Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вокальные и хоровые умения и навыки, методы их формирования у дошкольников.
Для того чтобы дети усвоили основные задачи музыкального воспитания, необходимо, чтобы они обладали определенными умениями и навыками. Основные умения и навыки – это певческая установка, вокальные и хоровые навыки, звукообразование и дикция. Рассмотрим подробнее вокальные и хоровые умения и навыки. Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох - медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями ни жней челюсти. Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», то есть правильное соотношении силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй – это точное, чистое певческое интонирование. От правильной постановки обучения пению на музыкальных занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребенка — в быту, на праздниках и развлечениях, возникшая по его инициативе или по предложению взрослых в детском саду и семье, а затем и в школе. Обучение вокально-хоровым навыкам детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей и сложностей. Поэтому при подборе песенного репертуара учитывается следующее: содержание песен должно отражать круг интересов ребенка и соответствовать его возрастным особенностям, обладать художественными достоинствами и быть доступным для его восприятия. Планируя работу, в песенный репертуар включаются: а) упражнения для развития певческого голоса и слуха; б) песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных инструментах с пением, музыкальная грамота, творчество). На музыкальных занятиях обучение пению проходит в различных формах. Например, в начале учебного года в самой младшей группе дети проходят адаптацию. Поэтому в течение сентября проводятся с ними музыкальные занятия-знакомства в их группе, чтобы обстановка, среда была для них более привычная. Используются различные игровые приемы и методы, чтобы заинтересовать детей музыкой: это и короткий рассказ, и выразительность, и наглядность. Например, зайчик-музыкант играет на тарелках и весело поет «ля-ля-ля»; медведь стучит в бубен и рычит «у-у-у»; котик засыпает под пение белорусской народной колыбельной «Баю-бай», «Люли-люли» и т.д. В начале занятия с малышами используют детскую песенку-прибаутку «Ладошечка», которая помогает установить более тесный контакт с детьми, доверительные отношения, она также развивает детское музыкальное восприятие. В других возрастных группах перед разучиванием песен обязательно дают певческие упражнения, которые развивают певческую технику и музыкальный слух. Каждое упражнение имеет какую-то основную узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т.д., но решается она на фоне всего комплекса навыков. Певческие возможности дошкольников в каждой возрастной группе различные. Можно выделить три возрастных периода в соответствии с общим музыкальным развитием детей: до трех лет, от трех до пяти и от пяти до шести (семи) лет. В первом возрастном периоде малыши накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Во втором возрастном периоде происходит координация слуха и голоса, музыки и движений, соединения знаний и умений. В возрасте от пяти до шести (семи) лет практические действия подкрепляются знаниями о музыке, обогащаются ими, формируются и зримо проявляются элементы эстетического отношения к пению и музыке вообще. На занятиях с самыми маленькими детьми использую попевки и небольшие песенки, имеющие подражательный характер (голоса птиц, животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации). С их помощью развивается слух, формируется дикция и артикуляция. Мелодии в них простые, в диапазоне кварты (ре-соль), ритмический рисунок состоит из четвертных и восьмых длительностей, темп и сила звучания средние, дыхании кратковременное. Например, «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой, «Зайка», «Андрей-воробей». У детей трех-четырех лет диапазон — ре-ля, дыхание еще неравномерное, короткое, не у всех развита артикуляция, дикция, некоторые затрудняются в произнесении отдельных звуков. Для них подбираются песни и попевки тоже несложные, но более разнообразные по своему содержанию: «Сорока», «Дожджык, сонейка вярні» Я. Жабко, «Цыплята» А. Филиппенко, «Мы запели песенку» Р. Рустамова и др. В 4-5 лет диапазон пения расширяется: ре-си, дыхание становится более устойчивым, дети могут петь более протяжные фразы, лучше произносят слова. Для этого возраста подбираю песни и хороводы о природе, окружающей действительности. Они помогают формированию дикции, артикуляции, певческого дыхания; подбираю песни, имеющие не только равномерные, но и протяжные звуки. Дети к пяти годам уже используют разные типы дыхания (ключичное, грудное, нижнереберное, а также смешанное). Мелодии поются более сложные, в медленном и среднем темпе, динамика тихая и умеренно-громкая. Например, «Василек», «Маміны рукі» Е. Ремизовской, «Лесенка», «Как под горкой». В 5-6, 7 лет диапазон шире: ре-до, ре. Дети лучше владеют певческим дыханием — могут петь фразы из двух тактов в медленном темпе. В эти годы проявляются музыкально одаренные дети, они заметно опережают своих сверстников. В этом возрасте используют более разнообразный песенный репертуар в темпе от медленного до подвижного, с динамикой от тихой до умеренно-громкой, т.к. голосовые связки еще не сформированы. С целью охраны детского голоса во всех возрастных периодах не разрешают детям петь громко. В своей работе музыкальные руководители широко используют белорусские народные песни, попевки, хороводы, их мелодии просты и доступны дошкольникам. Они чаще используются без сопровождения, способствуют развитию слуха, формируют вкус, могут применяться в различных жизненных ситуациях. Известно, что работа над песней состоит из трех этапов: Ознакомление (1-2 занятия); Разучивание (3-5 занятий); Повторение, закрепление (2-3 занятия). Певческими навыками дети овладевают на втором, самом продолжительном, этапе. Песни различны по степени сложности. Одни усваиваются легко и быстро путем их повторения, другие — постепенно, благодаря упражнениям, помогающим справиться с трудным мелодическим оборотом. При этом педагог старается поддерживать эмоциональные переживания детей, создает теплую, дружелюбную атмосферу и трудовой настрой, использует разные игровые приемы, чтобы процесс обучения проходил активно и увлеченно. Очень большое внимание уделяет певческой установке. Среди всех певческих навыков особое внимание уделяет звукообразованию. Для формирования правильного звукообразования применяет такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, высоко-художественное выразительное исполнение, музыкально-игровой образ. Педагоги учат детей петь естественно — легко, звонко и напевно, светлым звуком, без напряжения и крика. Напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков — а, о, у, э, и; за счет разучивания песни в медленном темпе, пения мелодии без слов на слоги: «лу», «мо», «ля». Подвижному легкому звукообразованию способствуют упражнения, начинающиеся и заканчивающиеся согласными: «Чук-чук», «Динь-дан-дон» и др. Применяют также прием сравнения звучания с музыкальными инструментами (плавное звучание дудочки и отрывистое, легкое — колокольчика), сравнение со звуками в природе (дождик — кап-кап, легко звучит; ветер — шу-шу-шу, плавно, протяжно). В процессе работы над звукообразованием укрепляют и развиваю певческий диапазон детей. Постепенному расширению диапазона способствуют небольшие упражнения, которые поем с модуляцией в игровой форме. В работе над певческим дыханием применяют главным образом указание — не разрывать слово, фразу — а также для сравнения дети пропевают свои имена «с разрывом» и без него, с взятием дыхания перед началом пения. Хорошо помогает и следующий прием — кто больше протянет звук на одном дыхании. Для выработки правильной дикции педагог применяет следующие приемы: выразительный свой показ, при этом поет и играет, повернув голову от инструмента к детям, разъясняет смысл некоторых незнакомых слов, правильно и отчетливо их произноит, читаем с детьми текст шепотом в ритме песни с четкой артикуляцией, а также использует прием подчеркивания отдельных обращений или характерных признаков образа, эпитетов, ясно выраженного отношения к персонажам песни в б.н.п. «Ах, ты, коценька-каток», «Кошка» А. Александрова, «Птушачка» С. Галкиной, «Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеевой, «По малину в сад пойдем» А. Филиппенко и др. Постоянно обращает внимание на подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, неба, нижней челюсти), предлагаю в помощь разные попевки: «Как под горкой», «Небо синее», «Курица». Осмысленное произнесение текста делает пение более выразительным. Этому способствует ясное звучание согласных, мягкие окончания фраз, смысловые акценты. Строй (правильность и чистота мелодической интонации) является одним из самых важных хоровых певческих умений. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха, начиная с раннего возраста: от развития слухового сосредоточения к различению и воспроизведению звуков по высоте. Чтобы дети смогли легко определять направление мелодии, применяют моделирование «ручные знаки», музыкально-дидактические игры, демонстрация звуков мелодии на фланелеграфе с нотным станом, на неозвученной и озвученной лесенках. Для развития чистоты интонации в процессе пения используют следующие приемы: настройка на первом звуке песни, исполнение мелодии педагогом без сопровождения, исполнение мелодии на фортепиано, баяне, металлофоне, разучивание песни по частям, фразам, в замедленном темпе. Начинают разучивать песню обычно с более простых, запоминающихся фрагментов, например, с припева. Педагог просит петь детей негромко, выразительно, внимательно слушая себя и других, поют вместе, подгруппами и соло. В раннем возрасте учат детей подпевать взрослому, воспроизведя отдельные интонации. Предлагает песни, отражающие близкие и понятные детям образы (птички, котики, куклы). Их правильный подбор дает возможность постепенно усложнять задания. Если в песне «Птичка» М. Раухвергера дети отличают окончание песни восклицанием «Ай», то в песне «Да-да-да» Е. Тиличеевой они подпевают короткую музыкальную фразу на повторяющийся слог «да-да-да». Основным методом формирования певческих проявлений детей на этом этапе является подражание взрослому. Также используют следующий методический прием - пение индивидуально с каждым ребенком. Это позволяет выявить наиболее активных, объединить их в небольшую группу. Вызывая интерес к песне, постоянно используют игровые приемы, применяю игрушки, систематически проводят сюжетно-тематические, доминантные и другие виды занятий. Налаживанию чистоты интонации в пении способствует регулярное повторение выученных песен как с сопровождением, так и без него, исполнение их на праздниках и развлечениях, в группе и семье, а также слушание песен в хорошем исполнении взрослыми и детьми. Перед началом пения, в зависимости от возраста, предлагают детям упражнения для распевания, построенные на терции, квинте: «Спите, куклы», «Курица», а также другие попевки с поступенным и скачкообразным развитием мелодии: «Горошина», «Кот вучоны», «Лиса по лесу ходила», «Скок-поскок» и др. Для развития чистоты интонации используют и другие методические приемы: пение музыкальных фраз цепочкой, поочередный запев и припев подгруппами, использование элемента дирижирования, привлечение хорошо поющих детей для показа и др. Много внимания уделяют ансамблю детского пения. С раннего возраста приучают детей слушать вступление, проигрыш, побуждаю к слуховому вниманию, слаженности звучания. На третьем году жизни дети с трудом поют в одном темпе: одни медленнее, другие слишком торопятся. Но постепенно к концу года выравниваются, приучаются к коллективному пению. Навык слаженного пения формируется путем постоянных упражнений в коллективном пении. При этом стараются донести детям смысл, настроение, характер песни, ее жанр, динамику и т.д. В таком случае дети знают, почему праздничную песню надо петь торжественно, радостно, а колыбельную — спокойно, ласково. При осознанном исполнении каждый из ребят чувствует себя участником поющего коллектива и «подравнивает» свой голос по силе, темпу, тембру к общему звучанию.
|