Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В житейских нуждах 2 страница
Заговор от пуль и дроби На острове Буяне, на море-океане
Примечение: Официальная молитва перед боевыми действями существовала в российской армии, вплоть до революции 1917 года. Капелланы неизменно был в армиях различных западных государств и в книге «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослав Гашек описал немало забавных эпизодов, связанных именно с этим обстоятельством. Тем не менее, как видим, на «официальную» молитву солдаты не всегда надеялись и, для надежности, стреились «пообщаться» с заоблачным миром «лично», через колдуна-«ружьезаговорителя». Глава 5. Старорусская астрология
Сохранившиеся до наших дней летописи (буквально – «записи лет») донесли до нас и немало крупных астрономических событий. На век XI, век кровавых княжеских распрей пришлись две опустошительные засухи 1022–1024 года. Являлись страшные небесные видения, которые считались проявлением гнева Божьего и неким грозным предупреждением за грехи… «В лето 6536 (1028 г) знамение явися на небеси змиево, яко видети всей землею…» Огненными «змиями» именовали кометы и дымно-огненные хвосты пролетевших крупных метеоров. «Быс(т)ь знамение: (от) того места, где звезда была на небеси, явися, яко змий образом, без главы. Стояше стал неподалече от земли на небеси (т. е. на горизонте, – А.А.) и зрящим людям, ино, яко хобот, хвост сбираше и бысть яко бочка и спаде на землю огнем, и бысть яко дым ко земли…» – сообщал летописец, явно о падении большого метеорита. Под 1066 годом, в летописи Нестора была подобная же астрономическая запись: «В сии же времена бысть знамение на западе: звезда превеликая, лучи имущая, акы кровавы, восходяща с вечера по заходе солнечном и пребысть за семь дний (вероятно, близкая комета, видимая несколько дней подряд – А.А.). Се же проявление не на добро, – делал «вывод» летописец: – по сем бо было усобище и нашествие поганых (здесь, половцев – Авт.) на Русскую землю. Си бо звезда аки кровава проявляющим кровопролитие…» Или – такое, в 1091 году, когда князь Всеволод был на охоте за Вышгородом: «Спаде превеликий змий от небесе и ужасошася вси людие. И земля стукну (ла) и мнози (е) слышаще…» (то есть, звук удара при падении – Авт.). «В лето 6632 (1124 г) бысть знамение в солнци, августа 11, в 9 часов. Перед вечерней нача (ло) убывати солнце. Бывши ему… яко месяц мал, и мало не смерчеся полуденьи. Погибе все! О велик страх! И тьма бысть, и звезды быша и месяц, и паки нача прибывати и борзе наполнися, и рады были ви по граду», – так взволнованно рассказывалось про обычное солнечное затмение. Знамения такие, как уже сказано, по мнению древних, и не только на Руси, выражали «знак божий», предупреждение людям о ждущем их наказании за «плохое поведение». Это, много лет спустя, задним числом подчеркивалось монахами переписчиками, делавшими «добавки» к хроникам. Например, «звезда» явившаяся в 1066 году якобы «объясняла» и «предрекала» непонятливому люду, что в 1068 году русское войско, под возглавием князей Изяслава и Всеволода «потерпит» сокрушительное поражение от половцев, на реке Альте, притоке Трубежа. И таких наблюдений по русским летописям – десятки и сотни. Между тем знаки Зодиака и лунный календарь были русскому человеку более чем близки! Астрологи русских царей Считается, что до XVIII века ни астрономии, ни астрологии в России практически не существовало. До выхода к морю, до появления точных картографических съемок, в астрономии, точнее в практических ее приложениях (навигации, геодезии и пр.) не было технической необходимости. Что же касается весьма доходной на Западе астрологии (а астрономию от нее не отличали, да и не пытались отличить ни сами астрономы, ни их критики), то церковь и подлинно представляла ее наукой ненужной и вредной, поскольку астрологи пытались располагать судьбами человека, которые, как утверждали богословы, подвластны одному только Богу. Звездные науки проклинали, проклинали и книги, «отрекали» их от церкви, и так их и именовали «Книги Отреченные»: «(Вот некоторые) Злыя ереси, кто знает их, и (их) держится… Рафли, Шестокрыл, Воронограй, Остромий, Зодей, Альманах, Звездочетьи, Аристотель, Аристотелевы Врата и иные коби («кобения», разные образцы) бесовские. (Чтобы) Тех всех еретических книг у себя бы не держали и не чли…» «В Аристотелевы Врата и в Рафли смотрят и по звездам и по планетам гадают и смотрят дней и часов, и теми диавольскими действиями мир прельщают и от бога отлучают», – сокрушенно отмечалось, например, в «Стоглаве». И книги астрологов и их самих жгли в срубах и попытки как-либо «внедрить» довольно «модное» в Западной Европе «звездочетничество» закономерно кончались крахом (показательный пример: «ересь жидовствующих» в 1504 году, хорошо известная историкам, да и современным астрологам, вероятно, тоже). Науки, тем более точные («цифирные») были не нужны. Грамотных почитали за колдунов, книги с «цифирью» – за «Черные книги» (от нечистого, дьявольские). Дошло до того, что некому было даже вычислять церковные пасхалии и известному архиепископу Г. Гонзову пришлось по сей причине отрядить целую экспедицию в Средиземноморье, за консультациями. Не последнюю роль сыграли последствия татаро-монгольского нашествия. «Татаро-монгольске иго почти на три века выключило большинство русских земель из сферы развития европейской цивилизации, – отмечает «История астрономии» (Еремеева А.И., Цицин Ф.А. М.: Изд. МГУ, 1989). – Лишь с конца XV века вновь оживает интерес к естественным наукам – теперь уже в объединенном Москвой Русском государстве. Это выражалось в появлении книг по естествознанию, именно, по астрономии». Впрочем, воззрения на устройство мира вплоть до XVII века было необычайно упрощенное, даже у самых передовых мыслителей России. Например, такой известнейший «книгочей», как Максим Грек придерживался популярно «Христианской топографии» александрийского купца-путешественника Козьмы Индикоплова («плававшего в Индию»). Земля, согласно Козьме, плоский прямоугольник, окруженный океаном. Небо «подобно скинии», которая «есть шатер». Не менее красочные и искаженные воззрения приводили «Космография» и «Шестокрыл»: «Земля бо у самой середины неба, а не выходит неколе же из местьца своего». Или: «Усие же небеса один в одном, как цибуля». Мировое устройство рассматривали как своеобразную колесную механику, где есть девять небес, причем девятое небо, свободное от звезд «…ходит на пятках своих от востока до запада» и тянет за собой иных неб около земли». Естественнонаучные знания не представляли большого интереса. Преобладал чисто схоластический подход, тяготение к канонам, к незыблемости и неизменности «слова божия». Печальной известностью пользовались тексты, типа такого отрывка из рукописи 1643 года: «Братие, не высокоумствуйте, но во смирении пребывайте. Аще кто ти речет (А если же кто тебе скажет – А.А.): Веси ли всю философию? И ты ему рцы: Эллинских борзостей не текох (греческим новинкам не следую – А.А.), ни риторских астронм не читал, ни с мудрыми философами не бывах – (зато) учуся книгами благодатного закона, аще бы мощно (было) моя грешная душа очистити от грех (а)». Смирение и впрямь пытались соблюдать. Примерно в 1524 году старец (старший монах) ПсковоПечерского монастыря Филофей взялся вдруг критиковать астрологов. oн написал довольно известное впоследствии «Послание на звездочетцев» в письме дьяку Мисюрю Мунехину (где, в частности, упоминалось о Москве, как о «Третьем Риме»). «Послание» было направлено против служившего при дворе Василия III, немецкого врача и астролога, католика («латинянина») Николу Булева. Булев распространял по России немецкий альманах с астрологическими предсказаниями будущего. Против астрологии и Николы Немчина (Булева, Люева) в частности, и против ненавистного католичества вообще выступал и знаменитый книжник Максим Грек. «Лже глоголет астроложье неистовство!» – восклицал он. – «Безумнии звездословцы мняти уга– дывати добродетельствование и злодействование житие человеком, в счастии и бесчестии; не мыслят же омрачены, яко не звездным движением, но промыслом божиим строится житие человеческое…» – писал он в другом месте на ту же тему. «Не от звезд и планет, но свыше, от самого oтца Святогоисхо дит всякое деяние благое и всяк дар совершен на род человеческий!» – утверждал Максим. В другом же месте, намекая на то, что астрология часто дерзает давать советы и указания правителям, Грек добавляет: «Одна нужнейшая астрономия для благочестивейших царей православная вера во святую и живоначальную троицу и созидание на сем твердом основании богоугодного жительства…» И далее все тот же Максим Грек яро выступал против «соблазна бесовских звезд угадания» и писал, что «звездозрительное художество» ложно, поскольку оно «божественные законыразвращает и звездную силу и влияние выставляет против божественного законоположения…» Меж тем астрологи не могли предсказать даже собственную судьбу. Об этом ярко говорит например, такой эпизод. Известно, что при дворе у Грозного был свой астролог. Под 1570 годом Псковская летопись скорбно сообщала: «Прислаше немцы к Иоанну немчина, лютого волхва (волшебника – А.А.), нарицаемого Елисея, и бысть ему любим; а приближении – положи (л) на царя страхование… отвел царя от веры. На русских людей возложил царь свирепство, а к немцам – на любовь преложи: понеже без– божнии (ки) узнали своим гаданием, что было им до конца разогнанными быти. Того ради такового злого еретика и прислаша к нему: понеже русские люди прелестены (поскольку крайне доверчивы – А.А.) и падки на волхование…» И, действительно, умело и вовремя подосланный астролог Елисей Бомелий пользовался большим влиянием и уважением даже у крайне подозрительного Грозного, учил его астрологии и тайным наукам, составлял гороскопы и втихомолку приготовлял яды, которые царь испытывал на своих верноподданных. Тем не менее, в конце концов, Бомелий запутался в интригах и попытался бежать в Польшу. Однако, хитростью и коварными посулами был зазван обратно, схвачен и заживо поджарен на огромном вертеле. Допросы его вел лично Грозный. Подобную незавидную свою судьбу астролог даже и не предвидел. Между тем дела просвещения в естествознании развивались крайне медленно. Лишь в 1657 году украинский ученый Епифаний Славинецкий, работавший в Москве, издал переводной труд «Зерцало всей Вселенной», где впервые излагались основы гелиоцентрической системы Коперника. Разумеется, нападки на «Звездозрение» и «Остронумею» не утихали. Они шли, при этом, минимум, с двух сторон. Люди передовые (например, те же составители «Зерцала») обличали и высмеивали потуги астрологических «предсказаний». Люди же строго религиозные, не без основания усматривали тут – подрыв веры, «первый шаг к нечестию». Поэтому даже далекие от науки поэты были в своих «виршах» осторожны, высказываясь по этой теме крайне осмотрительно, придерживаясь «золотой середины». Симеон Полоцкий, «придворный» поэт царя Алексея Михайловича, писал, например, так: «Звезды в человецех воли не повреждают,
И, все же, находясь под защитой царя, тот же Полоцкий, мало-помалу «протаскивал» в жизнь не только малоодобряемые веяния, но и достаточно «материальные» символики астрологии. Так, в художественной красочной композиции «Орел российский», написанной по случаю объявления царевича Алексея наследником престола (01.09.1667 г), он представил великолепнуюживописную панораму звездного неба с солнцем посередине. Солнце испускает 48 лучей, в каждый из которых вписана одна из добродетелй молодого царя Алексея: «правдолюбие», «правосудчество», «щедродаяние» и пр. На фоне солнца – затемняющий его венценосный двуглавый орел со скипетром и державой в когтях. Солнце же двигалось по зодиаку, яркому «животному кругу», по тому самому зодиаку, за который еще несколько десятков лет назад могли попросту сжечь в бревенчатом срубе. Как колдуна. Запрещение астрономии «Богомерзостен перед Богом всякий, кто любит геометрию, – поучал один из святых отцов, – А се душеные грехи – учиться астрономиии и эллинским (греческим – А.А.) книгам. По своему разуму верующий легко впадает в различные заблуждения. Люби простоту больше мудрости, не изыскуй того, что выше тебя, а какое дано тебе от Бога учение, то и держи…» Грамотеев на Руси, общающихся с непонятной и потому опасной цифирью настолько усердно ис– стребляли, почитаю «цифирь» за колдовские «черные» знаки, что, в 1492 году для относительно несложных рассчетов «пасхалий» потребовалась даже специальная «экспедиция» в Италию, в Рим, за «грамотностью», организованная архиепископом из Новгорода Геннадием Гонзовым. Своих математиков, увы, отечественная инквизиция в живых – не оставила… В старинном «Азбуковнике» (энциклопедии), наример, под словом «Планеты» можно было прочесть: «Планиты – суть седьмь звезд, иже на аерных (т. е. на воздушных – А.А.) седьми полих, кояж– до на особом поясе: Арис, Ермис, Зевс, Солнце, Афродите, Крон, Квате, еже есть Луна. Сими звездами окаянные звездословцы (астрологи – А.А.) мнят ся (бя способными) угадывати человечие нравы и счастие…» В народе, не слишком нужные «мудрости» искоренялись. Скажем, в знаменитом «Стоглаве» (имеются в виду «сто глав» отчета церковного собора) составленном в 1551 году, отмечалось с негодованием: «В Аристотелевы Врата и в Рафли смотрят (гадальные «разгРАФЛенные» таблицы – А.А.), и по звездам, и по планетам гадают, и смотрят дней и часов, и теми дьявольскими действами мир прельщают и от бога отлучают». Читать ничего побочного не следовало. Список был внушительный: «Остронумия, Звездотечья, Сонник, Волховник, Птиченьграй, Чарове, Землемерье, Чаромерье, Степем знамение лунные и сол– нечные», – перечислял, запретные книги, автор «Слова от Святого Евангелия», и подытоживал – «Все Мартолои проклятые…» На фото: 1) Господь, уснувший «От трудов» на седьмой день творения. Внизу пять «аерных поясов» (для пяти планет), Луна и Солнце. Работа Василия Корня (1696); 2) Обширные таблицы славянского настенного месяцеслова. Привозные звездочеты Первые русские цари начали, по примеру европейских монархов, держать возле себя придворного советника-астролога, который, «по своместительству», был метеорологом, знахарем, составителем ядов У Василия II-го Васильевича, «Темного» (1415–1462 гг) был, по слухам, астролог, Василий Немчин (немец), предугадавший, якобы, что царь Василий будет ослеплен (отсюда и прозвище – «Темный»), за что предсказателя едва не посадили на кол. Он же, как утверждают, на столетие предвосхитил модного ныне Нострадамуса, рассчитав (правда, верно или нет, неведомо) со– бытия в стране, вплоть до XXI века. Был астролог и у Василия III-го Ивановича (1479–1533 гг), немецкий врач и философ, Никола Булев (Люев), распространявший на Руси немецкий альманах с астрономией и астрологией. Многие в окружении царя и по стране были просто взбешены подобным обстоятельством. «Лже глаголет астроложье неистовство!» – убеждал проветитель Максим Грек (1480–1556 гг), прибывший в России из Греции и прекрасно знавший все уловки астрологов. Предсказатели на Руси, были, однако же, как и везде, весьма, мягко говоря, «слабоваты». Скажем, уже упомянутый астролог Никола Булев не смог, конечно же, предречь скоропостижной кончины царя от заражения крови («мала болячка… в булавочную голову»). Он же сам – и «залечил» родного государя бестолковыми и безграмотными знахарскими способами, пытаясь одолеть чирей… мукой с медом и печеным луком! Согласно «правилам» тогдашней медицины, царю сделали искусственное воспаление, но явно перестарались. В астрологическом же плане, со смертью Василия народ связал некое «не– бесное явление», опять-таки, не предсказанное придворным звездочетам солнечное затмение 24 августа. «…В первом часу дня круг солнца казался вверху будто срезанным: что оно мало-помалу темнело среди ясного неба, и что многие люди, смотря на то с ужасом, ожидали какой-нибудь великой государственной перемены», – писал известный историк Н. М. Карамзин. С состоянием Солнца всегда связывали состояние царского дома, поэтому суеверный ужас росиян был понятен. В данном случае он, чисто случайно, оправдался. При дворе Ивана Грозного так же был личный астролог. Под годом 1570-м Псковская летопись сокрушенно сообщала: «Прислаше немцы к Иоанну немчина, лютого волхва (отчаянного волшебника – Авт.), нарицаемого Елисея, и бысть (тот) ему любим. А (он, будучи в) приближении положил на царя страхование… отвел царя от веры. На русских людей возложил царь свирепство, а к немцам – на любовь преложи (л), понеже без– божнии (немцы) узнали своим гаданием, что было им до конца разогнанными быти. Того ради – такового злого еретика и прислали к нему: понеже руские люди прелестены (доверчивы – Авт.) и падки на волхование…» И, действительно, астролог Елисей Бомелий пользовался ог– ромным уважением у Ивана Грозного, даже учил царя составлять гороскопы, а также, втихомолку, приготовлял яды, которые царь, то и дело «успешно» пользовал на отдельных провинившихся верноподданных, обычно простым способом, «жалуя чашу» на пиру. Впрочем, свою судьбу астролог, как и все они, предвидеть не сумел, звезды ничего ему не сказали, иначе он бы в Россию и не сунулся. Он, в конце концов запутался в интригах, попы– тался бежать, но, на границе с Полшей был схвачен и заживо поджарен на огромном вертеле. Как видим, звездочет не смог предсказать даже собственной бесславной кончины. Не смог он обнадежит и царя. Грозный тоже протянул немного, тем более, что его «психологически» до– канало очередное небесное знамение, объявившаяся «звезда хвостата». Тогда, в 1584 году жители Москвы видели комету с «крестообразным» хвостом. Грозному она явилась между церквами Иоанна Великого и Благовещения. По преданию, царь, глядя на комету, еле вымолвил: «Вот знамение моей смерти!» Чтобы убедиться окончательно, он повелел собрать по Руси и Лапландии колдунов и колдуний, числом около 40–60, но те в один голос подтвердили «пророчество». Видимо, с легкой руки тех же колдунов (ожидавших казни подвалах) Борис Годунов и Бельский отравили царя малиновым сиропом, за шахматами, а затем придушили его, «для надежности», когда тот упал, а слуги убежали за лекарем. По примеру западных королей приглашал к себе аст рологов и царь Алексей Михайлович (16291676 гг). Одним из приглашенных был известный путешественник тех времен Адам Олеарий. По мнению современников, царь честью великой почитал «альманашников» (от слова «альманах» – звездная сводка). При Алексее Михайловиче в почете был, опять же, немец, «немчин», Николай, который, например, в 1665 году предрекал великие события «по случению высочайших небесных планид – Сатурна и Ювиса (Юпитера – А.А.)». Православные подданные взывали к царю тщетно. Дьякон Федор открыто упрекал царя, в том, что тот «альманашников любил», а поп Лазарь буквально умолял в сочинении «О изгублении правоверных государей власти», где писал: «Царю благородный! Како времени сего не испытаешь: имеешь у себя мудрых философов, рассуждающих (о) лица небеси и земли, и звезд хвосты аршином измеряющих. (О) сих Спас глаголет – лицемеры быти!» (т. е. Христос говорит: «Прохвосты!» – АВт.) Для отечественного уфолога хроники Древней Руси дают весьма немало. Если от Древнего Египта, Вавилона, Индии при всей развитии их астрономии до нас почти не дошли сведения об отдельных небесных явлениях, то Древний Рим и Греция, Древний Китай и Древняя Русь предоставляют этого предостаточно. Однако, при анализе, выясняется что значительная часть описаний явно рассказывает о непонятных в те времена астрономических и метеорологических явлениях. Желанных «космических пришельцев» там распознать крайне трудно. Небо Древней Руси. Козьма Индикоплов, «Толковая Палея» и «Люцидариус». В то время как на Западе, несмотря на жесточайшие преследования, которым подвергала церковь учение Коперника, оно все шире завоевывало умы, в России, в силу, хотя бы чисто географических причин, об этом учении не было известно, или, в лучшем случае было известно очень поверхностно да и то лишь, буквально, несколькими лицами. Все сведения об окружающем мире русские люди черпали, в основном, из книг Кузьмы Индикопло– ва, из «Толковой Палеи» и из «Люцндариуса». Люди попросвещенне имели и переводы других книг, но таковых, до «петровских» времен, было еще очень мало. Кузьма Индикоплов или «Козьма Индикоплевст» (т. е., буквально «плаваший в Индию») греческий писатель VI века, путешественник’ по Востоку, купец из Александрии, под конец жизни – монах. Он написал книгу «Христианская топография вселенной, основанная на свидетельстве священного писанин и в которой не дозволяется христианам сомневаться» Эта книга в переводе с греческого появилас в Россия впервые только в XV веке. В русском переводе она носила название «Книга о Христе, обнимающая весь мир» и была очень распространена в России в XVIXVII столетиях, т. е. как раз в то время, когда на Западе появилось и развилось гелиоцентрическое учение Коперника. В своем сочинении Кузьма Индикоплов вполне добросовестно старался привести в систему толкования «святых отцов» о строении вселенной и объяснить все небесные явления согласно Священного писания. Ныне понятно, что эта книга представляла собою забавную смесь учений индусских, ассиро-вавилонских, египетских и греческих жрецов с толкованиями «святых отцов церкви». Кузьма Индикоплов ве только не признавал шарооразности Земля, но отрицал даже что ова имеет форму круглой тарелки; он считал Землю четыреугольной, т. е. шел «от схемы» чисто логической и геометрической (Верх-Низ, Пра– вое-Левое и пр.), без особого учета реальной географии. Вселенная, по мнению Кузьмы Индикоплова, была похожа на «скинию» (храм-шатер) Моисея, иными словами, больше продолго ватый ящик, разделенный на две части (см. рис.). Первая часть, местопребывания людей и всякой «животной твари», простирается от Земли до «небесной тверди», над которой светила совершают свои обращения вокруг Земли, Луна – ближе, Солнце дальше, звезды – еще далее. Вторая часть простирается от «тверди до верхнего свода, который венчает весь мир». По мнению Кузьмы Индикоплова, обитаемая Земля поднимается с юга на север, так что южные страны лежат гораздо ниже северных. Кузьма Индикоплов угверждал, что Земля омывается океаном, за которым, на востоке находится другая Земля. Вторая книга, «Толковая Палея». сообщала почти такие же фантастические представления об окружающем мире. Эта книга-неизвестного автора, вероятно, также составлена в середине IX века в Византии, в России же появилась в XV веке. «Толковая Палея» содержат изложение библейской версии о сотворении мира с подробными толкованиями. Но в общем в Палее наука не идет дальше Кузьмы Индикоплова. Земля считается плоской и учение о шарообразности ее называется басней. Эги две книги «Книга о Христе, обнимющаявесь мир» и «Толковая Палея»– являлись главными, вполне благонадежными, с церковной точки зрения, источниками. Извлечения из эшх двух книг имели самое широкое распространение вплоть до начала XVIII века в «Азбуковниках»-древнерусских энцикло– педическнх словарях, бывшие в то время излюбленной книгой русских грамотеев и являвшиеся в то же время учебными пособими. Третья книга мироведческого характера допетровской Руси была «Люцидариус», что буквально значит «Просветитель». К этому названию присоединялся часто подзаголовок «Златый бисер». Даже она, с церковной точки зрения, была уже не вполне благонадежна. «Люцидариус», появившийся в России в первой половине XVI века, был сокращенным переводом с немецкого, сочинения Гонория Стенского (12 в). В предисловии к русскому переводу, «Луцидариуса» сказано: Пиже бо кто хошет Охотно читати, сия книга всякую предлежащую в себя мудрость ему покажет». Мудрость же, которую показывала эта книга, заключалась в кратких изложенных в форме вопросов и ответов сведениях из области мироведения и географии Начиналась эта книга с изложения вопросов о сотворении мира и устройстве вселенной Здесь, впервые в русской книге, мы встречаем указание на то, что Земля имеет шарообразную форму. В этой же книге помещено географическое описание Азии, Европы и Африке (Америка еще не была открыта) с рассказами о животных и народах, там живущих, и даны сведения из области мироведения – о воде, воздухе, землетрясениях, Солнце, Луне, звездах. Вторая часть книгв носит «морально-назидательный» характер. Люцидариус», несмотря на всю свою примитивность, проводил идеи Аристотеля и Птоломея, т. е. в философском смысле стоял чуть выше Кузьмы Индикоплова и «Толковой Пален». Вероятно, первым сочинением на русском языке, содержащим изложение учения Коперника, был рукописный перевод космографии географа из Голландии Иоганна Блеу, сделанный в половине XVII в. Епифаннем Славенецким. Епифавий Славенецкий был родом из Украины или Белоруссии, знал хорошо языки, ездил за границу, обучался в западных академиях и пользовался славой «ученнейшего мужа», Рукопис– ная книга Епифания Славенецкого, содержащая изложение учения Коперника, называлась «Зерцало всея вселен– ныя или атлас новый, В нем же начертания всея вселенныя и описания всех частей ея издана суть». Эга книга, однако, осталась в немногих списках и не получила широкого распространений. Новые веяния Перепитии бурной научной борьбы в Западной Европе доходили до России лишь слабыми волнами. Типичным мнением, которого придерживался, например, патриарший местоблюстительСтефан Яворский, было то, что Солнце, Луна и звезды созданыбогом – для человека, что они имеют назначение – служить человеку, что они «своими инфлюенцями (испарениями – А.А.) соделывают» все богатство недр земных и все плодородие полей, что земля неподвижно стоит в центре вселенной, а Солнце, Луна и звезды ходят вокруг земли. «Одному только некоему астроному Копернику, – говорил Стефан Яворский, – приснилося, будто солнце, луна и звезды стоят, а земля оборочается противо (того что говорится в) Священным Писаниям. Смеются с него богослови…». На этом типичнейшем для тех времен «фоне» необычайны были позиция и мнение известнейшего и авторитетнейшего в те времена человека, каким был архиепикоп Феофан Прокопович. «Если, – говорил Феофан в своих лекциях по теологии (цит. по Пыпин А.Н. «История русской литературы». т.3. СПб, 1911) – ученики Коперника и другие ученые, защищающие движение земли, могут привести в доказательство своего мнения достоверные физические и математические доводы, то тексты Святого Писания, в которых говорится о движении Солнца, не могут служить для них препятствием, ибо эти тексты следует понимать не в буквальном, а в аллегорическом смысле» Еще более любопытно стихотворение Прокоповича, написанное на латинском языке в период деятельности в Киевской академии и посвященное суду над Галилеем. Оно не предназначалось для печати и таилось, долгое время неведомым, в личных тетрадях Прокоповича. В нем, попутно, проявилась вся та естественнаянеприязнь, которая существовала во все годы между христианством и католичеством (цит. по Пыпин А.Н.): «Зачем, о нечестивый папа, мучишь ты деятельного служителяприроды? О, жестокий тиран! Чем заслужил этот старец такое гонение? Папа, ты сумасшествуешь! Ведь он не трогает твоих миров и не вторгается с злым умыслом в твои священные пределы, где пламенный Стикс очищает души усопших, и где находятся боги и богини твоего изобретения. Его (Галилея) земля – истинная, а твоя – ложная. Его звезды создал Бог, а твои – обман. «Но, – говорит папа, – наш долг повелевает заботиться, чтобы одинаковые названия (при противоположном значении) не произвели соблазна в простом народе». О варварская тупость, глубочайшие подонки слепого мира! Тебе ли судить о светлых мыслях Галилея? Тебе ли обвинять в преступлениях проницательность ума, зоркого как рысь? Должно быть, дрянной крот видит лучше рыси…» Именно к Прокоповичу с отчаянной просьбой о помощи обратился сын простого рыбака М.В.Ломо– носов, когда в Заиконоспасском училище раскрыли его немудреную хитрость и тайну – он вовсе не был сыном «дворянина», как назвался. Феофан поначалу заколебался, но необычайная даровитость Ломоносова и личный разговор сразу решили все.
|