Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Слуцкий






 

Рассветным утром 22 июня 1941 года взорвалась мирная тишина нашей Родины. Пожары, жестокие бои... И еще — недвижные часы на вокзалах, площадях, улицах... Брызнув стеклами, они остановились в грохоте бомб. Так остановилась мирная жизнь.

He было большей задачи, чем отстоять свою землю, любой ценой защитить свободу.

Она была огромной, Великая Отечественная война, она ворвалась в судьбы такого множества людей, что каждый день ее помнят миллионы тех, кто добывал победу. И таким же огромным, как война, был нравственный подвиг наших соотечественников. В чем же истоки этого великого подвига?

Мне думается, что фронтовики — люди особых душевных качеств. Настойчивость, прямота, смелость и товарищеская чуткость всегда отличали их.

Память... Потому, наверное, мы и называем ее «вечной» или «светлой», чтобы ясно и четко отделить от прошлого то, что запоминается человеком и без чего он не может жить.

Характерна в этом смысле одна из любимых мною книг повесть Бориса Васильева «В списках не значился». Юноша, почти мальчик, Плужников сравнивается с вечными воинами, с бессмертными людьми из преданий, потому что подвиг этого добровольного защитника крепости дело исключительного мужества, непостижимой выносливости, к которой еще приложен талант вести в одиночку оборону крепости, окруженной фашистами. Был ли Плужников наделен необычайной силой, был ли он стратегом? В чем секрет его подвига?

Я думаю, секрет этот не в воинских достоинствах Плужникова, а в чем-то ином, находящемся на шкале нравственных категорий. Мы видим, как связываются совершенно непостижимо победы юноши Плужникова с его мировоззрением, с его воспитанием, с нравственным кодексом его времени довоенной поры: всегда стоять на защите общественного интереса, никогда не искать лазейки, никакой слабости не поддаваться, от себя требовать того же, чего ждешь от других.

Так в чем же все-таки нравственные истоки подвига на войне? Мне представляется, прежде всего, в нравственной особенности ушедшего поколения.

Максимализм был нравственной сущностью времени:

Мое поколение —

это зубы сожми и

работай.

Мое поколение —

это пулю прими и

рухни.

Николай Плужников - двойник героя этих стихов. Каждодневная жизнь подготовила его к подвигу, всей жизненной обстановкой формировалось героическое отношение к жизни. Поэтому, когда ему пришлось выбирать свой путь, он зачислил себя в списки защитников крепости. Между спасением и подвигом он выбрал подвиг, потому что так поступить было для него нравственной нормой.

Я думаю, что в том, как мыслили, как жили эти простые ребята, и были нравственные истоки героического поступка в нужный час.

Вспоминаю повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...»

В последний миг жизни, независимо от их воли, в сознании каждой из девушек вспыхивает мечта. Из отдельных сцен предсмертного видения мы узнаем, чего хотела и ждала от жизни каждая из них, ничего не имеющая, кроме богатого сердца.

Одна из них жила воображаемой идеей детства, которого у нее не было. Другая мечтала о любви, которая еще не вошла в ее застенчиво одинокую жизнь. Третья жила воспоминаниями и надеждой на возвращение в семью, уничтоженную войной. Четвертая ждала от жизни просто счастья, потому что была красива и весела. Пятая, которой общее дело и война не давали возможности побыть с маленьким сыном, хотела бы увидеть его выросшим и взрослым…

В каждом этом человеческом порыве к мечте в миг окончательного ее разрушения мы видим соотношение того, что дает общему делу человек и что он получает за свой бесценный дар. Вопрос о праве личности на счастье здесь передан на решение самого героя. Каждая из девушек могла выбирать. Она сделала тот шаг, который считала для себя единственно возможным.

На уровне большой философии эту мысль сформулировал Борис Слуцкий: «Выбирающий не выбирал».

 

10. “А был он лишь солдат”….

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград…

С.Орлов

Через много лет после победы нашего народа в Великой Отечественной войне белорусский писатель Василь Быков обращается к теме войны, так как видит истоки победы в нравственной силе русского солдата и всего народа. Два солдата, Сотников и Рыбак, из повести “Сотников” по -разному ведут себя в экстремальных условиях. Вот перед нами боец, солдат Сотников, скромный, незаметный человек, бывший учитель. Почему, будучи больным и слабым, он пошёл на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они с Рыбаком оказались в руках врага, явилась его болезнь: он не сдержал душивший его кашель и этим обнаружил себя и здорового и сильного Рыбака.

Он пошёл в разведку, потому что отказались другие, такие же слабые, как и он. ” Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться? ”- вот мысли Сотникова перед уходом в разведку. Некоторые считают, что Сотников не имел права идти в разведку, так как из-за болезни мог быть обнаруженным. Нет, имел это право.!

Гражданский долг, совесть и честь не позволили Сотникову переложить жизненно опасное задание на плечи других. Сотников до последнего дыхания, как настоящий солдат, остаётся верным долгу человека и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Иначе зачем тогда жизнь?

Слишком нелегко даётся она человеку, чтобы беззаботно относиться к её концу”. Сотников хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Измученный пытками, он остаётся несломленным.

Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убеждённость в справедливости той борьбы, которую ведёт народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно! Он не стал предателем! Перед казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним взглядом и убеждается, что честно выполнил свой долг на Земле. А вот про Рыбака не хочется говорить как о солдате, потому что он встал на путь предательства во имя спасения собственной жизни.

Ещё об одном солдате хочется сказать после прочтения лирической повести о войне “Пастух и пастушка”. Как страшно, когда двадцатилетний лейтенант вынужден был убивать фашистов, хоронить товарищей. Он нередко слышал, как трещали кости пехотинцев под гусеницами танков, потому что он воевал. А умер этот солдат, именно умер, от незначительной раны. Причина? Три дня любви. Зачерствевшее сердце солдата вдруг оттаяло, закипело, заговорило стихами и не смогло больше находиться среди крови, насилия, смерти…

Сложно даже перечислить все произведения, воспевшие подвиг простого солдата в Великой Отечественной войне. Невозможно забыть защитников Брестской крепости, о которых ярко рассказывает Борис Васильев в повести ” В списках не значится.” Лейтенант Плужников, не успевший даже встать на воинский учёт, стал последним защитником этого плацдарма. Несколько месяцев он сопротивлялся фашистам, сражался до последних своих сил и возможностей, без пищи и воды. И когда он, ослепший, обросший, седой, как старик, появился в проеме разрушенной стены крепости, немцы склонили свои головы в знак уважения к нему. Комок подкатывает к горлу, и невозможно слезы сдержать при чтении таких произведений! Почему так сильны они? Да потому, что авторы сами прошли через все ужасы войны, сумели выжить, остаться настоящими людьми и донести до нас правду о том, что никогда не должно повториться!

 

 

Успеха в работе!!!

 

 

 



 



 

 



 

 

 

 



 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал