![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концессионная деятельность аэропортов
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) уделяет большое, внимание экономике аэропортов, обслуживающих международный воздушный транспорт. В документе 9562 ИКАО подчеркивает важность получения доходов от неавиационных видов деятельности и рекомендует в полной мере увеличивать такого рода доходы, исключая только случаи концессий, непосредственно связанных с работой служб воздушного транспорта, таких как подача топлива, обслуживание пассажиров в полете и наземная обработка. Следует заметить, что доходы от неавиационных видов деятельности являются фактически основным средством, при помощи которого все растущее количество аэропортов оказывается способным покрыть свои общие затраты, поскольку их доходы от этих видов деятельности более чем покрывают те потери, которые большая часть из них несет от своей авиационной деятельности. Однако при расширении доходов от неавиационных видов деятельности важно обеспечить уверенность, что никакая концессия, никакая другая неавиационная деятельность не будут разрешены, если они могли бы каким-либо образом ухудшить безопасность или надежность работы аэропорта либо его оборудования. Расширению неавиационных видов деятельности мешают в основном организационные аспекты. Например, администрация аэропорта может оказаться неспособной устанавливать какой-либо контроль над предоставлением концессий или аренд, в результате капитал вкладывается в другие отрасли. При таких обстоятельствах административные органы аэропорта, как правило, не имеют побудительных мотивов для расширения неавиационных видов деятельности, какие они могли бы иметь, если бы были непосредственно ответственны за управление этими видами деятельности и за получение результирующих доходов от них. Типы концессий. Неавиационных видов деятельности, занимающих место в здании аэропорта и на его территории, много, и они разнообразны. К ним относится широкий диапазон различных магазинов, киосков и служб по оказанию услуг, конторы и другие помещения, занятые агентствами воздушного транспорта и правительственными органами, а также свободные экономические зоны. Доходы аэропорта от неавиационных видов деятельности состоят главным образом из отчислений за право вести дело в аэропорту, арендных выплат за арендуемую землю и помещения и, в намного меньшей степени, из поступлений от коммерческих видов деятельности, проводимых самим аэропортом. Аэропорты могут также получать доходы от коммерческой деятельности, которая проводится вне аэропорта. Доход от этой деятельности зависит от объема движений через этот аэропорт. Наиболее распространенными в порядке своей значимости являются следующие: - поставки авиационного топлива; - концессии на поставку пищи и напитков, на содержание ресторанов, баров, кафетериев, торговых автоматов, различных магазинов (освобожденных и не освобожденных от пошлины), банков/пунктов обмена иностранной валюты; - предоставление услуг пассажирам в воздухе, услуг по вызову такси, по предоставлению в аренду автомобилей, по парковке автомобилей; - осуществление рекламы аэропорта; предоставление услуг общественного транспорта аэропорт/город (автобусы, лимузины и т.п.); - продажа ликеров и табаков, парфюмерии и туалетных принадлежностей, часов, камер и других оптических приборов, радио- и записывающей аппаратуры; - эксплуатация бензозаправочных станций и станций технического обслуживания автомобилей; - содержание парикмахерских, торговых автоматов, продающих не пищу и не напитки, отелей/мотелей, экспедиционных агентств, магазинов сувениров. Определенные виды деятельности типа концессий часто осуществляются в аэропорту не из-за своего потенциала получения доходов для этого аэропорта, а просто потому, что они предоставляют услугу, которая считается существенной или в высшей степени желательной для пассажиров и/или лиц, работающих в аэропорту. К таким видам деятельности могут, например, относиться кафетерии для работников, почтовые конторы, справочные бюро по информации для туристов и т.п. Что касается сдачи в аренду, то вдобавок к аренде помещений для целей торговли можно сдавать и конторы в помещениях аэропорта, если имеются свободные площади. Основными арендаторами обычно бывают авиационные компании и правительственные агентства. Взятие в аренду ангаров, мастерских и складов (кроме приписных таможенных складов) в аэропорту имеет меньшее распространение, поскольку ими владеет обычно не аэропорт, хотя построены они обычно на земле, арендованной у аэропорта. Большинство аэропортов, поскольку они, в общем, не обладают разнообразным опытом и требуемыми знаниями маркетинга, а также с целью ограничить свои финансовые обязательства, предпочитают, чтобы неавиационная коммерческая деятельность проводилась кем-то другим, опытным в рассматриваемом деле, но в то же время сохранить над всем этим полный контроль, который они закрепляют через соответствующие пункты в контрактах. Аэропорты могут также пожелать, чтобы концессионеры и арендаторы отвечали за отделку и меблировку тех помещений, которые они занимают. Это, однако, должно делаться под контролем и с одобрения аэропорта, а также согласовываться с планами аэропорта по обеспечению визуального равновесия интерьера и внешнего вида помещений. Однако в некоторых обстоятельствах для аэропорта может оказаться более выгодным осуществлять деятельность такого рода самому, особенно те виды деятельности, которые не требуют специальных знаний, существенных затрат капитала, например организация стоянок для автомобилей. Наряду с этим может быть также организована и деятельность, требующая больших затрат ресурсов, такая, как предоставление аэропортом помещений и оказания услуг по проведению конференций и т.д.
|