Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н. Рубцов






В 70-е и 80-е гг. нашего столетия поэзия и проза мощно звучала в защиту окружающей природы. Писатели отстаивали наши озера и реки, леса и поля. Это была реакция на резкую урбанизацию нашей жизни. Деревни разорялись, города росли. Как всегда в нашей стране, все это делалось с размахом… Сейчас уже подведены мрачные итоги причиненного тогда горячими головами вреда нашей природе.

О взаимоотношениях человека и природы очень ярко рассказывают, например, произведения В.Астафьева, В.Распутина. Героя повести «Царь-рыба» Астафьев называет «хозяином». Действительно, Игнатьич умеет делать все и лучше, и быстрее всех. Его отличает бережливость и аккуратность. «Само собой, ловил Игнатьич рыбу лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось, и завидовать никто ему не завидовал, кроме младшего брата Командора». Отношения между братьями были сложными. Командор не только не скрывал своей неприязни к брату, но и показывал ее при первом удобном случае. Игнатьич старался не обращать на это внимания. Собственно, он ко всем жителям поселка относился с некоторым превосходством и даже снисходительностью. До идеала главному герою повести, конечно, далеко: им властвует жадность и потребительское отношение к природе. Автор сводит главного героя один на один с природой. За все его грехи перед ней природа преподносит Игнатьичу суровое испытание – схватку с царь-рыбой. Нужно заметить, что царь-рыба здесь символ Природы. Кто одержит победу? Человек или Природа?

Природа выполнила божественную задачу: призвала грешника к покаянию и за это отпустила ему грех. Автор оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и нам всем, потому что никто на земле не застрахован от конфликтов с природой, а значит, и с собственной душой.

По-своему ту же тему раскрывает писатель Валентин Распутин в повести «Пожар». Герои

повести занимаются заготовкой леса.

Эпиграф повести: «Горит село, горит родное» - заранее настраивает читателя на события повести. Распутин раскрыл душу каждого героя через пожар: «Во всем том, как вели себя люди - как бегали по двору, как выстраивали цепи, чтобы передавать из рук в руки пакеты и связки, как дразнили огонь, рискуя собой до последнего, - во всем этом было что-то ненастоящее, дурашливое, делающееся в азарте и беспорядочной страсти». В неразберихе на пожаре люди разделились на два лагеря: творящих добро и делающих зло. Главный герой повести Иван Петрович Егоров - гражданин законник, как его называют архаровцы. Автор архаровцами окрестил беспечных, нетрудолюбивых людей. Во время пожара эти архаровцы и ведут себя соответственно своему обычному житейскому поведению: «Все тащат! Клавка Стригунова полные карманы набила маленькими коробочками. А в них, поди, не утюги, в них, поди, че-то такое!... В голяшку наталкивают, за пазуху! А бутылки эти, бутылки!» Ивану Петровичу невыносимо ощущать свою беспомощность перед этими людьми. Но беспорядок царит не только вокруг, но и в его душе. Герой осознает, что «у человека в жизни четыре подпорки: дом с семьей, работа, люди и земля, на которой стоит твой дом. Захромает какая - весь свет в наклон». В данном случае «захромала» земля. Ведь жители поселка нигде не имели корней, «кочевали». А земля от этого молча страдала. Но наступил момент наказания. В данном случае роль возмездия выполнил огонь, который тоже является силой природы, силой разрушения. Мне кажется, не случайно автор завершил повесть почти по Гоголю: «Что ты есть молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?» Возможно, эти слова сослужат и сейчас нашей родине добрую службу.

 

2. " Учись у них – у дуба, у березы…" А. Фет

Природа…. Как долго она еще будет радовать нас красивыми закатами и восходами, чистой речной и родниковой водой, соловьиным пением, журавлиным кликом? Человек-венец природы - словно старается как можно быстрее дойти до точки невозврата. Писателя В.П.Астафьева глубоко волновала эта проблема. В своей повести " Царь-рыба" он поднимает тему жадности и наживы, человеческой расточительности по отношению к природным богатствам. Сюжет строится на том, как заядлый браконьер Игнатьич оказывается в ловушке, запутавшись в собственных снастях вместе с гигантским осетром, тянущим теперь его на дно. Эта рыба здесь символизирует силы всей Природы, которая мстит человеку за его преступную ненасытность. И только, когда главный герой осознает свои грехи и обращается к Господу: " Да разведи ж ты нас! " - все путы спадают. Размышляя над этим рассказом, вспоминаются строки стихов Р.Рожденственского: "
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце - сердце человечье." " Царь-рыба" - предупреждение всем нам. Только тогда, когда мы научимся не разрушать, а созидать, мы избежим наказания со стороны Природы. Как и героиня одноименного рассказа А.И.Куприна Олеся, мы должны учиться у Природы умению отдавать, а не постоянно что-то брать. Олеся - тип естественного человека в литературе. Живя на лоне природы, не нарушая ее гармонии, она - часть ее. Пример естественного человека находим и в рассказе В.П. Астафьева " Васюткино озеро", и в романе " Робинзон Крузо" британского писателя Даниэля Дефо, где герои сумели выжить в глухой тайге или на необитаемом острове, только поняв и приняв законы неизвестной и порой суровой природы, только сумев подружиться с ней.
Просыпаясь каждое утро, мы обязаны помнить, что вся наша жизнь - это большой аванс, и говорить спасибо за то, что пока ещё у нас за окном есть голубое небо, зеленая трава..Закончить свое сочинение хочу вновь стихами Роберта Рождественского:
" Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица! "

3. Роль природы в жизни человека

«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весёлого ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой»… - писал В. Сухомлинский. Мудрые слова!

Природа наполняет нас солнечной радостью, помогает нам убежать от тоски, даёт нам жизненные силы, мы связаны с ней родственными узами: человек является частью природы. Она, действительно, является «первым окошком в мир красоты», источником нравственной силы человека.

Думаю, каждый из нас помнит стихи Сергея Есенина:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

С самого детства поэт воспринимает природу как живое существо, которое наполняет каждого человека силой, поддерживает его.

А вот другое стихотворение:

Не жалею, не зову, не плачу…

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданьем золота охваченный,

Я не буду больше молодым.

Изумительно красивые строчки сразу же настраивают нас на размышления о том, что жизнь быстротечна, что «всё пройдёт»… Эти же изменения мы наблюдаем и в природе, которая способствует раскрытию душевного мира лирического героя.

Обратимся к стихотворению Анны Андреевны Ахматовой:

Заплаканная осень, как вдова,

В одеждах чёрных, все сердца туманит…

Перебирая мужнины слова,

Она рыдать не перестанет.

Природа раскрывает душевный мир героини в движении. Образ природы воспринимается сюжетно самостоятельно, однако ассоциативно он перекликается с образом лирической героини, с её эмоциональным настроением. Одиночество, наполняющее её душу, преодолевается утешением в природе.

На страницах романа Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» мы встречаем маленькую, порой незаметную птичку - жаворонка. Эта невзрачная птаха олицетворяет мирную, спокойную жизнь. Не случайно мы слышим её пение, когда стихают звуки боя. Используя антитезу «война – мир», писатель подчёркивает красоту трелей жаворонка, её влияние на ожесточённые войной души солдат. Жаворонок - это не только олицетворение мирной жизни, это символ родины, любимого далёкого края, и его пение становится источником воспоминаний.

После встречи со старым дубом меняется Андрей Болконский. Видя, как преобразился дуб, герой Льва Николаевича Толстого чувствует, как на него «вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему». В этот-то момент Андрей и делает подлинное духовное открытие, принимая важное решение - жизнь его должна идти не для одного него, она должна отражаться на всех…

Мы – часть природы, поэтому не можем жить в отрыве от неё. Она, являясь источником жизненной силы, питает нас хорошим настроением, возрождает после душевных травм, учит философски переосмысливать жизненные проблемы и преодолевать их… Мы должны помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: пушистый снег, зелёные листочки на деревьях, первый солнечный лучик, разбудивший нас поутру, весенние цветы, «в пурпур и золото одетые леса»… Человек умрёт, если разрушится связь с природой!

 

 

4. Потребительское отношение человека к природе.

Земля и на ней – человек – это главная тема многих и многих поколений писателей, поэтов. Поэт мечтает о том, чтобы люди радовались красоте земли:

«Земля! Пусть будет кружиться тебе по орбите спокойно,

чтоб ты… глазами людей удивлялась своей красоте».

Мечтой о счастье Земли, радости человека на Земле наполнены эти строки. О высоком назначении тех, кто пришел на Землю об ответственности человека перед собой, окружающими, перед Землей говорит писатель Валентин Распутин. Земля – это наш общий дом. И об этом его повесть «Прощание с Матерой».

Матёра – маленькая деревня на острове посреди могучей Ангары. К осени остров будет затоплен, так как рядом возводится плотина новой гидроэлектростанции. Жители деревеньки должны переехать на материк в построенный современный поселок. Состояние тревожного ожидания пронизывает всю повесть. Мы видим, как пронзительно больно расставаться жителям с родным местом, особенно старому поколению. (как могилки оставить?!...) Они до последнего оттягивают переезд. Не манят их комфортабельные городские квартиры на большой земле. Об этом, кстати, и прекрасный фильм «Белые росы» с участием Н.Караченцова.

Авторские раздумья о противоречиях современной цивилизации мы слышим из уст малограмотной, но мудрой старухи Дарьи: «Нынче свет пополам переломился…Все сломя голову вперёд бегут…под ноги себе глянуть некогда…будто кто гонится».

Писатель заставляет нас подумать, как далеко может простираться власть человеческого разума над окружающей средой, над природой и даже над людьми, привыкшими жить естественной жизнью…

Поэтому, если случился конфликт - причину ищи в человеке. В этом убеждает нас и случай из жизни главного героя повести «Царь-рыба» В.П.Астафьева, где рыбак-браконьер оказался за бортом лодки, запутавшись в собственных снастях со своим чудо-уловом. Судьба приготовила смерть и рыбе, и человеку. Человек, убивающий природу, оказывается в роли той самой «природы», которую он истребляет. Смерть стоит перед ним, а он думает об икре, о той выгоде, которую он получит! И только когда дрожащим голосом просит прощения за все, что совершил в жизни, тогда царь-рыба тихонько уплывает от него. Природа предстает здесь как неотвратимый судья. Она ждет от нас бережного и заботливого отношения.

Закончить свое сочинение хочу словами Р. Рождественского: «Люди – человеки, страны и народы, мы теперь навеки должники природы….»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал