Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
От автора. Да ведают потомки православныхСтр 1 из 28Следующая ⇒
Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы Показать содержание Содержание
От автора Сборник статей В.С. Непомнящего " Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы" соответствует православной традиции и может быть рекомендован педагогам и учащимся средних и старших классов общеобразовательных школ и гимназий для внеклассного чтения и углубленного изучения русской истории и литературы. Глаголом жги сердца людей. Зачем же ни Франция, ни Англия, ни Германия... не пророчествуют о себе, а пророчествует только одна Россия? - Затем, что сильнее других слышит Божью руку на всем, что ни сбывается в ней, и чует приближенье иного Царствия. Валентин Семенович Непомнящий (р.1934) - писатель, доктор филологических наук, заведующий сектором изучения Пушкина, председатель Пушкинской комиссии Института мировой литературы Российской Академии наук (ИМЛИ РАН). Один из ведущих отечественных исследователей творчества Пушкина (первая работа о Пушкине опубликована в 1962 году), автор книг " Поэзия и судьба" (М., 1983, 1987, 1999) и " Пушкин. Русская картина мира" (М., 1999; удостоена Государственной премии Российской Федерации), десятков публикаций о поэте и о проблемах русской культуры. Основное качество работ В.С.Непомнящего - сочетание глубокого филологического анализа текстов с философским осмыслением Пушкина как центрального явления русской культуры, его места в отечественной истории, в судьбах России, его современного значения. В этих работах возобновился, впервые за советские десятилетия, христианский подход к проблемам, связанным с творчеством и ролью величайшего русского поэта. В этой книге собраны некоторые из работ, написанных начиная со второй половины 80-х годов по сие время. Они объединены темой, которая обозначена в подзаголовке: " Пушкин. Россия. Мы". К нам имеют отношение не только общенациональные духовные и культурные проблемы, затрагиваемые в книге, но и те смыслы, которые заключены в личном духовном пути поэта, в его лирике и других произведениях: нам, современным людям, слышно и понятно в Пушкине многое такое, чего не могли еще услышать и понять его современники. И себя самих, свое время, нынешние проблемы и нашу недавнюю историю мы лучше можем постигнуть с его помощью. Поэтому, наряду с размышлениями о самом поэте, о его произведениях, его художественном мире и творческой методологии, его месте и статусе в нашей истории и культуре, в книгу включен раздел VI, где на первый план выходит XX век - последний век второго тысячелетия от Рождества Христова. Работы, составившие книгу, - разных жанров: исследования, устные выступления и лекции, литературоведческая публицистика, философский памфлет. Одни читаются легче, другие требуют известного труда мысли - и к тому же предполагают иногда обращение читателя к пушкинским текстам, которые цитируются и указываются у меня. Кое-где читатель может заметить возвращения к уже высказанным в других местах книги мыслям - эти повторы сохранены намеренно: при разнообразии тематики и материала, книга представляет собой развитие единого комплекса идей. Ряд важных работ, соответствующих тематике книги, не мог войти в нее по условиям объема. Это, прежде всего, исследование романа " Евгений Онегин" (см. в моей книге " Поэзия и судьба", М., 1983, 1987; в расширенном виде - в 3-м издании той же книги, М, 1999), а также работы " Удерживающий теперь. Феномен Пушкина и исторический жребий России" и " Феномен Пушкина в свете очевидностей" (" Новый мир", 1996, №5; 1998, №6). В заново отредактированном и дополненном виде указанные работы напечатаны в моей книге " Пушкин. Русская картина мира", М., 1999. При необходимости я отсылаю читателя к двум упомянутым книгам. Пушкина я цитирую, как правило, по Большому академическому Собранию сочинений в 16-ти тт. (1937-1949). Курсив в цитатах - мой, разрядкой (подчеркиванием - А.Л.) даются места, выделенные самим Пушкиным (или другим цитируемым автором). В заключение выражаю искреннюю признательность Сестричеству во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и лично протоиерею о. Димитрию Смирнову за предложение об издании настоящей книги.
|