Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сочинения. 1. Нравственные уроки войны






1. Нравственные уроки войны…

2014…. 1945… Две даты, отражённые в историческом зеркале.

В 1945 году весь мир верил, что с войной покончено навсегда… Наступил 2014 год, и национализм возрождается там, где, казалось бы, ненависть к «коричневой чуме» впитана с молоком матери. Уроки, которые преподала война в 40-е годы XX века, забываются, и эта забывчивость приводит к новым войнам. Надо помнить: если, как говорил Х.Г.Уэллс, «мы не покончим с войной, война покончит с нами». Мы можем не погибнуть, но душа будет изранена…

Вспомним судьбу Андрея Соколова, героя рассказа Михаила Александровича Шолохова. Во время войны русский солдат испытал все ужасы фашистского плена, потерял семью: в его дом попала авиационная бомба, жена Ирина и обе дочки погибли (от дома осталась страшная воронка), в последний день войны в Берлине снайпером убит сын Анатолий. Судьба разрушена. Душа Соколова стала каменной, мёртвой. Его глаза наполнены неизбывной тоской, словно присыпаны пеплом. Слава богу, он возрождается, его душа отогревается, и в этом ему помогает мальчик Ванечка, который тоже потерял близких. Два осиротевших человека с судьбой, искалеченной войной, встретились и полюбили друг друга.

В другом произведении о войне – в повести В.Быкова «Сотников» - говорится о том, как меняется человек под влиянием сложных обстоятельств: одни становятся героями, другие – предателями. Писатель показывает, как морально ломается физически сильный Рыбак и как крепнет духом ослабленный болезнью и пытками Сотников. Иначе ведёт себя Рыбак: увидев изувеченного Сотникова, он «ужаснулся при мысли, что то же самое могли сделать с ним». Бася, 13-летняя девочка, оказавшаяся в «камере смертников» по вине партизан, оказалась сильнее, мужественнее Рыбака, не выдала под пытками тех людей, которые прятали её. Противопоставляя своих героев, автор подводит нас к мысли: Рыбак умирает раньше Сотникова, умирает морально, теряя свою душу, превращаясь в зверя, предающего и убивающего своего товарища ради того, чтобы выжить, а Сотников и маленькая Бася черпают силы в любви к Родине…

Увы, люди стали забывать, что несёт война человечеству. Пережившие её, к сожалению, покидают нас навсегда, учебники истории часто искажают саму историю, мы, занятые повседневными делами, не задумываемся об уроках, преподанных войной, не обращаем внимания на то, что рядом возрождаются идеи национализма…

Мы обязаны (!) помнить страшные уроки войны. Мы должны (!) защитить страну от неофашизма, чтобы не вздрагивала от взрывов земля, чтобы не теряли матери сыновей, чтобы не плакали жены, потерявшие мужей, чтобы не было детей-сирот… Приятно, что на самом высоком уровне в нашей стране это тоже понимают – подписан Указ о запрещении на территории России преступного «Правого сектора».

 

2. Нечеловеческий лик войны в мировой литературе

 

Испокон веку война была неотъемлемой частью жизни человечества. Воевали друг с другом племена, за расширение границ своих государств сражались народы. И не было в истории Земли, наверное, ни одного года, в который бы не нарушался мир.

Постепенно люди стали осознавать, что война противоестественна. Эту мысль выразили в слове авторы первых художественных произведений. Когда неизвестный автор XII века в " Слове о полку Игореве" представлял сражение русских с половцами, используя образы пира и жатвы, он противопоставлял мирный труд – войне, созидание – разрушению, жизнь – смерти. Как естественно выбрать жизнь! Почему же люди платят кровавую дань смерти?

Этой проблеме посвящен рассказ В. Гаршина " Четыре дня", написанный в 1877 году, когда шла русско-турецкая война. С самого начала повествования возникает центральный вопрос произведения: зачем? Какая цель была достигнута путем таких героических усилий? К чему были все страдания? И на этот вопрос нет ответа. Лежа с перебитыми ногами рядом с убитым им человеком, герой задумывается, за что он его убил? Абсурдность происходящего усиливается тем, что убитый враг был и не турком вовсе, а феллахом – крестьянином из Египта, который никогда не слышал ни о России, ни о Болгарии. Его оторвали от земли, погрузили на корабль, привезли в незнакомую страну и заставили сражаться. Он не является врагом ни родины героя, ни самого героя. Напротив, их многое объединяет: герой думает о том, что у убитого им человека наверняка есть старушка-мать, которая смотрит на дорогу, ожидая, когда её сын вернется, так же, как самого героя, ждут мать и невеста. Но если несчастный феллах оказался участником сражения против воли, то сам герой пошел на войну добровольцем. И это решение отправиться на фронт представляется не героическим деянием, а совершенно бессмысленным поступком. Оказывается, что все лишения, уход от любимых, испытания тысячеверстного похода герой претерпел лишь для того, чтобы лишить жизни невинного человека.

Хочется привести ещё пример. Другие времена. Другая страна, но всё так же пронзительно звучат слова героев о бессмысленности войны. Осознание того, что они сражаются за Родину, не помогает героям повести Бориса Васильева " А зори здесь тихие" избавиться от ощущения противоестественности войны. Уже то, что с врагом вынуждены сражаться женщины, является нарушением законов природы! Ведь женщина призвана давать жизнь, а не отнимать ее! После гибели четырех девушек, разговаривая с умирающей Ритой, Васков с горечью думает о том, что же отвечать детям. Дети задумаются над тем, за что погибли их матери, и наверняка спросят об этом. За то, чтобы не пропустить врага к каналу, который наверняка охраняется, и не женщинами, а настоящими солдатами?! Рита говорит, что смерть погибших за Родину не напрасна. Это не убеждает Васкова, горечь в душе героя остается на всю жизнь.

Авторы, пишущие о войне, убеждают читателя в том, что войны недопустимы, что в войнах нет победителей, потому что проигрывают все: одни – не достигнув своей цели, другие – потеряв сыновей и дочерей. Как вот и сейчас на братской Украине…

 

3. Нет ничего страшнее войны.

 
 


«Люби Родину, сынок, она тебя никогда не предаст, не разлюбит».

Теперь я хочу другие слова написать на его могиле: «За что?!»
Отрывок из книги С. Алексиевич

В своем сочинении я буду говорить о других войнах. О войнах в наше время. Мне хочется высказаться после прочтения книги Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики»… Алексиевич - автор книг о трагических страницах нашей недавней истории. Человек на войне, война как средство реализации государственных интересов, война как разрушительное нравственное зло - вот темы, которые волнуют писателя. Со страстной беспощадностью повествует С.Алексиевич о мучительных и кровавых страницах истории последних десятилетий XX века. `Цинковые мальчики` - книга об афганской войне, правду о которой власти скрывали от своего народа в течение многих лет.

Война метёт всех. А ведь некоторым парнишкам было меньше лет, чем мне сейчас. И ведь воевали, уходили и не возвращались. На глазах матерей вечные слёзы, на душах - комки боли, на губах единый вопрос: " За что? ". Никто не вернет тех ребят, никто не вернёт им психического спокойствия, ни одна война не проходит бесследно для каждого человека, кто прикоснулся к ней, кто хотя бы однажды направил дуло в висок.

Это мерзко, когда по какой-то прихоти зажравшихся правителей вынуждено страдать огромное количество народа, которому всё это не нужно. Разве только интернациональный долг, только и это не спасает и не делает войну милосерднее. Во время войны жизнь превращается в существование, полное лишений и страха, а каждая смерть так бездарна, никчёмна, абсурдна, и при этом всего лишь одна из многих, словно люди - это насекомые, которых спускают в унитаз. Многие войны возникают практически из-за ничего, в них явно нет необходимости, а уж когда парнишки не знают, за что воюют. Их воспитали бойцами, они ушли на фронт, не зная другой жизни и понимая, что нельзя иначе. Война по сути своей - легализованное убийство, которое при мирной жизни считается уголовным преступлением, а во время войны оправдывается высшими политическими целями. И нет слов, чтобы выразить боль матерей, потерявших своих сыновей. Своих мальчиков. Нет слов, чтобы выразить боль девушек и жён, так и не увидевших вновь открытые и ясные глаза своих любимых мужчин. Это ничем не оправдаешь. Да и как это не оправдывай, убийство останется убийством - это всегда очень мерзко.

Война сейчас - это давно уже не мужественные солдаты, с победой возвращающиеся домой. Это Афган и Чечня. Война - это не лекарь человечества, не двигатель прогресса и не её клизма. Это даже не естественный отбор. Война - это когда тебе выдают новую форму и автомат, посылают в бой, а потом сверху накрывают миномётным огнём. Война - это когда ты наступаешь на мину, а тебе отрывает обе ноги. А ведь дома тебя ждёт жена и маленькие дети! Война - это когда твой лучший друг смотрит на тебя и говорит, что всё будет хорошо, а у самого кишки вываливаются наружу!!! И всю эту скорбь Светлана Алексиевич донесла до народа через воспоминания.. через слёзы. Я просто не представляю, насколько она сильный человек, ведь читать больно об этом, а собирать эти диалоги - какие нервы нужно иметь? Какую волю? Как глядеть в глаза?

Любая война - это приказ. И можете даже не спорить. Многие не выдерживают там, многие - здесь. Те, кто там не был, никогда не поймёт вернувшихся из этого ада. Отдан приказ, и поэтому люди будут убивать, убивать без разбора, задыхаясь от ненависти, отвращения, ужаса или немого восторга, что он, дескать, герой! А где-то плачут несчастные матери, и дети, оставшиеся сиротами. Они погибают от голода, отчаяния, нехватки лекарств. А в сердцах выживших прочно укореняется желание мстить. Мстить за сломанную жизнь, за отнятых войной близких. Так было всегда, на протяжении всей истории, и так будет, пока человечество, наконец, не истребит себя.
Противно жить, зная, что завтра - то может не наступить… Некоторое время после этой книги мне было тяжело засыпать. И это страшно. Хотя вообще вся Алексиевич - это дозированное и очень аккуратное чтение.. Иначе слишком не хочется жить… Нет ничего страшнее войны!..

 

4. Вопросы, заданные человечеству войной.

С каждым годом всё меньше и меньше остаётся среди нас тех, кто встретил рассвет 22 июня 1941 года.

Были 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Были миллионы погибших, истерзанных, заживо сожжённых.

А.Твардовский писал:

" Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем."

И разве можно забыть, если книги, а в них живые свидетели тех дней встают перед нами один за другим, открывая страницы суровой и страшной правды.

Читателей глубоко взволновала трагическая судьба двухсот тридцати девяти кремлевских курсантов, погибших под Москвой в ноябре 1941 года. Об этом рассказывает повесть Константина Воробьёва " Убиты под Москвой". Эти юноши из роты кремлёвских курсантов, ведомые на фронт капитаном Рюминым, молодые, красивые, полные жизни, поставлены в нечеловеческие условия. Безоружные, брошены они под немецкие самолёты и танки. Курсанты вооружены только самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином. Их путь, проделанный по Подмосковью в эти пять дней со времени вступления на фронт до их трагической гибели, полон страданий и немыслимых мук. Рота обречена, гибель неизбежна - ребята окружены. И капитан Рюмин бросает в атаку курсантов, чтобы погибли они не в животном страхе отступления, а в бою, ничего не зная об окружении. Ужас первых месяцев показан через восприятие всего происходящего главного героя Алексея Ястребова, который по-ребячьи радуется " своему гибкому молодому телу в статной командирской шинели", думая о себе: " Как наш капитан". Он радуется снегу, морозному утру. И это ещё сильнее обнажает перед нами, читателями, противоестественность войны. И в тупую звериную жестокость фашистов его сердце не хочет верить: ведь в физическом облике их всё было от обыкновенных людей. В конце повести лейтенант Ястребов на пределе сил вступает в единоборство с фашистским танком и побеждает.

Мы видим на протяжении повести Алексея и в минуту слабости во время ощущения одиночества в лесу, и в минуту радости, когда смерть, несомая " Юнкерсами", пролетела мимо. Это путь приобретения мужества.

Кремлёвские курсанты свято выполняли свой долг перед Отечеством, но они погибли, они убиты, убиты под Москвой.

Эта повесть вызывает глубокие, искренние переживания, сохраняет нашу историческую память и становится повестью-предупреждением!..

Не гаснет и " поэтический Вечный огонь", восславляющий великий подвиг нашего народа. " Солдаты в окопах шалели/ И падали в смертном бою, /Но жизни своей не жалели/ За горькую землю свою, " - пишет А.Твардовский. Роберт Рождественский призывает: " Люди! Покуда сердца стучатся,

Помните,

Какою ценой завоевано счастье."

" Люди мира...Берегите мир! " - вот ответ на все вопросы, заданные человечеству войной. Эти слова из известной песни должны и сегодня стать набатом для всех живущих на земле и для наших братьев в Украине.

 

5. Война – это безумие, которое не должно повториться.

 

 

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова.

А.Твардовский.

О какой войне эти строки? О солдате какой войны? Война всегда не ко времени…

Тревогой своей, своими переживаниями писатели и поэты напоминают, предупреждают, требуют, чтобы ужас войны не повторялся.

Поэты и писатели всегда на передовой. Мы вновь и вновь убеждаемся в этом, знакомясь с произведениями писателей прошлых столетий и наших современников.

Л.Н.Толстой утверждал, что война – это нелепость, безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. «Вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью,» - говорит он. Гневные интонации пронизывают страницы «Севастопольских рассказов», изображающие злое дело войны. «Сотни свежих окровавленных тел,» - читаем мы, явно ощущая боль и негодование писателя- судьи.

В рассказе есть пронзительная сцена. Солдаты воюющих между собой армий во время перемирия с любопытством стремятся один к одному, завязываются беседы, слышатся шутки, смех. Десятилетний ребенок бродит меду убитыми, собирая голубые цветы, с тупым любопытством разглядывает страшные трупы и вдруг в ужасе бежит прочь.

М.А.Шолохов уже в раннем своем творчестве - рассказе «Родинка» - показывает преступность гражданской войны. Трагична и страшна судьба человека в братоубийственной войне. Только по родинке и узнает отец в убитом им противнике сына!...

Льется кровь. Льются и льются слезы. Гибнут и гибнут люди. О какой бы войне ни рассказывали писатели, главная мысль – такое не должно повториться!

«Смерть да война не званы всегда», - рассуждает дедушка Селиван из повести Е.Носова «Усвятские шлемоносцы». Сюжет этого произведения состоит из получения известия о начале войны в с.Усвятцы, проводов мобилизованных, их дороги на сборный пункт. Для всякого крестьянина – война всегда не ко времени: кто ожидал рождение первенца, кто рассчитывал дорубить амбарушку, а кто не успел припасти сенца на зиму. «Что бы ей, окаянной, повременить недельку-другую», - слышим мы слова героев этой повести. Эти слова звучат еще драматичнее из их уст, ведь они еще не знают, что незваная гостья пришла на долгие 1418 дней и ночей… С досадой оставляя свои мирные труды и заботы, становился мирный пахарь ополченцем, грозным воителем, когда глубоко оскорбляли святыни его, когда опасность грозила его детям, семье, Родине, всему Русскому миру!

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал