Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные проблемы социально-экономического развития стран ЛА на рубеже 20-21 веков.60-70 в ЛА ослабла импортозамещающая промышленность, активизировалась деятельность ТНК, возник дефицит торгового и платежного баланса, возрос внешний долг. В 2003 догоняющие экономики, в экспорте отсутствуют товары наукоемких производств. Структуру импорта определяют внешнеполитические факторы. ВТО страны вынуждены открыть свои рынки. Постепенно ЛА превратилась в сборочный цех, крупнейший инвестор – США, Япония. В стране нарастают противоречия между сторонниками рыночного либерализма и государственного протекционизма. Темпы роста самые высокие в Бразилии и Аргентине, но в конце 90-х экономический спад. 2003 президент Боливии выступил за усиление контроля государства за экономикой. Международные организации существующие в ЛА: ОАГ, ЛАЭС, ЛААИ (ассоциация интеграции ЛА). ЛА экспортер зерна и сборочный цех. Это поддерживали (ТНК, ВТО, МВФ). Выход из этого – интеграция. Бедность – плод неолиберальных реформ. Перед конституционными правительствами встала задача ликвидации негативных последствий господства диктатур и поиска путей выхода из кризиса, в котором оказалась политика модернизации. Нехватка валюты ограничивала импорт необходимого производственного оборудования. Продолжалось бегство капитала. Сумма частных ЛА капиталов за пределами региона в 1988 достигла 400 млрд $. Значительные средства шли на выплату % по долгам. Кредитов в 80-х поступало в 4 раза меньше. Международные финансовые организации предоставляли кредиты лишь при проведении политики жесткой экономии: распродажа предприятий госсектора, сокращение персонала, капиталовложений, социальных расходов, замораживание заработной платы. Это тормозило экономический рост, из-за уменьшения платежеспособного спроса населения, и вело к сохранению высокого уровня безработицы и неполной занятости. В результате в большинстве случаев либерально-реформистские правительства не смогли не внести существенных перемен в прежний неоконсервативный курс. К началу 90-х объем производства на душу населения в большинстве стран был ниже уровня 1980 (за исключением Бразилии, Колумбии, Панамы, Чили). Не случайно 80-е годы латиноамериканцами оценивались как «потерянное десятилетие». Огромных размеров достигла инфляция. Основным путем выхода из кризиса в таких условиях стала либерализация экономики, и широкая приватизация госсектора. Меры жесткой экономии, стремительный рост цен – привели к массовым волнениям и забастовкам. И лишь в начале 90-х ЛА странам удалось достичь некоторых успехов. Инфляция снизилась на 49% в 1991 и 41% в 1994. Улучшить фтнансовое положение помогли не только жесткая экономия и доходы от приватизации, но и меры по контролю за сбором налогов, установление фиксированного курса национальных валют к доллару и обильный поток финансовых средств из-за рубежа. Прилив иностранных капиталов стимулировался поощрительной политикой латиноамериканских правительств. Началась разрешаться проблема с внешним долгом. В марте 1989 министр финансов США Н.Брейди предложил план предполагавший списание части долгов и сокращение выплат по процентам. В целом план Брейди позволял снизить задолженность стран. Внешняя задолженность стран региона, их потребность во внешнем финансировании использовались и как средство давления на их правительства со стороны международных финансовых центров в пользу проведения социально-экономического курса, который отвечал интересам ТНК ведущих мировых держав, что создало благоприятные условия для дальнейшей экспансии ТНК и завоевания ими ведущих позиций на внутреннем рынке ЛА республик. Жесткая социальная политика позволяла филиалам ТНК повышать норму прибыли за счет снижения издержек на оплату труда и социальные расходы, ограничивать права трудящихся на своих предприятиях. В тоже время США и Страны Западной Европы в начале 90-х ввели ряд ограничений для поступления ЛА товаров на свои рынки. Так произошло в 1993 с экспортом бананов из ЛА. Однако успехи в начале 90-х были достигнуты в основном за счет снижения уровня жизни населения (кроме Чили). В мелкое кустарное производство, уличную торговлю, мелкие услуги было вовлечено от четверти до половины экономически активного населения. К концу 1992 ниже черты бедности проживало 46% населения ЛА. Доходы до 20% богатейших и 20% беднейших граждан ЛА различались в 19 раз. Это привело к обострению политической обстановки (Перу, Бразилия, Венесуэла…). В начале 90-х экологический кризис привлек серьезное внимание не только общественности, но и правительственных сфер в странах региона. В июне 1991 была создана специальная комиссия ОАГ по охране окружающей среды. В Колумбии (08.1991) и Бразилии (10.1992) образованы министерства по делам окружающей среды. Опасной болезнью ЛА общество стало распространившееся в районах Андского нагорья, в джунглях бассейна Амазонки нелегальное производство наркотиков (кокаин, марихуана), для сбыта в США. В 1991 президент США Дж.Буш выдвинул программу предоставления Колумбии, Боливии и Перу таможенных льгот на 10 лет в качестве компенсации за их борьбу с наркобизнесом. Данная страница нарушает авторские права? |