![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационные структуры и менеджмент персонала инновационной организации
Решение задач, стоящих перед инновационными организациями, осуществляется в рамках тех или иных организационных структур, предусматривающих наличие определенного состава подразделений или отдельных функционеров, которые находятся в установленных взаимосвязях и взаимодействии, и в рамках внутриструктурной деятельности того или иного вида, направленной на выполнение определенных функций и на достижение целей функционирования инновационных организаций. Организационная структура – это совокупность основных подразделений или отдельных функционеров, специалистов, призванных последовательно решать основные задачи, характерные для данного вида инновационной организации, его профиля, специализации, и сферы, в которой она функционирует, а также подразделений, выполняющих вспомогательные, обслуживающие и управленческие функции; система их взаимосвязей ответственности, предусматривающих целенаправленное воздействие на все виды располагаемых ресурсов с целью достижения результатов создания и реализации инноваций. Основными факторами, определяющими тип, сложность и иерархичность (количество уровней управления) организационной структуры предприятия, являются: - масштаб производства и объем продаж; - номенклатура выпускаемой продукции; - сложность и уровень унификации продукции; - уровень специализации, концентрации, комбинирования и кооперирования производства; - степень развития инфраструктуры региона; - международная интегрированность предприятия. Структура ИО в зависимости от рассмотренных факторов может быть линейной, функциональной, линейно-функциональной матричной (штабной), бригадной, дивизиональной, либо проблемно-целевой. Каждый из перечисленных типов структур имеет свои недостаткии преимущества. Для выбора (проектирования) конкретной структуры конкретного предприятия (организации) необходимо выполнить глубокий анализ факторов, влияющих на структуру, которые были рассмотрены в начале данного вопроса. К факторам дальнейшего развития структуры предприятия мы относим следующие: - развитие специализации и кооперирования производства; - автоматизация управления; - применение к проектированию структуры и к функционированию системы менеджмента совокупности научных подходов, - соблюдение принципов рациональной организации производственных процессов (пропорциональность, прямоточность и др.); - перевод существующих структур управления на проблемно-целевую структуру. Основные принципы формирования проблемно-целевой структуры предприятия являются: - целевой подход, т. е. формирование структуры на основе дерева целей предприятия; - комплексность в определении количества заместителей руководителя предприятия {1-й уровень дерева целей); - ориентация на проблемы, т. е. формирование подразделений для решения конкретной проблемы или выполнения конкретных функций в целом по предприятию (2-й уровень дерева целей); - ориентация на конкретные товары или рынки при построении структур подразделений по отдельным товарам или рынкам, формирование финансового плана предприятия (на 3-м уровне дерева целей); - отсутствие специальных подразделений для обязательной горизонтальной координации выполнения дерева целей предприятия; - обеспечение мобильности и адаптивности структуры к изменениям; - обеспечение координации решения проблем по достижению конкурентоспособности товаров (по горизонтали) маркетологами по конкретным товарам.
К особенностям управления персоналом в инновационной организации относятся: сложность, новизна и не повторяемость выполняемых работниками инновационного процесса работ; широкий диапазон психологических характеристик личности творческих работников; высокий риск инвестирования и неопределенности конечных результатов деятельности; слабое информационное обеспечение инновационного процесса высокая доля банкротств венчурного бизнеса (в США ежегодно закрывается около 30 % малых предприятий); неопределенность параметров организации труда; большая текучесть кадров среди научных работников и специалистов: возможность получения большого дохода (создатели Интернета за полгода стали в США миллионерами); возможность реализации потребностей высшего уровня социальных потребностей и потребностей в самоактуализации и др. Изменение экономической ситуации в Узбекистане, возникновение рыночных отношений повлияли на систему ценностей. Возникновение новых и более широких возможностей приводит к увеличению роли денег. Это, очевидно, не могло не повлиять на совокупность мотивационных установок ученых, когда на первый план выходят материальные потребности, а профессиональные интересы занимают второстепенные места. Роль денег возрастает и потому, что в настоящее время у значительного числа научных работников РУз не полностью реализованы их потребности. Сфера науки испытывает те же трансформации и имеет те же проблемы, что и общество в целом Научные кадры — профессионально подготовленные специалисты, непосредственно участвующие в производстве научных знаний и подготовке научных результатов для практического использования, включая научно-информационную и проектно-конструкторскую (иногда технологическую) деятельность. Научные кадры в международной статистике соответствуют научно-техническим кадрам, которые определяются как совокупность всех лиц, проживающих в стране, имеющих законченное образование третьей степени (по международной стандартной классификации образования) в области науки и техники либо не имеющих его, но занятых научно-технической деятельностью, где обычно требуется подобная квалификация. Основные структурные характеристики научных кадров: функциональная, профессиональная, квалификационная, возрастная. Функциональная структура кадров — это распределение работников, занятых в фундаментальных и прикладных исследованиях, разработках, теоретических и экспериментальных работах. В современных условиях возрастает роль менеджеров, маркетологов. Персонал инновационных организаций можно классифицировать по следующим четырем группам: научные работники (включая ученых научно-исследовательских секторов вузов, ведущих научные исследования; научно-технический и научно-вспомогательный персонал; производственный персонал; административно-хозяйственный персонал. Научные работники представляют особую социально-профессиональную общность. В нее включается целая группа родов занятий, профессий, специальностей, классифицируемых по предмету исследования, роду деятельности в соответствии с разделением в науке. В номенклатуру должностей этих специалистов входят главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник. Отрасли науки подразделяются на группы специальностей (математика, физика, механика, машиностроение и машиноведение и т. д.), которые в свою очередь включают более 500 научных специальностей. К научно-техническому персоналу относятся конструкторы, технологи, механики, исследователи-экспериментаторы и другие работники, занимающиеся воплощением результатов НИР в опытно-конструкторскую и технологическую документацию. Научно-вспомогательный персонал охватывает работников, выполняющих вспомогательные функции, связанные с проведением НИОКР: работников планово-экономических, финансовых подразделений, патентных служб, подразделений научно-технической информации, научно-технических библиотек; рабочих, осуществляющих монтаж, наладку, обслуживание и ремонт научного оборудования и приборов; рабочих опытных экспериментальных производств; лаборантов, не имеющих высшего и среднего специального образов К производственному персоналу относятся рабочие, которые участвуют в технологических процессах по изготовлению материальных ценностей или в работах по оказанию производственных услуг, а также лаборанты всех профессий. К административно-хозяйственному персоналу относится категория служащих: делопроизводители, секретари-референты, экспедиторы и т.п. Одним из основных способов оценки профессиональных и деловых качеств работников является их аттестация, под которой понимается коллективная комплексная оценка профессиональных, деловых и моральных качеств работника. Роль кадрового планирования возрастает в связи с развитием научно-технического прогресса, что обусловлено удлинением сроков подготовки специалистов, повышением доли квалифицированных работников и т. д. При рассмотрении претендентов на вакантную должность в настоящее время принято по опыту зарубежных фирм заполнять резюме, в котором могут быть следующие данные: Фамилия, имя, отчество, адрес, телефон. 2.Должность, на которую претендуют. 3.Трудовой опыт (начиная с последнего места работы, перечисляя в обратном порядке). 4.Образование (начиная с указания последнего учебного заведения, которое претендент закончил). 5.Личные данные (возраст, физические качества, состояние в браке, наклонности, мотивы и т. п.). 6.Рекомендации компетентных лиц о деловых качествах претендента (рекомендательные письма часто отправляются отдельно письмом, чтобы кандидат не мог их прочитать). 7.Список наиболее значимых научных трудов. Существуют различные методы сбора информации для отбора: собеседование, испытание, тестирование и др. Для работающих работников проводится аттестация. Одним из факторов эффективной работы коллектива является обеспечение нормального морально-психологического климата в нем.. Работоспособный коллектив должен иметьоптимальные размеры. Чем больше людей, тем сложнее им общаться друг с другом и достигать согласия по ключевым вопросам. Поэтому большие группы почти неизбежно дробятся на малые численностью около 5 человек. Важная черта здорового коллектива — четкость целей. Каждый должен хорошо представлять себе, к каким результатам стремиться, ясно понимать и разделять цели коллектива. На результативность коллектива влияет также выполнение соответствующих норм и стандартов поведения, к которым можно отнести честность, компетентность, профессионализм, этические нормы и др. Соблюдение и регулирование норм и стандартов сплачивает коллектив. Вместе с тем следует практиковать неформальные контакты — торжественные ужины и обеды, " вылазки" на " природу и др. Хороший коллектив должен постоянно пребывать в состоянии поиска нового, а также гасить своевременно конфликты и стрессы. Вышестоящий орган управления должен оказывать коллективу помощь в становлении и создании нормального климата в нем.
|