![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инновационная политика государства
Необходимость государственного регулирования инновационной деятельности вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Под влиянием инновационных процессов меняется структура экономики. Инновации изменяют экономическую организацию общества. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Государственное регулирование экономики и инновационных процессов является одним из главных условии перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношении — защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке. Инструментами государственного регулирования должны стать: - социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.; - государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы; - федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов; - государственные заказы и современные контрактные системы; - индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности; - механизм интеграции регуляторов и структур. К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относятся: - аккумулирование средств на научные исследования и инновации; - координация инновационной деятельности; - стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции; - создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности; - кадровое обеспечение инновационной деятельности; - формирование научно-инновационной инфраструктуры; - институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора; - обеспечение социальной и экологической направленности инноваций; - повышение общественного статуса инновационной деятельности; - региональное регулирование инновационных процессов; - регулирование международных аспектов инновационных процессов. К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности относится следующие: - прямое финансирование; - предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд; - создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами; - снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей; - отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям; - реализация права на ускоренную амортизацию оборудования; - создание сети технополисов, технопарков и т. п. Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств. Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия и организации, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.
ДИСЦИПЛИНА «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»
|