Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы разработки внешнеполитической стратегии РК
Республика Казахстан является новым государством на территории бывшей Казахской ССР, отмечающей 16 декабря – день своей Независимости. Казахстанские ученые отмечают, что процесс рождения нового государства характеризуется несколькими этапами: - досоветский (1900-1917 гг. от национально-демократических идей к проекту Конституции Алаш); - советский период (20-е – конец 80-х гг.); - завершающий советский период (конец 80-х – 1990 гг.); - постсоветский период (1991-1993 гг.); - начальный период суверенного развития Казахстана «де-факто» (с ноября 1993 г.). 1 декабря 1991 года состоялись первые общенародные прямые выборы Президента Республики. За кандидатуру Н.А.Назарбаева проголосовало 98, 78% из 8788726, принявших участие в голосовании избирателей. 10 января 1999 года в Казахстане состоялись вторые выборы на пост Президента Республики Казахстан, в результате которых президентом РК на 7 лет был избран Н.А.Назарбаев. По действующей Конституции Президент Республики – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина (пункт 2 статьи 40); избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 7 лет. «Концентрируя внимание на выполнении функций гаранта Конституции, - подчеркнул в своем послании народу Казахстана Президент Республики, - свои усилия я буду направлять на консолидацию всего общества по сохранению в Казахстане политической стабильности». С введением в ноябре 1993 года национальной валюты началась веха суверенного развития Казахстана «де-факто». Одновременно это и начало новой эпохи, которая уже отмечена принятием Конституции 1995 года, сделавшей необратимыми процессы продвижения Казахстана к цивилизованному строю. Путь этот сопровождался сменой конституций, столкновением позиций представителей различных сил общества, были парламентские и правительственные кризисы. Новый независимый Казахстан сформировал политическую систему, которая обладает своими особыми качествами, соответствующими новым целям и задачам общества, приобрел главные атрибуты государственной независимости: полный, неограниченный суверенитет, территориальное верховенство республики, наличие республиканского гражданства, собственная правовая система, свои государственные символы и др. Как подчеркивают казахстанские ученые, в бытность Казахской ССР официальная доктрина стремилась создать видимость самостоятельности республики и подкрепляло это внешними атрибутами самостоятельности. Некоторые из них были использованы, но их существо принципиально изменилось и наполнено новым содержанием. Так, двухуровневый суверенитет союзной республики был формальным и означал примат центра. С упразднением Союза ССР, факторы, ограничивавшие суверенитет, полностью исчезли, т.к. вхождение Казахстана в состав СНГ не связано с ограничением суверенных прерогатив республики. Отныне исключается волюнтаристская передача территорий республики другим республикам и связанная с этим перекройка границ, которые в недавнем прошлом широко практиковались. Республиканское гражданство принципиально отличается от того формального, бумажно-декоративного республиканского гражданства, которое действовало в рамках бывшей федерации. С обретением независимости обновлена государственная символика. Утвердилось юридическое верховенство Конституции и законов республики. Основополагающий принцип правового государства разделения властей закреплен в действующей Конституции. Двухпалатный Парламент – это коллегия депутатов, представляющих интересы различных слоев населения (регионов, местных представительных органов, политических партий, общественных движений и др.). Первый двухпалатный Парламент Казахстана приступил к работе 30 января 1996 года. На совместном заседании депутатов Сената и Мажилиса первой сессии Парламента выступил Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, который в торжественной атмосфере, в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Конституции РК, провел церемонию приведения к присяге депутатского корпуса. Согласно пункту 6 статьи 51 Основного Закона страны вновь избранные депутаты, приступая к своим обязанностям, приносят присягу народу Казахстана. Этим актом они публично объявляют о своей готовности честно и преданно служить нашему обществу, во всем соблюдать интересы государства, всемерно содействовать его продвижению по пути прогресса, росту авторитета Казахстана в мировом сообществе. Деление Парламента на 2 Палаты не означает ущемление прав какой-либо из них, по Конституции РК следует, что депутаты и Сената и Мажилиса обладают одним и тем же статусом, одинаковым объемом полномочий, в своем правовом положении они равны, каждая из Палат выполняет свою специализированную роль в законотворческом процессе. В своем выступлении на первом заседании вновь избранного органа Президент Республики Казахстан особо подчеркнул значимость этого события для нового государства. Президент отметил, что представительные органы власти в нашей стране были и прежде, был и весьма своеобразный опыт организации их работы. К ним нередко применяли понятия «парламент» и «парламентаризм», но едва ли это соответствовало истинному положению дел. Из истории известно, что в нашей республике лишь с 1938 года начал работу Верховный Совет Казахской ССР первого созыва.
|