Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды антикризисного регулирования.
Для антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:
· правовое — создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства; · методическое — методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности; · информационное — учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий; · экономическое и административное — применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации; · организационное — создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника; · социальное — социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий; · кадровое — поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации; · экологическое — защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия.
С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий:
-экономические — налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; -административные — принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.
Государственное регулирование предполагает проведение экономической политики по различным направлениям: · Фискальная (бюджетно-налоговая) политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т. е. предусматривается установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета. · Структурная политика реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий. · Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. · Научно-техническая политика · Промышленная политика направлена на преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона. · Амортизационная политика — это оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации. · Инвестиционная политика нацелена на регулирование темпов роста производства, ускорение НТП, изменение отраслевой структуры экономики. Основная задача здесь видится в освобождении государства от функции основного инвестора и создании условий для привлечения частных инвестиций в экономику. · Прогнозирование и планирование занимают не последнее место в системе государственного регулирования. · Ценовая политика состоит в регулировании цен на товары и услуги первой необходимости и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности. · Внешнеэкономическая политика предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма принятия соответствующих законов. · Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования. Функциональными элементами системы антикризисного регулирования являются: мониторинг состояния предприятий, маркетинг изменения отраслевой структуры хозяйства, прогнозирование и планирование, принятие управленческих решений и распоряжений, координирование и организация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования хозяйства
15. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — способ управления экономикой, при котором управляющему центру, государству нет нужды изучать и оценивать каждое случайное воздействие на систему и давать элементам системы указание, рецепт, как на него реагировать. Однако имеются стимулы и другие инструменты, направляющие реакцию системы на воздействия в нужное русло, определяемое целями экономической политики государства.
М. р. обращено на функционирование экономической системы страны в целом. Им задаются и по мере необходимости корректируются правила игры участников рынка. В этом смысле рынок (разумеется, реальный, не теоретически постулированный “свободный рынок”) есть сочетание регулирования из центра (макрорегулирования) и саморегулирования хозяйствующих субъектов.
Как всякое регулирование, М. р. предназначено для удержания системы на траектории, заданной блоком управления, и подразделяется на два вида: регулирование по рассогласованиям (или отклонениям от заданной траектории) и регулирование по критическим параметрам (когда достигается уровень какого-либо параметра, признанный критическим, недопустимым).
Соответственно в первом случае, обнаружив отклонение тех или иных макроэкономических показателей от намеченных на определенный период ориентиров (программы, плана, прогноза и пр.), государство принимает меры для исправления ситуации. Напр., при спаде производства более глубоком, чем предполагалось (если анализ показал, что это произошло из-за недостатка инвестиций), возможны следующие меры: снижение налогов на производителей в целом или только на инвестиции, привлечение иностранных кредитов, приватизация слабых предприятий для передачи их более эффективным собственникам, стимулирование спроса на продукцию и другие варианты М. р. Во втором случае можно установить, скажем, в перспективном плане определенный критический уровень безработицы, грозящий социальным взрывом, и при приближении к этому показателю принять срочные меры для повышения занятости (ввести поощрение предпринимателей за открытие новых рабочих мест, помогать зарождению и становлению малого бизнеса и т. п.). . Среди основных инструментов М. р. в условиях рыночной экономики — средства денежной политики(ставка рефинансирования и кредитная эмиссия Центрального банка, резервные требования для коммерческих банков, операции на открытом рынке ценных бумаг), фискальной политики (прямое и косвенное налогообложение, управление бюджетным дефицитом), а также политики обменного курса валюты (система обменного курса — плавающего или фиксированного, курс обмена валюты).
Подходы к макроэкономическому регулированию различны со стороны разных экономических школ. Подход кейнсианцев – концепция активной макроэкономической политики в целях стабилизации экономики, где активную роль играет государство. Для эффективного стимулирования спроса кейнсианцы предполагают увеличивать государственные расходы и закупки товаров, причем это увеличение должно компенсироваться налоговыми поступлениями за счет деловой активности. Особое внимание уделяется регулированию процентной ставки. Снижение процентов на кредиты приводит к увеличению прибыльности капиталовложений.
16.Государственное регулирование инвестиционной и инновационной деятельности.
инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты, предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает 2 формы: - прямое участие государства (разработка проектов, стандартов, проведение экспертизы инвестиционных проектов). - создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности создаются государством путем:
Инновация — нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.
Государственное регулирование инновационной деятельности включает след. виды регулирования: - организационное регулирование инновационной деятельности. Способы регулирования: развитие инновационной инфраструктуры, обеспечение приоритета инновационной деятельности, моральное поощрение авторов инноваций, содействие модернизации, развитие интеграционных процессов, развитие международных связей. - экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности.
Способы регулирования: развитие предложения инноваций, расширение спроса на инновации, содействие конкуренции в инновационной сфере, развитие предпринимательства, обеспечение занятости в инновационной сфере, развитие лизинга наукоемкой продукции, инвестиции в инновации, повышение их эффективности, создание благоприятного инвестиционного климата. - нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности. Способы регулирования: охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности, охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями, защита промышленной, интеллектуальной собственности, развитие договорных отношений К основным направлениям государственного регулирования данного вида предпринимательской деятельности относятся следующие. 1. Создание специальных структур, проводящих политику в данной сфере. Это, например, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Министерство науки и технологий РФ. 2. Создание специальных фондов, образуемых за счет налоговых отчислений и бюджетных ассигнований. Можно назвать Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд.
|