Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поиски смысла жизни в произведениях мировой литературы






Каждый человек на земле индивидуален, у него есть своя собственная мечта, свои заботы и обязанности, каждый по-своему любит тот или иной предмет и имеет свои причины, чтобы жить. Многие из нас задаются вопросом, для чего мы живём в этом мире, в чём состоит наша миссия, какой вклад мы вносим в судьбы людей. И здорово, если человек обретает свой смысл жизни, который изо дня в день будет поднимать его с постели и заставлять действовать.

Смысл жизни именно обретается, люди не ищут его специально. Например, им может стать работа по призванию. Роман Артура Конан Дойла «Этюд в багровых тонах» - произведение, повествующее о знакомстве консультирующего детектива Шерлока Холмса и военного врача – доктора Джона Ватсона. Доктор Ватсон начал наблюдать за новым другом и составил списки тех областей, в которых Холмс разбирается прекрасно, и тех, в которых тот абсолютно ничего не знает. Детектив знал практически всё о криминалистике. Он жил ради ощущений, которые давало каждое расследование. Когда появлялось новое дело, Холмс мог сутками не спать и не есть, полностью выматывал свой организм, но, разгадав очередную загадку, будто утолял умственный голод. Смысл его жизни состоял в разгадывании головоломок. Если бы жизнь сложилась иначе, он мог бы стать Наполеоном криминального мира. Доктор Ватсон сказал однажды: «Я вдруг подумал, каким бы страшным преступником он мог бы быть, если бы направил свой талант и свою энергию не в защиту закона, а против него». Но благодаря своим способностям гениальный сыщик спас множество жизней и предупредил большое количество преступлений.

Смысл жизни может быть найден на пути к какой-либо значительной цели. Герой произведения Германа Гессе «Сиддхартха» – юноша одной восточной семьи, который на протяжении всей своей жизни пытается достичь нирваны. Он уходит из дома и начинает вести жизнь аскета, он молится и постится, проводит жизнь в постоянных скитаниях. Истинное учение, настоящий покой – в этом поиске состоит вся его жизнь. После долгих лет кочевой жизни он встречается с Буддой. Но даже великий учитель не может предложить Сиддхартхе учение, которое бы тот счёл достойным. Путь исканий в конце концов привёл Сиддхартху к старику-паромщику, который научил его великому умению – умению слушать. Учителем была река, которая не умолкала ни на секунду. Сиддхартха не достиг нирваны, но он научился слушать и слышать, он нашёл своего вечного учителя – реку.

Каждый человек живёт по-своему. У каждого своё дело жизни или хобби, которому он целиком отдаётся, у каждого свой путь. И не столь важно, каков этот путь. Ищешь ли ты абсолютную истину или решаешь головоломки. Главное – не прожигать жизнь в безделье. И тогда есть шанс обрести смысл своего существования.

 

 

8. Как исполнить цель своей жизни?

 

Цель в жизни… Как ее достичь? Поэт Виктор Земцов так образно отвечает на этот вопрос:

До цели доберется тот,

Как говорилось выше,

Кто будет двигать лишь вперед,

Не спрячется под крышей.

Как верно сказано! Только движение, только стремление вперед поможет достичь желаемого! Русские классики рассуждали об этом на страницах своих книг.

Вот герой романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»! Сколько раз Г.А.Печорин ставил перед собой цель и добивался ее исполнения! Вот он приручает гордую дочь гор Бэлу, добивается любви девушки. Вот усмиряет строптивую и умную княжну Мери. Вот мстит юнкеру Грушницкому… Поставленные цели достигнуты… Но почему-то они не принесли Печорину ни счастья, ни удовлетворения. Но это тема другого сочинения. Главное, что герой ставил перед собой цель, рвался, метался и добивался задуманного.

А другой известный персонаж, Илья Ильич Обломов (роман И.А.Гончарова «Обломов»), даже и целей перед собой не ставит! Зачем?! Гораздо удобнее и уютнее лежать на диване и мечтать! Мечтать о любимой Обломовке, об Ольге в роли хозяйки дома, о детях…Претворить свою мечту в жизнь – это не для него! Пусть другие стараются! А он будет лежать на любимом диване и любоваться локтями мещанки Пшеницыной…К чему стремиться? Чего там достигать, если цель не поставлена!

И Печорину, и Обломову надо бы взять пример с героини рассказа «На пути к океану» Ф.Д.Кривина, чудесной рыбки Анабас, которая поставила для себя, казалось бы, невыполнимую цель: из маленького болота переселиться в океан. Писатель, восторгаясь настойчивостью Анабас, не случайно дает ей даже имя! Дает потому, что рыбка покорила автора рассказа не только своей целеустремленностью, но и силой воли! Сколько упорства прилагает существо, которое, кажется, и не может жить без воды, ради исполнения своей мечты! Только тот факт, что рыбка целую неделю ползет по пустыне, не может не вызвать восхищения ни у автора, ни у нас, читателей. Каждый из нас уверен, что Анабас исполнит свою мечту: она доберется до океана!

Таким образом, достичь цели можно только тогда, когда будешь к этому стремиться, преодолевать все трудности, не бояться рисковать. Прав был наш великий классик Л.Н.Толстой, что «надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

 

 

9. Милосердие в современном мире

15 октября 2014 года.

7 часов. В окно ярко, не по-осеннему тепло светит солнышко. Так должно и быть: сегодня мой день рождения! Мне исполнилось 17 лет. Какая красивая дата!

8 часов. Я в школе. Меня ждёт сюрприз: одноклассники приготовили поздравление. Как здорово ощущать себя нужной!

10 часов. Урок литературы. Готовимся к зимнему экзамену. Тема сочинения звучит философски и совсем не располагает к размышлениям: «Является ли милосердие основой жизни в современном мире?». Мне так хорошо, что ни о каком милосердии я думать не хочу!

Прошло уже 15 минут урока, а в тетради ни строчки. Вдруг замечаю, даже не замечаю, а чувствую, что у Ленки что-то случилось… Глаза не просто грустны – они наполнены болью.

Ждать конца урока нет сил – пишу записку: «Что случилось?». В ответ – «Бабушка умерла». Я знаю Екатерину Ивановну давно. Она никогда ни на что не жаловалась, ничем вроде бы не болела…

Жду перемены.

10.45. Прозвенел долгожданный звонок. Я – к Ленке: Екатерина Ивановна спасла девочку, но сама погибла… Пьяный водитель нёсся по дороге…

11 часов. Начался урок информатики, но я ни о чём не могу думать. Погиб человек с добрым сердцем… В чём же истоки такого всеобъемлющего милосердия?

Вспоминаю историю доктора Янсена, который, спасая детей, задохнулся в канализационном колодце. Эту историю я прочитала в книге Бориса Васильева «Летят мои кони». В колодец упали два мальчика. «Доктор тут же спустился туда, нашёл уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что ещё раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчик пришел в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось». Образ доктора соединился в моем воображении с теми, кто живёт ради других…

Размышляя над милосердием как основой жизни, нельзя не сказать о Данко, отдавшем жизнь ради спасения людей. Он «сжег для людей своё сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе». Соплеменникам казалось, что Данко не выведет их из леса, и они «в гневе обрушились» на него. Он вскипел, но чувство любви к миру и людям победило в нём. Данко умирает счастливым, с сознанием выполненного долга, с чистой совестью… И становится символом безграничной любви к людям…

12.00. Давно прозвенел звонок с урока. А я всё сижу за партой и пытаюсь найти ответ на вопрос: понимали ли доктор Янсен, Екатерина Ивановна, вымышленный герой Данко, что их милосердие граничит с самопожертвованием, с гуманизмом библейского масштаба? Ведь и Иисус Христос жертвовал собой ради людей, именно он стал образцом человеколюбия.

13.00. Я прихожу к простой, но очень важной мысли: совершая добрые поступки, люди не задумываются над этим. Порою просто нет времени подумать, а что же будет дальше… Добрые поступки совершаются по велению души!

22.00. Поплакала в подушку, вспоминая добрую, приветливую Екатерину Ивановну. Её смерть перевернула мое представление о доброте, милосердии…

22.30. День подошёл к концу. День моего рождения стал источником осознанного понимания, что же такое милосердие и почему оно должно быть основой нашей жизни.

23.00. Засыпая, подумала: «Надо жить так, как жила Екатерина Ивановна, как жил еще один замечательный человек – доктор Ф. П. Гааз, на могиле которого высечены слова: «Спешите делать добро».

10. «Жизнь скучна без нравственной цели...» (Ф. М. Достоевский)

 

Данную тему мне хочется раскрыть на примере романа И. Гончарова «Обломов». Еще немного прошло времени со времени его изучения.. Да и главный герой настолько ярок, что трудно, пожалуй, его будет забыть!. В начале романа, с наивной уверенностью в своем праве, определяемом сословной принадлежностью к дворянству и социальным положением «барина», владелец трехсот крепостных, Обломов позволяет себе заявлять, что «воспитан нежно, ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался». Автор явно иронизирует над дворянским сословием. Ведь известно, что под фразой «черным делом» подразумевался труд. Кстати, надо отметить, что это далеко не индивидуальное мнение героя, а опыт многих дворянских поколений, которые, как сказано в «Сне Обломова», «сносили труд как наказание, наложенное еще на отцов наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это и возможным, и должным». Так говорится о прямых предках Обломова, потомственных, но оскудевших дворянах. Собственно, и герой романа уже обречен. Сам Гончаров утверждал, что именно этот мотив «есть господствующий в романе». В первой части романа автор, повествуя о мучительных попытках героя осмыслить свою жизнь, пишет: «Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища… Что-то помешало ему ринуться на поприще жизни…» Из этого понятно, что герой угадывает, ощущает существование общественного зла, но определить его пока не может. В конце своего пути Обломов на вопрос избранницы: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...» - отвечает: «Есть! - обломовщина!» Так сам герой определил исключительную злободневность и важность этой нравственной проблемы. Вложив в уста героя это признание, Гончаров не ошибся. Он нащупал одну из самых болезненных точек современного ему общества - обломовщину. В те же годы авторитетные представители русской литературной критики оценили роман Гончарова как произведение, которому предстоит долгая жизнь. Сегодняшнее внимание к роману, интерес к нему театра и кинематографа, включение романа в сферу споров о недавней истории и проблемах будущего - прямое подтверждение пророческих предвидений тех далеких от нас лет. Интерес к этому произведению не ослабеет до тех пор, пока человек будет стремиться к нравственному совершенству.

 

11. «Великие истины понятны и доступны каждому...» (Д. И. Писарев )

Рано или поздно любой из нас вдруг задумывается: «А для чего я живу? Так ли надо жить? Может быть, я только существую? В чем вообще смысл жизни?» Эти вопросы интересуют не только героев классических романов, но и нас, простых смертных. Романы лишь помогают правильно ответить на некоторые вопросы нашей жизни. Для русского человека, несомненно, энциклопедией жизни является роман «Война и мир». Надо сказать, что это произведение Л. Н. Толстого играет важную роль в духовном развитии всего прогрессивного человечества, а не только россиян. Итак, все человечество в равной степени интересует, есть ли необходимая внутренняя мера в человеческой жизни, есть ли между ее явлениями, между людьми целесообразная связь, или эта связь хаотична, случайна? В чем смысл человека, его жизненная дорога? Вопросы эти решить помогает Л.Н.Толстой. Путь, который проходят в романе важнейшие герои его, - это поиски смысла жизни..

В центре романа стоит образ Пьера Безухова. Известно, что его судьба послужила основой романа «Война и мир». Другой герой - князь Андрей Болконский. Князь Андрей, как человек глубоко индивидуальный, многими чертами отличается от своего друга Пьера. Однако и в образе Пьера, и в образе князя Андрея великий писатель показал единую, думающую и страдающую душу русского человека той поры. Пьер и князь Андрей впервые появились в романе на фоне великосветского общества Анны Павловны Шерер. Салон Шерер олицетворял собой весь великосветский круг. Его определяющая черта - всепроникающая фальшь поведения. Поведение открытого, благородного Пьера внушает страх этому обществу. Пьер выражает свои мысли искренне, убежденно. Его высказывания отличаются смелостью и крайностью взглядов. Пьер в своей жизни проходит через ряд сменяющих друг друга этапов, через множество увлечений и разочарований. Восхищение Наполеоном сменяется масонством. Одновременно духовная независимость временно сменяется великосветской жизнью, а затем вспышками отвращения и презрения к этому кругу людей. Появляется глубокая и чистая любовь к народу; мечта о личном подвиге и убийстве Наполеона. В конечном счете Пьер приходит к идеям декабризма. Он живет чаяниями и интересами своего времени. Пьер - это натура ищущая, он стремится прожить жизнь не зря. На всем пути Пьером руководят непосредственность, простота, искренность, что и роднит его с народом.

Не менее философичен и ярок образ князя Андрея. Этот герой романа Толстого более всех мучился постижением смысла жизни. В своих размышлениях он дошел до осознания гармонии между человеком и природой. Вспомним две встречи князя Андрея со старым дубом по дороге в Отрадное. Князь Андрей, как и его друг Пьер, прошел искушение славой, жаждой подвига. Был распростерт со знаменем в руках на поле брани, и сам Наполеон с восхищением высказался о его «смерти». Но все это оказалось карточным домиком, романтическим туманом. О настоящем смысле жизни князь Андрей задумался впервые за несколько часов до своей смерти. С поразительной простотой и глубиной описан Л. Н. Толстым момент предсмертных видений князя Андрея. Видимо, писатель полагал, что человек всю свою жизнь лишь накапливает материал о смысле своего существования, в основном в вопросах. Полный ответ на этот мучающий его всю жизнь вопрос человек, как видно, получает в последние свои мгновения на Земле. Так произошло с князем Андреем.

С героиней романа «Война и мир» Наташей Ростовой читатель также может связать нравственные устремления всех русских женщин того времени. Сцена танца Наташи у дядюшки показывает ее любовь и близость ко всему народному. Она танцует как настоящие русские женщины. Она восхищается и русской обстановкой, царящей в доме, и деревенской едой. И простой костюм дядюшки, на который она раньше смотрела с удивлением и насмешкой, кажется ей не хуже фраков и сюртуков. Наташа не понимает всей фальшивости, неискренности окружающего ее общества. Ей, в отличие от Пьера и князя Андрея, кажется, что все одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга. Наташе хочется всеобщей любви и дружбы. Она совершает в жизни немало опрометчивых поступков, но и в ее судьбе произошли события, открывшие для нее истинный смысл жизни. Во время войны 1812 г. Наташа отдает подводы раненым, она самоотверженно ухаживает за князем Андреем. Наташа предстает перед читателем патриоткой, но не той, которые преобладают в салонах придворных дам, а истинной патриоткой России. В эпилоге Наташа показана уже не той веселой, наивной девочкой. Она - любящая и любимая жена, мать четверых детей. Она, бывшая модница, не обращает никакого внимания ни на свою одежду, ни на прическу. Это ее более не интересует. Думается, суть ее поведения в том, что женщина приблизилась к ответу на вопрос о смысле бытия человеческого. Так или иначе все герои Толстого стремились к духовному обновлению. Именно в годы всенародного бедствия проявились их лучшие человеческие и национальные черты. Они стали понимать, что главное назначение человека - в служении людям. Только смерть обрывает его нравственные страдания.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал