Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Музыка в России 18 века.Стр 1 из 4Следующая ⇒
В развитии русской музыкальной культуры нетрудно проследить несколько периодов. Каждый из них соответствует определенному этапу экономического и политического развития страны. Таланты, прежде рассыпанные во множестве по просторам России получили возможность развития и расцвета благодаря открытому при Петре I " окну в Европу". Кроме того, ведь это было время оживления внутренних связей, освоения новых отраслей науки и промышленности, развития транспортных сетей. Главными носителями музыкальной культуры были долгое время скоморохи. Безымянными остались для нас многие поколения скоморохов, вложивших свой талант в формирование народной песни - она более всего впитала в себя все духовное богатство русского народа. Реформы Петра I дали толчок зарождению светского искусства. Появляются инструментальные капеллы сначала при дворе, потом в домах вельмож и помещиков, развивается любительское музицирование. Перемены в культурной жизни следовали непосредственно за появлением различных новшеств - на обязательных у знати ассамблеях (балах) требовались музыканты для исполнения европейских танцев. Лицам дворянского звания предписывалось посещать концерты инструментальной капеллы. Молодежь обучалась игре на клавесине, виоле, арфе, флейте. В Москве в 1702 году был учрежден первый публичный театр в Комедийной храмине на Красной площади. В драматические спектакли этого театра включалось много арий, маршей и т.п. Указом 1711 года во всех пехотных полках были введены штатные духовые оркестры. В 1703 году по распоряжению Петра из Москвы в Птб. был переведен хор государевых певчих дьяков, реорганизованный в 1763 году в Придворную певческую капеллу. С 1721 года хор патриарших певчих дьяков стал называться Синодальным хором. Оба этих коллектива сыграли большую роль в развитии русской музыкальной культуры. Победы русских войск вызвали к жизни новый жанр -панегерические канты - приветственные трехголосные гимны с ликующими трубными мелодиями и громкими созвучиями. Тематика кантов была обширной - любовно-лирические, пасторальные, шуточные, поздравительные канты появлялись во множестве. Они частично сохранились в рукописных сборниках, хотя до нас не дошло имя ни одного автора. Бурное развитие музыкального просвещения вызвало необходимость печатания нот и в 1730 году в России впервые напечатаны ноты с гравировальных досок, а в 1766 году С.И. Башковским разработан способ наборного воспроизведения нот. Русские помещики отдавали своих крепостных крестьян и дворовых в обучение учителям музыки и пения, из крепостных музыкантов составлялись капеллы, оркестры, оперные труппы. Крепостные коллективы нередко выступали в столичных концертах с исполнением крупных произведений, этими кадрами пополнялись и казенные театральные труппы. Российское крепостничество оставило немалый след в истории музыки. И это не только имена известных музыкантов, но и такая удивительная затея как роговая музыка. Так называли оркестр из охотничьих рогов. Каждый рог издавал только один звук. Музыканту давали один рог: иногда он попеременно пользовался двумя, реже тремя рогами. Он не исполнял ни одной мелодии, ни одного пассажа. Его задача заключалась в том, чтобы в нужный момент вставить свою единственную ноту в мелодию или аккорд, издав этот звук с должной силой и выдержав его полагающееся время. И такой оркестр исполнял не только аранжировки песен, но и крупные произведения, вплоть до симфоний Моцарта. Невероятного напряжения и внимания требовала эта игра. Современники удивлялись стройности и красоте звучания этого сложного и мощного ансамбля. Первый роговой оркестр был создан в доме обер-егермейстера С.К. Нарышкина в Петербурге в ходе упорядочения набора рогов, предназначавшихся для " охотничьей музыки". Чешский валторнист Ян Антонин Мареш сформировал этот оркестр в 1751 году тем самым способствовал распространению таких ансамблей по всей России. Профессиональная музыка все больше использовала народную песню. Все активные русские композиторы обрабатывают народные напевы в скрипичных и фортепианных вариациях. Особенное значение народные песни приобретают в русской комической опере, которая в " век Екатерины" становится ведущим музыкальным жанром. Знакомство России с оперой состоялось в 30-е годы, в царствование Анны Иоановны. Сначала это были преимущественно интермедии в исполнении итальянских артистов, приглашенных в Москву, где в то время находился двор. В 1736 г. в Петербурге впервые была показана большая опера " Сила любви и ненависти". Ее автор - композитор неаполитанской школы Франческо Арайя возглавлял в качестве капельмейстера придворную итальянскую оперную труппу в русской столице. 1743 г. на придворной сцене поставлена с пением и танцами старинная русская быль " Роза без шипов ". 1751 г. - тот же самый Ф. Арайя написал оперу " Титово милосердие " на русский оригинальный текст Ф.Г.Волкова. В 1755 г. была поставлена первая опера на русский текст - " Цефал и Прокрис". Музыка - Ф.Фрайи, либретто - драматурга-классициста А.П.Сумарокова. Исполняли оперу молодые русские певцы, главным образом из малолетних певчих Придворной капеллы. При постановках итальянских опер также привлекали русских солистов и хористов. На русской сцене исполнялись самые известные европейские оперы и балеты. В 1756 г. в Петербурге был основан Российский театр, спектакли которого были открыты за плату для всех желающих. В этот же год поставлена одна из самых первых русских опер " Танюша или счастливая встреча", текст И.А. Дмитревского, музыка Ф.Г. Волкова. В России работали многие крупные певцы, дирижеры, композиторы, мастера балета. В качестве придворных капельмейстеров и композиторов служили такие прославленные итальянские музыканты, как Галуппи, Паизиелло, Чимароза. Долгие года работали на русской сцене видные балетмейстеры - австриец Хильфердинг, итальянец Анджолини, француз Шарль Лепик. Среди художников-декораторов - К. Галли Биббиена, Дж. Валериани, П. Гонзага. С 70-х гг. развертывается деятельность русских композиторов. Они учились у иностранных педагогов профессиональному мастерству, стремились к выработке самостоятельного стиля во всех жанрах. Народная песня стала основой национальной композиторской школы. На оперную сцену России 70-х гг. XVIII в. входят новые персонажи - мужики, дворовые, купцы. В 1779 г. в Москве поставлен " Мельник" - Эта дата считается началом русской национальной оперы. В том же году в Петербургском Вольном театре состоялась премьера оперы " Как поживешь, так и прослывешь". В то же время появлялись спектакли, в создании которых поучаствовала сама Екатерина Вторая. С помощью секретаря она сочиняла либретто, а музыку поручали иностранцам - капельмейстерам (Мартин, Сорти, Каноббио), а также русским композиторам (Пашкевич, Фомин). Так появилась сказочная опера " Февей", бытовая опера " Федул с детьми" и драматическая пьеса с музыкой трех композиторов " Начальное управление Олега ". Над всеми мастерами ранней русской комической оперы возвышался Е.И. Фомин. Первоклассный музыкант, он получил образование в музыкальных классах Академии художеств и затем совершенствовался в Италии. В Болонье он был удостоен звания члена Филармонической академии. Один из наиболее любимых видов муз искусства в конце XVIII и первой половине XIX в.- романс. Многие из романсов того времени были тесно связаны с тогдашней городской бытовой песней. По своему строению они мало чем отличались от народных песен, сохраняя нередко куплетную форму. Исполнялись эти " песенные романсы" под аккомпанимент фортепиано, арфы или гитары. Лучшие из романсов распространялись устно, свбодно варьировались и постепенно превращались в народнве песни. Так было с песней-романсом Дубянского " Стонет сизый голубочек", с " Красным сарафаном" Варламова. Важную роль в развитии русского романся сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский, Булахов. Видное место занимает жанр романса и в творчестве композиторов-классиков.
|