Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конспект тематического занятия в старшей группе. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
" Музыкальные инструменты"
Программное содержание: • Учить детей отгадывать загадки о музыкальных инструментах; • реагировать на смену частей музыкальной игры, в соответствии выполнять движения; • различать на слух тембры музыкальных инструментов: арфа, виолончель, контрабас, скрипка, труба, орган, гитара, аккордеон, музыкальный треугольник, металлофон, барабан, дудочка, бубен; • познакомить со звучанием кастаньет и способом игры на них; • закреплять умение определять тембр голоса детей; • выразительно исполнять песню, передавая веселый радостный характер; • передавать ритмический рисунок с помощью музыкального треугольника и барабана; • учить озвучивать русскую народную потешку на детских музыкальных инструментах (арфа, дудка, свистулька, барабан, трещотка, тарелочки и т. д.) • исполнять русскую народную мелодию оркестром.
Ход занятия: Дети заходят в зал, садятся на стулья. Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах. Читает стихотворение загадку:
На земле у каждого Есть родимый дом. Хорошо и весело, И уютно в нем. У собаки – конура, У лисы – нора, У малиновки – гнездо, У совы – дупло. Отгадай загадку, Маленький мой друг, Где живет, по-твоему, Музыкальный звук? Может в крике чайки, В клетке у орла? Или в трубном зове Доброго слона?
Дети: Музыкальный звук живет в музыкальных инструментах. Музыкальный руководитель: Правильно, музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. А звучать музыкальные инструменты начинают тогда, когда на них играют музыканты. Ребята, у меня есть волшебный короб, в котором находятся загадки про музыкальные инструменты. Хотите их отгадать? Дети: Да! Музыкальный руководитель: Подходите по одному и вытягивайте загадку. Загадки:
1. Если хочешь поиграть, Нужно в руки ее взять И подуть в нее слегка – Будет музыка слышна. Подумайте минуточку… Что же это? Дети: Дудочка!
2. У него рубашка в складку, Любит он плясать в присядку, Он и пляшет, и поет – Если в руки попадет. Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем. Весельчак, а не буян Голосистый мой… Дети: Баян!
3. Он под шапочкой сидит, Не тревожь его - молчит. Стоит только в руки взять И немного раскачать, Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон.» Дети: Колокольчик! 4. Инструмент – как огромная скрипка. Звук густой как баритон. Музыкант играет сидя. Как, скажи, зовется он? Дети: Виолончель!
5. Сам пустой, Голос густой, Дробь отбивает, Шагать помогает. Дети: Барабан!
6. В руки молоточки взяли По пластинкам застучали. Слышен музыкальный звон, Так звучит… Дети: Металлофон!
7. Есть бубенчики на нем, По нему мы громко бьем. С ним сейчас играть мы будем, Дайте в руки звонкий … Дети: Бубен!
На столике перед детьми лежат картинки музыкальных инструментов. Дети отгадывают загадку, находят изображение этого музыкального инструмента и вывешивают его на магнитную доску. Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю вам поиграть с бубном в музыкальную игру «Кто скорей ударит в бубен» Игра «Кто скорей ударит в бубен» украинская народная мелодия
Музыкальный руководитель: Сейчас я предлагаю вам послушать тембры музыкальных инструментов и определить их. Музыкально-дидактическая игра «Определи инструмент» На магнитофоне записаны тембры музыкальных инструментов: арфа, виолончель, контрабас, скрипка, труба, орган, гитара, аккордеон. Музыкальный руководитель: Как вы хорошо определяете тембры музыкальных инструментов. А сейчас я предлагаю вам определить тембры детей. Давайте поиграем в игру «Узнай по голосу» Игра «Узнай по голосу» музыка Тиличеевой
Музыкальный руководитель: А сейчас мы подойдем к этой необычной ширме, где вас ждут музыкальные загадки. Музыкально-дидактическая игра «Веселые инструменты» 1. Звучит дудочка 2. Звучит барабан 3. Звучит музыкальный треугольник А сейчас давайте, исполним песню «Треугольник и барабан» 4. Звучит металлофон 5. Звучит бубен 6. Звучат кастаньеты
Музыкальный руководитель: Кастаньеты – испанский народный инструмент со звонким, щелкающим звуком. На кастаньетах отстукивают четкий ритм. Дети смотрят видеоролик о приемах игры на кастаньетах. Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю вам попробовать самим поиграть на кастаньетах. Экспериментирование с кастаньетами. Музыкальный руководитель: Ребята, а скажите, на что похож звук кастаньет? Дети: На цокот копыт, дятел стучит на дереве. Музыкальный руководитель: Дети, скажите, пожалуйста с помощью каких музыкальных инструментов мы можем изобразить дождь? Дети: Колокольчик, музыкальный треугольник, металлофон. Музыкальный руководитель: Раскаты грома? Дети: Барабан, кастаньеты. Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю вам озвучить русскую народную потешку на детских музыкальных инструментах.
Как у нашего соседа Весела была беседа: Утки - в дудки, Гуси – в гусли, Овцы – в донцы, Тараканы – в барабаны. Чечетки – в трещотки, Свиристели – в свирели, Кукушки в колотушки Скворцы в бубенцы, Две синички крошки Заиграли в ложки. Играют, играют Всех потешают Удары по музыкальному треугольнику в ритме стиха. Музыкальный руководитель: И в завершении нашей музыкальной гостиной давайте сыграем в оркестре. Оркестр «Кадриль» русская народная мелодия 5. Анализ программного содержания по всем группам по разделу «Музыка в повседневной жизни»
Музыка появляется в жизни ребенка с самого раннего детства. В программе «Пралеска» включение ребенка в музыку тоже происходит в самой первой группе «Малютки». В разделе «Мир прекрасного» соединены все виды искусства, которые дети в дальнейшем будут воспринимать по отдельности. В данном разделе ставятся только общие задачи, относящиеся во всем видам искусства: обогащение эстетических проявлений, доставление малышам радости, развитие музыкальной отзывчивости – данные задачи реализуются для формирования в дальнейшем у ребенка сенсомоторики, памяти, речи и др. Музыка в раннем возрасте помогает установлению связи между ребенком и взрослым. Музыкальные задачи по формированию понятий о видах искусства начинается в группе «Малыши». Появление раздела «Музыкальная деятельность» дает возможность развивать у детей все виды музыкальной деятельности: пение, игру на музыкальных инструментах, слушание музыки, музыкально-ретмическую деятельность. Не менее важно появление раздела «Музыка в повседневной жизни». В раннем возрасте важно создавать развивающую музыкальную среду для стимулирования самостоятельной музыкальной деятельности детей, что имеет отражение в программе. Для обогащение словаря ребенка в группе должны присутствовать разнообразные музыкальные инструменты подходящие по возрасту; для обогащения музыкального слуха необходимо включать детям песенки для прослушивания и развития самостоятельных ритмических движений. Перед педагогом ставятся задачи создания радостной атмосферы в группе – этого можно добиться путем включения музыки в повседневную жизнь ребенка. Программа предполагает тесное сотрудничество с семьями воспитанников и музыкальная деятельность не исключение. Ставится задача по обогащению представлений родителей о программе по музыкальному воспитанию и музыкального репертуара для самостоятельного прослушивания детьми дома. Следующий возраст «Почемучки». Дети в этом возрасте уже могут задерживать внимание довольно длительное время поэтому им предлагается прослушивание музыки и ее анализирование в свободное время. При этом дети могут сами придумывать короткие песенки и музыкальные произведения. Следует поддерживать и развивать их энтузиазм и желание творить самостоятельно. С детьми в данном возрасте можно устраивать импровизированные концерты и спектакли, придумать и озвучивать сказки, проводить праздники, для обогащения их представления о музыке в целом. Вместе с родителями можно организовать поход в театр и на музыкальные концерты для детей. В возрасте 4-5 лет дети очень восприимчивы к эмоциональным переживаниям, задают много вопросов и интересуются происходящим в мире, поэтому данный возраст как нельзя кстати подходит для выявления у детей одаренности в музыкальном направлении. В возрасте 5-7 лет (группа «Фантазеры») программные задачи рекомендуют углублять и поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности как и в ранние возраста. Но следует больше включать музыку в другие виды детской деятельности, совмещать ознакомление с разными видами искусства с музыкой. Учить рисовать картины услышанные в музыкальном произведении. Детям необходимо учиться выражать словами, действиями, то что они услышали и почувствовали. У детей к 7 годам уже формируются музыкальные предпочтения и родителям необходимо следить за тем, чтобы эти предпочтения сформировались с учетом всех особенностей ребенка.
Литература: 1. История белорусской музыки. Учебное пособие / общ. Ред. Г. Глущенко, - М., «Музыка», 1976; 2. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982; 3. Пралеска: программа дошкольного образования / Е. А. Панько [и др.]. – Минск: НИО, 2007. – 320 с. 4. Русская музыкальная литература / под. Ред. Э. Л. Фрид, М. О. Янковский. – М, 1961. – 267 с. 5. Юрьева Ю. П. Музыкальные занятия в детском саду: старшая группу / Ю. П. Юрьева. – Москва, 1996. -45 с.
|