![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По видам ведущего анализатора.
По видам ощущений и восприятия, составляющего перцептивный опыт человека, который является основой представлений, выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные, кинестетические, органические представления. 2. По степени обобщенности выделяют единичные, общие и схематизированные представления. Единичные представления связаны с восприятием отдельного объекта, часто сопровождаются эмоциями и являются основой узнавания. Общие представления обобщенно отражают группу сходных объектов, формируются при участии речи. Схематизированные представления объектов – представления в виде схем, графиков, карт, диаграмм и т. д. В отличие от представлений, восприятия всегда являются единичными. 3. По происхождению выделяют представления, которые формируются на основе ощущений, восприятия, мышления, воображения. 4. По степени проявления волевых усилий выделяют представления: · непроизвольные, возникающие спонтанно; · произвольные, возникающие под воздействием воли, в интересах поставленной цели; они контролируются сознанием и играют большую роль в его профессиональной деятельности. Типы представлений: 1. представления памяти – возникают на основе прошлого опыта непосредственного восприятия какого-либо объекта; 2. представления воображения – возникают без опоры на опыт непосредственного восприятия. Основные характеристики представлений: · наглядность – представления являются чувственно-наглядными образами действительности; · фрагментарность – представления не полностью отражают признаки и характеристики реальных образов; · неустойчивость, непостоянство – фокусируясь на различных деталях воспроизводимого образа, представления изменяются; · обобщенность – возникший в сознании образ объекта носит обобщенный характер. Функции представлений в психической регуляции поведения: · сигнальная – представление содержит информацию об объекте, ранее воздействовавшем на органы чувств, которая преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением; · регулирующая – представление об объекте, ранее воздействовавшем на органы чувств, позволяет отобрать нужную информацию для решения поставленной задачи оптимальным образом с учетом реальных условий предстоящей деятельности; · настроечная – представления осуществляют ориентацию деятельности в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Важная познавательная роль представлений заключается в том, что они являются переходной ступенью от чувственно-наглядного восприятия к абстрактно-логическому мышлению. Представления отличаются от абстрактных понятий наглядностью и отсутствием внутренних закономерных связей и отношений, скрытых от непосредственного восприятия. Произвольное оперирование представлениями в памяти, воображении и мышлении, а также их дальнейшая переработка в абстрактные понятия, осуществляется посредством языка.
|