Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок списания излишков и недостач, выявленных при инвентаризации






Корректировка активов бухгалтерского баланса с помощью создания оценочных резервов

Статья бухгалтерского баланса Резерв
Финансовые вложения Резерв под обесценение финансовых вложений
Запасы Резерв под снижение стоимости материальных ценностей
Дебиторская задолженность Резерв по сомнительным долгам

По стандарту изменением оценочных значений признается корректировка стоимости актива (обязательства) на величину погашения стоимости актива (обязательства) или величину погашения стоимости актива, обусловленной появлением новой информации. Стандарт определяет оценочные значения как резервы.

Оценочными значениями по стандарту являются: 1) величина резерва по сомнительным долгам 2) величина резерва под снижение стоимости материальных запасов 3) другие оценочные резервы 4) СПИ ОС 5) СПИ НМА 6) СПИ иных амортизируемых активов 7) оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов.

С помощью создания оценочных резервов на практике воплощается принцип осмотрительности в суждениях и оценках (принцип бухгалтерского консерватизма). Резервы призваны уточнить статьи бухгалтерского баланса. Изменение оценочного значения признается в БУ, как правило, путем отнесения на доходы или расходы организации.

 

 

11. Инвентаризация, как процедура, подтверждающая достоверность финансовой отчетности.

Можно назвать несколько причин, по которым данные БУ расходятся с действительностью:

1) естественные (колебания температуры, влажности – они вызывают перевес, усушку или раструску)

2) неточности при приемке и отпуске материальных ценностей (промеры, просчеты, провесы)

3) ошибки в учете – арифметические ошибки в документах, неправильные записи на счетах

4) хищения, обвесы или обмеры при приеме, обсчеты при выдаче денег.

В соответствии с ФЗ сроки, случаи и порядок проведения инвентаризации, а также перечень подлежащих проверке объектов определяется экономическим субъектом. За исключением случаев когда инвентаризация обязательна. Случаи обязательного проведения инвентаризации в настоящее время определяются положением 34н. в числе этих случаев обязательная инвентаризация перед составлением годовой БО.

Положение 34н устанавливает порядок списания инвентаризационных разниц.

Порядок списания излишков и недостач, выявленных при инвентаризации

Излишек имущества Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, п.28).
Недостача имущества и его порча: -в пределах норм естественной убыли -сверх норм -Недостача имущества и его порча относятся на издержки производства или обращения (расходы). -Недостача имущества и его порча относятся за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации (п.28).

В коммерческих организациях на величину инвентаризационных разниц уточняются, таким образом, стоимость имущества, издержки производства или обращения, ДЗ (в частности задолженности виновных лих) и фин. Результатов. По новому закону выявленные при инвентаризации расхождения отражаются в том отчетном периоде, к которому относится дата проведения инвентаризации.


 

12. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы: порядок отражения в отчетности.

Оценочное обязательство - Обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения (оценочное обязательство) может возникнуть:

а) из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров;

б) в результате действий организации, которые вследствие установившейся прошлой практики или заявлений организации указывают другим лицам, что организация принимает на себя определенные обязанности, и, как следствие, у таких лиц возникают обоснованные ожидания, что организация выполнит такие обязанности (ПБУ 8/2010, п.4).

Условное обязательство - Возникает у организации вследствие прошлых событий ее хозяйственной жизни, когда существование у организации обязательства на отчетную дату зависит от наступления (ненаступления) одного или нескольких будущих неопределенных событий, не контролируемых организацией.

К условным обязательствам относится также существующее на отчетную дату оценочное обязательство, не признанное в бухгалтерском учете (Там же, п.9).

Условный актив - Возникает у организации вследствие прошлых событий ее хозяйственной жизни, когда существование у организации актива на отчетную дату зависит от наступления (ненаступления) одного или нескольких будущих неопределенных событий, не контролируемых организацией

Отражение оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов в учете и отчетности

Оценочное обязательство Отражается на счете учета резервов предстоящих расходов. При признании и в зависимости от характера относится: на расходы по обычным видам деятельности; на прочие расходы; либо включается в стоимость актива (ПБУ 8/2010, п.8).
Условное обязательство Не признается в бухгалтерском учете. Соответствующая информация раскрывается в бухгалтерской отчетности (Там же, п.14).
Условный актив Не признается в бухгалтерском учете. Соответствующая информация раскрывается в бухгалтерской отчетности (Там же).

Раскрытие информации об оценочных обязательствах, условных обязательствах и условных активах в бухгалтерской отчетности

Оценочное обязательство а) Величина, по которой оценочное обязательство отражено в бухгалтерском балансе организации, на начало и конец отчетного периода; б) сумма оценочного обязательства, признанная в отчетном периоде; в) сумма оценочного обязательства, списанная в счет отражения затрат или признания кредиторской задолженности в отчетном периоде; г) списанная в отчетном периоде сумма оценочного обязательства в связи с ее избыточностью или прекращением выполнения условий признания оценочного обязательства; д) увеличение величины оценочного обязательства в связи с ростом его приведенной стоимости за отчетный период (проценты); е) характер обязательства и ожидаемый срок его исполнения; ж) неопределенности, существующие в отношении срока исполнения и (или) величины оценочного обязательства; з) ожидаемые суммы встречных требований или суммы требований к третьим лицам в возмещение расходов, которые организация понесет при исполнении обязательства, а также активы, признанные по таким требованиям.
Условное обязательство а) Характер условного обязательства; б) оценочное значение или диапазон оценочных значений условного обязательства, если они поддаются определению; в) неопределенности, существующие в отношении срока исполнения и (или) величины обязательства; г) возможность поступлений в результате встречных требований или требований к третьим лицам в возмещение расходов, которые организация понесет при исполнении обязательства.
Условный актив а) Характер условного актива; б) его оценочное значение или диапазон оценочных значений, если они поддаются определению.

13. Необходимость отражения в отчетности событий, произошедших после отчетной даты.

Указанные события отражаются в отчетности согласно ПБУ 7/98 «События после отчетной даты». По стандарту событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации, и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания отчетности за отчетный год.

Событием после отчетной даты также признается объявление годовых дивидендов.

События после отчетной даты делятся на 2 группы:

1) подтверждающие существование на отчетную дату хоз. условий, в которых организация вела свою деятельность. Рекомендуется примениять к событиям I-й группы. Уточнение достигается путем отражения данных событий в синтетическом и аналитическом учете отчетного периода до даты подписания годовой отчетности

2) события, свидетельствующие о возникновении после отчетной даты хоз. условий, в которых организация ведет свою деятельность. События после отчетной даты

I. События, подтверждающие, существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность II. События, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность
объявление в установленном порядке дебитора организации банкротом, если по состоянию на отчетную дату в отношении этого дебитора уже осуществлялась процедура банкротства; произведенная после отчетной даты оценка активов, результаты которой свидетельствуют об устойчивом и существенном снижении их стоимости, определенной по состоянию на отчетную дату; получение информации о финансовом состоянии и результатах деятельности дочернего или зависимого общества (товарищества), ценные бумаги которого котируются на фондовых биржах, подтверждающая устойчивое и существенное снижение стоимости долгосрочных финансовых вложений организации; продажа производственных запасов после отчетной даты, показывающая, что расчет цены возможной реализации этих запасов по состоянию на отчетную дату был необоснован; объявление дивидендов дочерними и зависимыми обществами за периоды, предшествовавшие отчетной дате; обнаружение после отчетной даты того обстоятельства, что процент готовности объекта строительства, использованный для определения финансового результата по состоянию на отчетную дату методом «Доход по стоимости работ по мере их готовности», был необоснован; получение от страховой организации материалов по уточнению размеров страхового возмещения, по которому по состоянию на отчетную дату велись переговоры; обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в бухгалтерском учете или нарушения законодательства при осуществлении деятельности организации, которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период. принятие решения о реорганизации организации; приобретение предприятия как имущественного комплекса; реконструкция или планируемая реконструкция; принятие решения об эмиссии акций и иных ценных бумаг; крупная сделка, связанная с приобретением и выбытием основных средств и финансовых вложений; пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожена значительная часть активов организации; прекращение существенной части основной деятельности организации, если этого нельзя было предвидеть по состоянию на отчетную дату; существенное снижение стоимости основных средств, если это снижение имело место после отчетной даты; непрогнозируемое изменение курсов иностранных валют после отчетной даты; действия органов государственной власти (национализация и т.п.).

14. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности, как процедура, предшествующая составлению отчетности.

22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности». Ошибка в бухгалтерском учете – это неправильное отражение фактов хозяйственной деятельности.

В ПБУ 22 названы причины возникновения ошибок:

-Неправильное применение законодательства о бухгалтерском учете или нормативно-правовых актов о бухгалтерском учете. -Неправильное применение учетной политики.

-Неточности в вычислении. -Неправильная классификация или оценка финансово-хозяйственной деятельности. -Неправильно использование информации, имеющейся на дату подписания отчетности. -Недобросовестные действия должностных лиц организации.

-Наиболее важные значения имеют существенные ошибки.

Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Существенность ошибок организация определяет самостоятельно, как исходя из величины ошибки, так и из характера статьи бухгалтерской отчетности.

Порядок исправления ошибок.

Исправление ошибок оформляется справкой бухгалтера, которая должна иметь все реквизиты первичного учетного документа.

В бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности ошибки и их последствия должны отражаться в следующем порядке: ПБУ 22/2010

-Ошибка отчетного года выявлена до окончания этого года. Эта ошибка исправляется записями по счетам в том же месяце отчетного года, в котором она была выявлена.

-Ошибка отчетного года выявлена после окончания этого года, но до даты подписания бухгалтерской отчетности. Эта ошибка исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года. Она подобна пункту 2, но распространяется на случаи, когда существенная ошибка предшествующего года выявлена:

-После даты подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год, но до ее представления пользователям. -После даты представления отчетности пользователям, но до даты ее утверждения. Представленная пользователям отчетность подлежит замене на отчетность, в которой существенная ошибка исправлена, на пересмотренную бухгалтерскую отчетность.

Существенная ошибка предшествующего отчетного года выявлена после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, то исправление ошибки предполагает:

-Составляют записи по счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. Корреспондирующим счетом будет «84». Если ошибка не является существенной и она выявлена после даты подписания отчетности, исправленные записи составляют в том месяце, когда ошибка выявлена. Корреспондирующий «91».

Корректурный способ применяется в том случае, когда допущенная ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или обнаружена быстро, что не отразилось на итогах бухгалтерских записей. Внесение исправлений в кассовые и банковские первичные учетные документы не допускается вообще. Внесение исправлений в кассовую книгу допускается, исправления делаются корректурным способом и должны быть заверены кассиром и главным бухгалтером организации.

Способ дополнительных проводок применяется, когда корреспонденция счетов не нарушена, а лишь приуменьшена сумма операции. Исправление делается путем составления дополнительной записи с той же корреспонденцией счетов на сумму разницы между правильной суммой операции и суммой, отраженной предыдущей проводкой.

Сторнировочный метод применяется в случаях, когда в учетных регистрах указана неправильная корреспонденция счетов либо преувеличена сумма операции. Если составлена неправильная корреспонденция счетов, запись, сделанная в учетных регистрах ранее, повторяется либо красными чернилами, либо синими или черными, но в этом случае запись обводится сплошной линией, что означает вычитание ранее сделанной суммы, уже отраженной в учетных регистрах. Затем делается обычная запись с правильной корреспонденцией счетов. Если преувеличена сумма операции, сторнировочная запись делается с той же корреспонденцией счетов.


15. Раскрытие информации о существенных ошибках в бухгалтерской отчетности

Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками, за один и тот же отчетный период, может повлиять на принятие экономических решений пользователями при использовании ими бухгалтерской отчетности, составленной за этот период.

ПБУ 22/2010 не содержит формального признака существенной ошибки, а указывает критерий: влияние ошибки на экономические решения пользователей.

Устанавливая критерий существенности ошибки в учетной политике, организация тем самым сообщает заинтересованным пользователям, какие ошибки являются существенными. Организации следует самостоятельно определить количественный критерий существенности, а при необходимости - применительно к каждой статье бухгалтерской отчетности. Причинами существенной ошибки являются:

- неправильное применение законодательства о бухгалтерском учете и нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, учетной политики организации;

- неправильная классификация или оценка фактов хозяйственной деятельности;

- неточности в вычислениях;

- неправильное использование информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности;
- недобросовестные действия должностных лиц организации.

Решающим фактором при оценке существенности ошибки является ее размер, характер или сочетание того и другого. Существенными могут быть как одна ошибка, так и их сумма. Например, обнаружены три ошибки, каждая из которых незначительно влияет на статьи баланса, но в целом их сумма существенно искажает показатель чистой прибыли организации. В такой ситуации ошибки будут существенными. Выявленные организацией существенные ошибки подлежат обязательному исправлению. Различают два основных типа существенных ошибок:

- ошибки текущего отчетного периода (года), допущенные и выявленные в одном и том же отчетном году, до даты подписания годовой бухгалтерской отчетности;

- ошибки предшествующего отчетного периода, допущенные при составлении отчетности за предыдущие годы и обнаруженные в текущем отчетном периоде, после подписания годовой бухгалтерской отчетности.

Исправление ошибок оформляется справкой бухгалтера, которая должна иметь все реквизиты первичного учетного документа.

В бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности ошибки и их последствия должны отражаться в следующем порядке:

-Ошибка отчетного года выявлена до окончания этого года. Эта ошибка исправляется записями по счетам в том же месяце отчетного года, в котором она была выявлена.

-Ошибка отчетного года выявлена после окончания этого года, но до даты подписания бухгалтерской отчетности. Эта ошибка исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года.

Она подобна пункту 2, но распространяется на случаи, когда существенная ошибка предшествующего года выявлена:

-После даты подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год, но до ее представления пользователям.

-После даты представления отчетности пользователям, но до даты ее утверждения.

Представленная пользователям отчетность подлежит замене на отчетность, в которой существенная ошибка исправлена, на пересмотренную бухгалтерскую отчетность.

Существенная ошибка предшествующего отчетного года выявлена после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, то исправление ошибки предполагает:

-Составляют записи по счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. Корреспондирующим счетом будет счет 84.

Если ошибка не является существенной и она выявлена после даты подписания отчетности, исправленные записи составляют в том месяце, когда ошибка выявлена. Корреспондирующий счет – 91.

16. Сверка данных синтетического и аналитического учета на дату составления бухгалтерской отчетности.

Сверка данных синтетического и аналитического учета на дату составления бухгалтерской отчетности.
Свидетельством правильности ведения БУ являются:
- равенство суммы остатков аналитических счетов, открытых в развитие определенного синтетического счета, и остатков данного синтетического счета
- равенство суммы оборотов по дебету и кредиту этих же аналитических счетов и оборотов по дебету и кредиту.
Если же при сверке суммы оборотов и остатков по синтетическому счету не тождественны соответственно итоговой сумме оборотов и остатков аналитических счетов, открытых к нему, то это означает, что есть ошибки и они должны быть исправлены.

Для обобщения и сверки данных синтетического и аналитическо го учета составляются оборотные ведомости. Они делятся на два вида:
Оборотные ведомости по синтетическим счетам.
Оборотные ведомости по аналитическим счетам.
Оборотная ведомость по синтетическим счетам составляет ся по всем используемым на предприятии счетам синтетического учета. Каждый счет занимает в ведомости отдельную строку, в кото рой указываются начальный остаток (сальдо), дебетовые и кредито вые обороты и конечный остаток (сальдо) по данному счету за от четный период.

17. Понятие и структура бухгалтерского баланса.

Термин баланс имеет латинское происхождение «биз ланс» – две чаши весов.

-равенство итогов – баланс как форма отчетности, которая показывает состояние средств организации и источников их формирования на определённую дату.

Существуют по крайне мере три подхода к определению структуры баланса:

-Баланс – метод бухгалтерского учета, позволяющей в денежной оценке и на определенный момент времени отразить состояние средств организации и источники их формирования (для анализа финансового состояния организации и ее платежеспособности)

-Баланс – метод бухгалтерского учета позволяющий сопоставить расходы, понесенные до отчетной даты с поступлениями, полученными на эту же дату. Актив содержит сведения не о самом имуществе, а о вложенных в него средствах, то есть о расходах будущих периодов. А пассив содержит сведения о поступлениях, полученных на дату составления баланса (рентабельности)

-Баланс - метод бухгалтерского учета, позволяющий сопоставить будущие доходы организации с ее предстоящими расходами. В этом случае актив рассматривается, как совокупность объектов способных приносить экономические выгоды или доход в будущем. А пассив как объекты, которые в будущем приводят к расходам и снижению экономических выгод (оптимизации структуры актива баланса

Актив Пассив
I Внеоборотные активы II Оборотные активы III Капитал и резервы IVДолгосрочные обязательства V Краткосрочные обязательства

Бухгалтерский баланс объединяет 3 элемента:

-имущество

-кредиторская задолженность

-капитал

Методика формирования баланса в настоящее время определена двумя нормативными документами ПБУ 4/99 и Приказ 66н о 02.07.2010 «О формах БУ» с изменениями.

Деление разделов баланса на группы и статьи отражает тенденцию приближения отечественной отчетности к МСФО. Приказ 66н устанавливает более лаконичную форму баланса только по разделам и группам статей. Детализацию показателей по статьям организация определяет самостоятельно. Для обозначения структурных элементов баланса введены 4х-значные коды строк

Деление разделов бал на группы и статьи в настоящее время отражает тенденцию приближения формата баланса к МСФО. Детализация показателей по статьям орг определяется самостоят.

Структура 4- х значного кода, в отчетных таблицах:

1- форма бухгалтерской отчетности;

2- раздел формы;

3- группа статей раздела;

4- статья, входящая в группу.

По каждому разделу, группе статей приводится числов показатели на 3 даты: на отч дату отч года, на отч дату предыд года, на отч дату предшеств. Все на 31 дек

Приказом 66-н устанавливается взаимосвязь показателей бух бал и таблич пояснений к отчетности. С этой целью в бал введена колонка Пояснения.


 

18. Виды и формы бухгалтерских балансов.

И в науке и в практике принято различать множество балансов.

Классификация балансов Николая Александровича Блатова.

-начинательный, вступительный или входящий; -заключительный или исходящий; -инвентарный или натуральный; -книжный, пробный или проверочный; -генеральный; -промежуточный; -брутто-баланс; -нетто-баланс; -ликвидационный баланс; -сравнительный баланс; -сводный баланс

Признак классификации Виды балансов
Время составления Вступительный –составляется в момент создания организации Текущий –формируется на каждую отчетную дату в течение всего срока деятельности организации. Из них могут быть выделены: -начальные (входящие) -промежуточные -заключительные (исходящие) Ликвидационный –составляют организации в период прекращения деятельности. Для них характерна оценка статей по рыночной стоимости. Разделительный –возникает при разделении юридического лица на несколько юридических лиц. Разновидность: передаточный – его формируют при передачи части имущества во вновь созданную компанию или подразделение. Объединительный –формируют при слиянии и присоединении компаний.
Источник составления Инвентарный –составляется исключительно по данным инвентаря (описи хоз. средств) Книжный –составляется по записям на счетах БУ вне связи с инвентарем Генеральный –составляется на основе книжных записей, уточненных с помощью инвентаря.
Объем информации Единичный –составляет отдельное юридическое лицо Сводный –составляется путем соединения единичных и простого суммирования статей. Консолидированный –включает балансы группы хозяйствующих субъектов, основанные на отношениях контроля. Головная организация, дочерние и зависимые общества.
Форма собственности Баланс предприятия: государственного муниципального частного смешанного совместного Общественной организации
Способ очистки Баланс-брутто Баланс-нетто

Формы: горизонтальный, вертикальный; построен по принципу возрастающей и убывающей ликвидности


 

19. Модели построения бухгалтерских балансов.

Интересы пользователей БО настолько разнообразны, что им невозможно удовлетворить формируя один баланс.

Журнал «Финансы и Бизнес» 2010 г. №3:

Немецкий ученый Ойген Шмаленбах создал учение о двух различных балансах: статическом и динамическом.

В начале XX в. Он обратил внимание, что задачи баланса составляют с одной стороны для внешних пользователей, а с другой стороны для внутренних.

Внешним пользователям прежде всего интересна информация о финансовом положении компании, стоимости ее имущества, а внутренним финансовый результат компании.

Позднее французский ученый Жак Ришар назовет первый подход – философия юристов, защищающих кредиторов и мелких вкладчиков, а второй – философия купцов и мелких предпринимателей.

Для юристов характерен осторожный подход к оценке бизнеса или близка концепция ликвидности предприятия. Купцы или предприниматели разделяют концепцию непрерывного действующего предприятия. Юристам важна информация об имуществе и его оценке, а предпринимателям важны сведения о приросте капитала, т.е. прибыли. Конфликт интересов этих двух пользователей баланса и привел к появлению двух моделей баланса: статической и динамической.

Признаки сравнения Статический баланс Динамический баланс
Цель баланса Защита интересов кредиторов Самофинансирование собственника
Задача баланса Выявление реальной стоимости имущества собственника Исчисление финансовых результатов за отчетный период
Концепция баланса Ликвидность предприятия Непрерывно действующее предприятие

Жак Ришар выделил 2 группы принципов, которые могут быть положены в основу разграничения этих двух балансовых моделей:

1) Принципы статического баланса, определяющие содержание элементов баланса:

- Учет ценностей и прав, находящихся в собственности предприятия

- Учет обязательств (кредиторской задолженности) предприятия, вытекающих из договоров

2) Принципы статического баланса, определяющие измерение элементов баланса

- Использование текущих рыночных цен

1) Принципы динамического баланса, определяющие содержание элементов баланса:

- Учет ценностей и прав, находящихся в хозяйственном обороте предприятия

- Учет обязательств (кредиторской. задолженности) предприятия, исполненных хотя бы одной стороной договора

2) Принципы динамического баланса, определяющие измерение элементов баланса

-Оценка статей баланса по себестоимости

В статическом балансе находят отражение только те средства предприятия, которые принадлежат ему на праве собственности, только они при банкротстве могут быть проданы на законных основаниях для удовлетворения требований кредиторов.

Обязательства в статическом балансе принимаются к учету только в том случае, если они вытекают из заключенных договоров. При этом не важно исполнен договор хотя бы одной стороной или нет.

Для статического баланса характерно использование текущих рыночных цен, поскольку они дают возможность определить рыночную или продажную стоимость активов.

В динамическом балансе показываются все средства, находящиеся в обороте предприятия и способные приносить ему доход вне зависимости от права собственности. Кредиторская задолженность в динамическом балансе отражает лишь при фактической поставке материальных ценностей или при их оплате.

Все средства получают оценку с тем, чтобы установить величину фактически вложенного капитала.

В статическом балансе актив показывает виды имущества, которыми владеет предприятие, а пассив – источники его образования. Динамический баланс следует рассматривать иначе. В отличие от статического он отражает капитал, фактически вложенный в дело вне зависимости от принадлежности. Этот капитал в процессе кругооборота проходит 3 стадии:

1) капитализация

2) рекапитпализация

3) декапитализация

На каждой из этих стадий устанавливаются взаимосвязи между текущими расходами и доходами и их последствиями.

Расходы и доходы, произведенные в текущем отчетном периоде, но имеющие отношение к будущим периодам капитализируются в динамическом балансе (например – приобретение ОС).

Изменение места капитализированных доходов и расходов в структуре баланса означает рекапитализацию. Капитализированные или рекапитализированные расходы и доходы в определенный момент времени могут быть декапитализированы.

Трансформации Расходы и доходы
возникновение принадлежность к периоду влияние на баланс
Капитализация В текущем отчетном периоде К будущему отчетному периоду Образуют (увеличивают) статьи баланса
Рекапитализация В прошлом или текущем отчетном периоде К будущему отчетному периоду Изменяют статьи баланса
Декапитализация В прошлом или текущем отчетном периоде К текущему отчетному периоду Ликвидируют (уменьшают) статьи баланса

Рассмотренные 3 понятия являются основой двух подходов к интерпретации динамического баланса:

1) баланс отражает средства предприятия в момент капитализации. В этом балансе актив – расход будущих периодов, а пассив – поступление от кредиторов.

2)рассматривает баланс в момент детализации. В этом балансе актив является будущим доходом, а пассив предстоящим расходом.

Активы или имущество могут принести доход в силу того, что используются в хозяйственной деятельности предприятия. Декапитализируются для последующего получения дохода.

Пассив трактуется как будущий отток средств в пользу кредитора (как будущий расход). На практике не составляются статический и динамический баланс, но обе трактовки нужны для понимания принятого всеми единого баланса.


20. Содержание и порядок формирования раздела «Внеоборотные активы» бухгалтерского баланса.

НМА (1100) – по этой строке отражаются объекты, которые относятся к НМА. Согласно плану счетов бухгалтерского учета нематериальные активы отражаются на счете 04, а накопленная амортизация НМА на счете 05.В бухгалтерском балансе нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости.

«Результаты исследований и разработок» (1120)

По статье результаты исследований и разработок надлежит отражать:

-Неосязаемые активы, подлежащие правовой охране, на которые организация в установленном порядке получает исключительные права (но еще не получила эти права).

-Подлежащие правовой охране, но не оформленные в установленном порядке неосязаемые активы.

-Неосязаемые активы, неподлежащие правовой охране.

Расходы на НИОКР и ТР принимаются к бухгалтерскому учету на счет 04 «Нематериальные активы» (на отдельный субсчет), в оценке (в сумме) фактических затрат, связанных с их созданием или приобретением. Далее эти затраты подлежат списанию на затраты по производству продукции либо управление организацией.

Нематериальные поисковые активы, материальные поисковые активы – эти строки формируют организации, осуществляющие затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых, а также их разведку (поисковые затраты) на определенном участке недр. Они руководствуются ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов».

Поисковые затраты признаются внеоборотными активами, если они относятся к участку недр, в отношении которого организация имеет лицензию, дающую право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) их разведке.

Поисковые активы оцениваются по сумме фактических затрат

«ОС» (1130) – по этой статье отражают объекты, отнесенные к основным средствам согласно ПБУ 6/01 «Учет ОС» и Методическим указаниям по бухгалтерскому учету ОС. ОС учитываются на счете 01, а амортизация ОС на счете 02 (используется только косвенный способ). ОС отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости.

«Доходные вложения в МЦ» (1140) – здесь находит отражение имущество для передачи в лизинг и предоставления по договору проката. Указанные объекты отражаются на счете 03 по первоначальной стоимости, а на счете 02 «Амортизация ОС» (на отдельном субсчете) отражается амортизация указанных объектов. В бухгалтерский баланс попадает остаточная стоимость.

«Финансовые вложения» (1150) – по этой статье отражаются долгосрочные финансовые вложения. на счете 55 «Специальные счета в банках»,

«ОНА» (1160) – Это та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетном или последующих отчетных периодах. Основанием для формирования балансовой строки явл остаток по счету 09

«Прочие внеоборотные активы» (1170) – здесь отражаются активы, которые не нашли отражения по другим строкам I раздела бухгалтерского баланса. (Д01 «молодые насаждения» + Д07 + Д08 + Д15 в части, относящейся к оборудованию к установке+ К16 в части, относящейся к оборудованию к установке + Д60 в части авансов и предоплаты за услуги, связанные со строительством ОС + Д97 в части расходов со сроком списания больше 12 месяцев).

 

21. Содержание и порядок формирования раздела «Оборотные активы» бухгалтерского баланса.

В составе оборотных активов отражаются средства предприятия, которые используются менее 12 месяцев или обычного операционного цикла.

Статья " Запасы" является одной из немногих статей баланса, по которой предусмотрены расшифровочные строки: " Сырье, материалы и другие аналогичные ценности"; " Животные на выращивании и откорме"; " Затраты в незавершенном производстве"; " Готовая продукция и товары для перепродажи"; " Товары отгруженные"; " Расходы будущих периодов", " Прочие запасы и затраты".

По статье " Сырье, материалы и др. аналогичные ценности" показывается дебетовый остаток по счета 10 " Материалы". На этом счете учитываются сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части; тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и т.п

Если организация отражает стоимость материалов в учетных ценах, применяя счета 15 " Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 " Отклонение в стоимости материальных ценностей", к сальдо счета 10 следует скорректировать на остаток по счету 16 в части, относящейся к материалам.

По статье " Затраты в незавершенном производстве" отражается стоимость затрат в незавершенном производстве (НЗП).

К НЗП относится продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической.

Для формирования данных по указанной статье понадобятся остатки по счетам: 20 " Основное производство", 21 " Полуфабрикаты собственного производства", 23 " Вспомогательные производства", 29 " Обслуживающие производства и хозяйства", 44 " Расходы на продажу", 46 " Выполненные этапы по незавершенным работам".

По статье " Готовая продукция и товары для перепродажи" отражается сумма дебетовых остатков по счетам 41 " Товары" и 43 " Готовая продукция". Если торговая организация учитывает товары по продажным ценам, то сальдо по счету 41 следует уменьшить на сумму кредитового остатка по счету 42 " Торговая наценка".

По статье " Расходы будущих периодов" отражаются затраты, понесенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к ее деятельности в будущем, при условии, что период их списания не превышает 12 месяцев

По статье " Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" учитывают остаток сумм " входного" НДС, которые контрагенты предъявили организации к оплате при приобретении ею товаров (работ, услуг). При этом организация на конец отчетного периода не приняла их к вычету и не включила в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) или в состав расходов. Указанные суммы предстоит возместить из бюджета в следующих отчетных периодах.

ДЗ представляется как краткосрочная, если срок погашения ее не более 12 месяцев после отчетной даты. Остальная дебиторская задолженность представляется как долгосрочная

При заполнении данной строки баланса понадобятся данные об остатках на счетах 62 (за исключением авансов полученных), 63, 68, 69, 70, 71, 73 (за исключением процентных займов, которые отражаются в составе ФВл), 75, 76, 60 (авансы выданные).

По статье " Краткосрочные финансовые вложения" (далее ФВл) (код 250) показывается информация о краткосрочных ФВл организации, срок обращения (погашения) которых не превышает 12 месяцев

По статье " Денежные средства" отражается остаток денежных средств (далее - ДС) организации на начало и конец отчетного и прошлого года. Это ДС в кассе (сальдо счета 50 " Касса"); на расчетных счетах (сальдо счета 51); на валютных счетах (сальдо счета 52); находящихся в пути (сальдо счета 57), на специальных счетах (сальдо счета 55) в кредитных организациях (за исключением сальдо по счету 55-3 " Депозитные счета", которое в соответствии с ПБУ 19/02 относится к ФВл).

 

 

22. Содержание и порядок формирования раздела «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса.

- УК – отражает складочный капитал (хозяйственные товарищества), УФ (ГУПы, МУПы), паевой фонд (производственные кооперативы), уставный капитал (все ост. организации). В бухгалтерском учёте и бухгалтерском балансе отражается величина УК, определенная учредительными документами, УК имеет место только в балансе юридического лица.

- собственные акции, выкупленные у акционеров – выкупная стоимость собственных акций, учтенных на «81», при подсчете итогов раздела эта сумма вычитается.

- Переоценка внеоборотных активов (раньще была в добавочном капитале)

- Добавочный капитал(без переоценки) – эмиссионный доход, положительные курсовые разницы в связи с формиранием УК, разница в стоимости имущества, передаваемого для совместной деятельности – м/у догов. и уч. ст-тью).

- Резервный капитал – остатки резервов, созданных в соответствии с законодательством и учредитительными документами организации, в частности, создание РК обусловленным «Законом об АО» - 5%. В годовом бухгалтерском балансе остаток РК отражается с учётом принятых по итогам года решении о покрытии убытков, выплате дивидендов.

- Нераспределённая прибыль/Непокрытый убыток – сумма непокрытого убытка за все время деятельности организации; непокрытый убыток отражается в круглых скобках. В годовом бухгалтерском балансе данные по этой статье представляются с учетом решений, принятых учредителями или собственниками, т.е. прибыль. показывается как остаток после распределения.

Некоммерческие организации взамен статей УК, РК, НП (НУ) формируют статью целевое финансирование, сальдо «86». Коммерческие организации остатки средств целевого финансирования отражают по статье ДБП.


 

23. Содержание и порядок формирования раздела «Долгосрочные обязательства» бухгалтерского баланса.

Долгосрочные это обязательства со сроком более 12 месяцев.

«Заемные средства» (1410). По этой строке показывают непогашенные суммы займов и кредитов со сроком погашения больше 12 месяцев.

«Отложенные налоговые обязательства» (1420) – сальдо «77». Показатель является следствием применения ПБУ 18/02. та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или последующих отчетных периодах.

«оценочные обязательства» (1430) – обязательство с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения. Оно может возникнуть из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров либо в результате действий организации;

«Прочие обязательства» (1450). По этой строке показывают иные виды долгосрочных обязательств, не отраженные в других строчках.

Долгосрочные обязательства:

заемные средства (пбу 15\2008, кредиты и займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Задолженность отражает основную сумму долга и проценты к уплате (динамич. Концепция баланса). Заемные средства могут быть привлечены путем выдачи векселей, а также выпуска и продажи облигаций. Отражаются на счете 67),

отложенные налоговые обязательства (ПБУ 18\02, это часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Счет учета 77)

оценочные обязательства (счет учета 96 «резервы предстоящих расходов», предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения в затраты на производство и расходы на продажу),

прочие обязательства (обязательства долгосрочного характера, не включенные в другие четыре статьи раздела).


 

24. Содержание и порядок формирования раздела «Краткосрочные обязательства» бухгалтерского баланса.

«Заемные средства» (1510). По этой строке показывают суммы непогашенных кредитов и займов, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

«Кредиторская задолженность» (1520). По этой строке отражают долги организации другим организациям и лицам. Сюда относят сальдо: 60, 70, 69, 68, 76. По строке 1520 принято отражать задолженность участникам, то есть учредителям организации по выплате доходов.

«Доходы будущих периодов» (1530). По этой строке показывают кредитовый остаток по «98».

«оценочные обязательства» (1540). Эта строка формируется по данным (записям) на «96». Обязательство с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения. Оно может возникнуть из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров либо в результате действий организации;

«Прочие обязательства» (1550). По этой строке показывают краткосрочные обязательства, не отраженные по другим статьям пятого раздела баланса.

Краткосрочные обязательства:

- кредиторская задолженность,

- доходы будущих периодов (сч. 98. 98-1 Доходы, полученные в счет будущих периодов. 98-2 Безвозмездные поступления. 98-3 Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы. 98-4 Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц и балансовой стоимостью по недостаче ценностей),

- оценочные обязательства (счет учета 96 «резервы предстоящих расходов», предназначен для обобщения информации об оценочных обязательствах со сроком исполнения, не превышающим 12 месяцев),

- прочие обязательства.

Кредиторская задолженность (сч. 60, 62, 70, 68, 69, 75, 76 и др.):

- поставщики и подрядчики (60 должен предоставлять информацию по акцептованным и др. расчетным документам, по не оплаченным в срок расчетным документам, по неотфактурованным поставкам, по авансам выданным, по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, по просроченным оплатой векселям, по полученному коммерческому кредиту и др.),

- векселя к уплате,

- задолженность перед дочерними и зависимыми обществами,

- задолженность перед персоналом организации,

- задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами,

- задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов,

- авансы полученные,

- прочие кредиторы.

 


 

25. Отчет о прибылях и убытках как форма отчетности, характеризующая финансовые результаты деятельности предприятия.

Среди ученых существует дискуссия о том, какая форма важней: баланс или отчет о прибылях и убытках – и ест две точки зрения: 1-фирма приобретает ресурсы, т.е. накапливает. А по мере появления источников, т.е. прибыли, поэтому отчёт о прибылях и убытках важнее; он – причина, а баланс – следствие. 2- прибыль – результат использования ресурсов, поэтому баланс, где отражены эти ресурсы, важнее; он – причина, отчёт о прибылях и убытках – следствие.

На самом деле бухгалтерский баланс и отчёт о прибылях и убытках тесно связаны между собой, т.к. связаны между собой 2 категории: Активы и Пассивы, доходы и расходы.

В Европе приоритет отдается балансу, в США – отчёту о прибылях и убытках, т.к. основной источник инвестиций в Европе – кредиты банка, а в США приток капиталов регулирует биржа.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.048 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал