№
| Критерии технической оценки ЦОР
| Параметры проверки ЦОР
| Примерные ситуации недостаточной технологической разработанности ЦОР
|
1.
| Функциональное состояние всех учебных элементов ЦОР
| Раскрытие иллюстраций; правильное отображение текста (кодировка); отражение видео в начальном окне; работа звука.
| · иллюстрация не открывается;
· нет звукового сопровождения;
· видео прерывается на середине;
· отрывок может быть зациклен;
· указан гипертекстовый переход или «горячее место», а реального перехода нет.
|
2.
| Состояние цветовой гаммы, степень контрастности текста относительно фона, возможность изменения размеров шрифта на мониторе компьютера и большом экране.
| Проверяется цветовая гамма, размер кегля и стиль шрифтов на мониторе компьютера и при проецировании на большой экран в кабинете (аудитории).
| · исчезновение изображения при проецировании на большой экран;
· нарушения (сбои) цветопередачи;
· при использовании одного компьютера и проектора текст не виден обучающимся уже из середины аудитории;
· при чтении с экрана компьютера «рябит» в глазах.
Следствие:
- потеря внимания;
- усталость глаз;
- увеличение времени прочтения текста;
- увеличение времени «отдыха» и смен видов деятельности на занятии;
- увеличение времени подготовки к занятию.
|
3.
| Возможность копирования материалов ЦОР, их распечатка
| Проверяется возможность перенесения информации в другие документы; возможность получения распечатки
| · полезную информацию придется вводить повторно;
· готовить раздаточный материал вручную.
· невозможность проверки с помощью распечатки результатов работы обучаемых.
|
4.
| Качество интерфейса и навигации.
Состояние «горячих зон».
| Проверяется наличие режима помощи, (если он необходим), а также всплывающих подсказок к экранным кнопкам. Наличие (отсутствие) линеек прокрутки для информации, не вмещающейся на один экран, кнопок возврата, доступ к содержанию. Состояние «горячих зон» и характер действий при кликаньи мышью в «горячей зоне».
| Из-за недостаточной линейной навигации замедляется время работы с ЦОР. По той же причине может быть затруднена самостоятельная работа студентов.
Зона не соответствует площади фигуры, которая по умолчанию принимается пользователем за «горячую зону» (например, в прямоугольнике реагируют только символы текста) или курсор меняет форму, а действие не происходит.
|
5.
| Наличие указателей текущего положения для аудио- и видеоотрывков (с указанием длительности последних, если она превышает одну - полторы минуты)
| Проверяется наличие указателей: появляется ли при просмотре общая длительность отрывка или же она приводится в соответствующем информационном поле; соответствуют ли видеокартинки дикторскому комментарию.
| Невозможно остановить проигрывание ЦОР в связи с изменившейся обстановкой на уроке, невозможно просмотреть/прослушать отдельный фрагмент при повторении.
|
6.
| Наличие регулировок управления видео- и аудиозаписей
| Проверяется наличие для аудио и видео элементов управления: старт, стоп, пауза, прокрутка вперёд/назад и/или просмотр по ключевым кадрам; наличие кнопок увеличения размеров экрана (обычно: двойное увеличение и полный экран).
| Усложняется работа преподавателя, использование ресурса становится неэффективным.
|
7.
| Рациональное использование экрана.
| Проверяется рациональное использование экрана при демонстрации иллюстраций, видеосюжетов, виртуальных опытов и т.д.
| · «пустой» экран;
· множество второстепенных объектов.
Следствие:
- снижение качества предъявляемой информации,
- потеря внимания,
- снижение мотивации.
|
8.
| Наличие регулировок прокрутки текста.
Форматирование текста.
| Проверяется наличие скроллинга текста четырёх видов:
· колёсиком мыши;
· нажатием на стрелку вверх/вниз;
· «кликами» под/над указателем (прокрутка текста на один экран);
· указателем мыши (перетягивание стрелочкой мыши).
Злоупотребление различными видами шрифтов, компактность абзацов.
| Прокрутка возможна только при очень точном попадании на узенькую линейку прокрутки. Или приходится постоянно двигать текст по одной строчке и т.д.
Следствие:
- потеря внимания, - усталость глаз, - увеличение времени прочтения текста,
- увеличение времени «отдыха» и смен видов деятельности на уроке,
- увеличение времени подготовки к уроку.
|
9.
| Состояние атрибутирования ЦОР и содержащихся в нем иллюстраций, фотографий, аудио- и видеозаписей.
| Проверяется наличие (отсутствие):
автор, год создания ЦОР, авторские права (копирайт), а также все, что касается указания авторства использованных иллюстраций, фото и видео-материалов.
|
|
№\п
| Вопросы для общего заключения
| Ответы
| Возможные комментарии и примечание
|
1.
| Название ЦОР
| | |
2.
| Апробационная площадка
| | |
3.
| Дисциплина
| | |
4.
| Кол-во учебных часов по дисциплине в неделю в учебном году
| | |
5.
| Кол-во учебных часов, в ходе которых применялся ЦОР
| | |
6.
| Соответствует ли ЦОР теме дисциплины и Государственному образовательному стандарту.
|
|
|
7.
| Направлен ли ЦОР на выработку у студентов новых образовательных результатов (ключевых компетенций компетенций; специальных, интеллектуальных и общеучебных умений). Указать (перечислить) какие?
|
|
|
8.
| Повышает ли учебную самостоятельность студентов использование ЦОР. Приведите конкретные примеры
|
|
|
9.
| Повышает ли ЦОР мотивацию студентов к приобретению знаний. Приведите конкретные примеры, факты.
|
|
|
10.
| Какие были внесены изменения в реальный учебный процесс (формы, методы и т.п.) в ходе применения ЦОР и насколько эти изменения были необходимы и эффективны.
|
|
|
11.
| Способствует ли данный ЦОР использованию форм самостоятельной, групповой (или индивидуальной) исследовательской деятельности и методов проектной организации образовательного процесса.
|
|
|
12.
| Минимизирует ли ЦОР трудовые затраты преподавателя на подготовку к учебным занятиям (за счет наличия в наборе ЦОР справочных материалов, материалов для организация практических занятий, контрольно-оценочных материалов и т.д.).
|
|
|
13.
| Сложен ли ЦОР для использования, соответствует ли он имеющемуся в колледже набору техники.
|
|
|
14.
| Достаточно ли методических рекомендаций для внешнего (не внутри одного колледжа) использования ЦОР.
|
|
|
15.
| Повышает ли ЦОР качество знаний, умений и навыков по дисциплине за счет более глубокого понимания учебного материала. Приведите конкретные примеры.
|
|
|