Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Работа с текстом во время и после чтения.






1.Чтение текста.

(Сначала читает рассказ учитель, а далее самостоятельно.)

2. Беседа по прочитанному.

Учитель. Над кем смеялись?

Ученик. Над Федей.

Учитель. А бывали ли с вами подобные истории?

Ученик. Нет.

Ученик. А я иногда так делаю уроки.

Учитель. Понравился ли вам Федя?

Ученик. Да, он на меня похож.

Ученик. А мне его немножечко жалко. Никак задачу решить не может.

Ученик. А мне Федя не понравился. Он плохой ученик.

Учитель. А как относится автор к своему герою?

Ученик. Ему Федя нравится. Он его и осуждает, и сочувствует ему.

Учитель. Выражает ли Носов своё отношение открыто или мы «читаем» его мнение между строк?

Ученик. Мы только догадываемся об отношении автора к герою.

Учитель. Над какой чертой характера смеётся Николай Носов?

Ученик. Неумение сосредоточиться на чём-то важном. Например, на решении задачи.

Учитель. Какими пословицами можно определить главную мысль произведения?

Ученик. Делу – время, потехе – час.

Ученик. Сделал дело – гуляй смело.

Учитель. Как вы считаете, рассказ о Феде Рыбкине сатирический или юмористический?

Ученик. Скорее юмористический. Носов хоть и смеётся над мальчиком, но оправдывает его. Федя ещё ребёнок, он всему научится. К тому же его черта характера не опасна для других.

3. Рассказ о писателе.

Учитель. Обратимся снова к Николаю Николаевичу Носову… (Далее рассказывает заранее подготовленный ученик.)

Ученик. Он родился в Киеве в 1908 году. Окончил школу, работал на кирпичном заводе. Потом закончил Московский государственный институт кинематографии и стал режиссёром мультфильмов. Когда ему исполнилось 30 лет, издал в журнале «Мурзилка» свой первый рассказ. С тех пор – это известный детский писатель. В этом году Николаю Носову исполнилось бы 100 лет.

Учитель. Послушайте, как он рассказывает о себе, и попробуйте ответить на вопрос, почему Носов стал именно детским писателем. (Читает заранее подготовленный ученик.)

Ученик. «Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах, удивительных приключениях и необыкновенных людях, то есть о людях взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит. Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересной. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные, интересные люди, как они живут, о чём думают, какие в их жизни бывают трудности, вообще обо всём, что с ними случается. И поэтому я стал детским писателем».

Учитель. Почему же Носов стал именно детским писателем?

Ученик. Он хотел рассказать детям о них самих.

Учитель. Какие книги Николая Носова вы читали?

Ученик. «Витя Малеев в школе и дома».

Ученик. «Приключения Незнайки и его друзей».

Ученик. «Фантазёры».

Ученик. «Весёлая семейка».

Ученик. «Дневник Коли Синицына» и другие.

Учитель. А как вы думаете читали ли его книги ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, если они издаются с 1938 года?

Ученик. Скорее всего читали.

Учитель. Почему рассказы Носова не стареют и всё так же интересны?

Ученик. В них много юмора.

Ученик. Они увлекательны.

Ученик. Дети – герои произведений – наши ровесники. С ними происходит много интересного.

Ученик. Часто в рассказах мы «видим» себя или своих друзей.

Учитель. Совершенно верно. Носов заставляет нас задуматься: а добрый ли и честный я, человечный и смелый ли? Если нет, то надо непременно от своих пороков избавиться.

IV.Подведение итогов урока.

Учитель. Что нового узнали сегодня на уроке?

Ученик. Узнали, что такое сатира и юмор. Чем они отличаются.

Ученик. Познакомились с ещё одним рассказом Носова.

Ученик. Много нового узнали про писателя.

Учитель. Что вспомнили?

Ученик. Другие его произведения.

Учитель. Что будем делать на следующих уроках литературного чтения?

Ученик. Будем читать рассказы Виктора Драгунского и стихи Агнии Барто и размышлять: сатирические это произведения или юмористические.

Учитель. А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что потрудились хорошо, узнали много нового и интересного, поднимите солнышко. А если урок прошел зря или вы недовольны своей работой – тучку.

Учитель. Дома подготовиться к чтению текста по ролям.

Конспект урока по теме: «Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»»

Цель урока: учить детей читать художественную литературу, вызывать интерес к чтению, формировать грамотного читателя.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с новыми литературоведческими понятиями: сатира и юмор. Расширить знания учащихся о Николае Носове и его литературной деятельности.

2. Совершенствовать технику чтения.

3. Продолжать формировать умение самостоятельно добывать новые знания.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал