других предпринимательских структур, предприятий разных форм собственности. В структуре УСПП насчитывается 70% предприятий негосударственной и 30% государственной форм собственности. Такая структура отображает и структуру форм собственности в Украине. Наравне с другой деятельностью (защита интересов отечественного производителя, содействие принятию государственными органами решений о структурной перестройке экономики и т.п.) УСПП осуществляет представительство интере-сов работодателей в процессе социального партнерства. В июне 1997 г. УСПП был утвержден членом Международной организации работодателей (Украинский союз промышленников и предпри-нимателей - участник коллективных переговоров.

16 октября 1998 г. подписана Декларация о создании Конфедерации работодателей Украины. Инициатором ее образования выступил Украинский союз промышленников и предпринимателей, среди основателей - Союз арендаторов и предпринимателей Украины, Украинская аграрная конфедерация, Союз малых, средних и приватизированных предприятий Украины, Ассоциация содействия развития частного предпринимательства " Единение" и Союз юристов Украины. 5 ноября 1998 г. в УСПП состоялся Учредительный съезд Конфедерации работодателей Украины, который утвердил Устав Конфедерации, был сформирован Координационный совет, а также была выбрана ревизионная и мандатная комиссия.

Конфедерация работодателей Украины предоставляет возможность промышленникам и предпринимателям:
- проводить единую согласованную политику социально-трудовых отношений;

- принимать участие в переговорах с профсоюзами на национальном уровне по вопросу о заключении Генерального соглашения;

- консолидировано отстаивать свои интересы и защищать корпоративные права по развитию национального товаропро-изводителя;
- координировать действия участников в области политики занятости, заработной платы, социального страхования, охраны труда;

- выступать на международной арене;

- делегировать своих представителей к трехсторонним органам, в Национальный совет социального партнерства, Национальную службу посредничества и примирения, наблюдательные советы фондов общеобязательного государственного социального страхования и т.п.;
- принимать участие в подготовке проектов законодательных актов. В перспективе будут создаваться отраслевые объединения работодателей.

Кабинет Министров Украины выступает в социальном партнерстве как орган, который осуществляет управление объектами государственной собственности. Государство как субъект социального партнерства в Украине оставило за собой такую важную функцию как создание правовой базы для регулирования социально-трудовых отношений, установление на государственном уровне минимальных гарантий для трудя-щихся в сфере труда. Представителями нанимаемых работни-ков выступают на национальном уровне профсоюзные объединение Украины. Так, Генеральное соглашение на 1997-1998 года подписали главы 13 профсоюзных объединений Украины.

В Украине созданы специальные органы, которые осуществляют полномочия в сфере социального партнерства - Национальный совет социального партнерства, Национальная служба посредничества и примирения (Положение о Национальной службе посредничества и примирение утверждено Указом Президента Украины от 17 ноября 1998 г. №1258/98 / / Работа и зарплата. - 1998. - №23. - С. 6). Согласно Положению, Национальная служба посредничества и примирения (НСПП) является постоянно действующим государственным органом, созданным Президентом Украины для содействия в урегулировании коллективных трудовых споров (конфликтов).

Основными задачами НСПП являются:

- содействие взаимодействию сторон социально-трудовых отношений в процессе урегулирования коллективных трудовых споров (конфликтов), которые возникли между ними;

- прогнозирование возникновения коллективных трудовых споров и содействие своевременному их решению; осуществление посредничества и примирение во время решения коллективных трудовых споров.

Охрана труда является неотъемлемой составляющей социальной ответственности. Международные нормы социальной ответственности устанавливаются международ-ными стандартами SA 8000 " Социальная ответственность" и ISO 26000 " Установка по социальной ответственности".

Эти стандарты регламентируют отношения в области требований по социальной ответственности к:

- труду ребенка;
- принудительному труду;
- здоровью и безопасности;
- свободе объединения и праву на переговоры о заключении коллективного договора;
- дискриминации;
- дисциплинарным мерам;
- рабочему времени;
- оплате труда;
- системе управления.

Законодательная основа Евросоюза по вопросам охраны труда. Основное законодательство - Европейский договор


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал