![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воображение
Воображение (англ. imagination) – это · познавательный процесс удерживания в сознании и мысленного манипулирования представлениями, отражающими реальную действительность, и построения на этой основе новых представлений объектов, которые отсутствуют в данный момент времени или реально не существуют; · способность к построению представлений объектов на основе имеющегося чувственного, эмоционально-смыслового, интеллектуального и практического опыта. Воображение – сложный, непредсказуемый психический процесс, сопровождающийся эмоциями. Физиологическая основа воображения – возникновение образов, связанных с прежним опытом посредством актуализации нервных связей, их распада, перегруппировки и объединение в новые системы. Физиологические механизмы воображения связаны с функционированием коры больших полушарий головного мозга и гипоталамо-лимбической системы.
Воображение многофункционально: · образное представление действительности – воображение ориентирует человека в процессе деятельности, позволяя оперировать с образами воображаемых объектов; · формирование внутреннего плана действий – воображение позволяет конструировать образ цели, находить способы ее достижения в условиях неопределенности и предвосхищать ожидаемые результаты; · участие в произвольной регуляции познавательных процессов – концентрация внимания, памяти, мышления и более глубокое познание окружающего мира; · регулирование эмоциональных состояний и управление психофизиологическим состоянием организма (изменение при помощи воображения ритмики дыхания, частоты пульса, кровяного давления, температуры тела); · актуализация креативных способностей к художественному и научному творчеству; · продуцирование образов, соответствующих описанию объекта. Рассмотрим подходы к классификации видов воображения. 1. По предмету, материалу деятельности выделяют следующие виды воображения: эмоциональное, образное, словесно-логическое (концептуальное). 2. По ведущему виду деятельности выделяют художественный, технический, музыкальный и другие виды воображения. 3. По способам активности выделяют следующие виды воображения: o активное – образы сознательно формируются и трансформируются в соответствии с поставленными целями; при этом сам процесс воображения контролируется; o пассивное – образы спонтанно продуцируются, неожиданно изменяются и исчезают; волевой контроль над процессом отсутствует; o преднамеренное (произвольное) – человек сознательно ставит цель создать образ; o непреднамеренное (непроизвольное) – человек не " имеет намерения", сознательно не ставит перед собой цели (проявляется в сновидениях, медитативных образах). 4. По результатам выделяют следующие виды воображения: o продуктивное (творческое) – создание новых оригинальных образов, для которых отсутствуют аналоги; o репродуктивное (воссоздающее) – воссоздание образов реальных объектов по имеющейся о них информации; 5. По характеру образа различают виды воображения: o конкретное – создание образов объективно существующих предметов, явлений; o абстрактное – создание обобщенных, отвлеченных, условных образов. 6. По форме проявления различают виды воображения: o реалистическое – воображение, наиболее полно и глубоко отражающее действительность; o фантазия – воображение, далекое от действительности, создающее неправдоподобные образы, элементы которых нереальны; o мечта – воображение, направленное на желаемое будущее; o грезы – воображение, рисующее приятные, желаемые картины будущей жизни. 7. По типу преобладающих в воображении образов можно выделить зрительные, тактильные, двигательные и др. Основные приемы воображения: · комбинирование – результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой составляются и преобразуются различные элементы, из которых строится новый образ; · агглютинация (от лат. agglutinare – соединять) – создание нового образа воображения посредством слияния, объединения, синтеза нескольких образов в единое целое; · акцентирование – выделение, подчеркивание отдельных признаков образа; · гиперболизация – преувеличение всех особенностей образа предмета; · литота – приуменьшение всех особенностей образа предмета; · схематизация – обобщение существенных признаков, слияние сходных черт, и сглаживание различий; · типизация – синтез отдельных представлений путем выделения существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощения их в конкретном образе. Воображение тесно связано с другими познавательными процессами – восприятием, памятью, мышлением, а также с эмоциональными психическими процессами.
|