Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политический строй и управление






Сложившийся в XI—XIII вв. политический строй русских княжеств не претерпел в XIV —XV вв. каких-либо существенных изменений. Удельным князьям, как верховным собственникам всей земли в княжествах, принадлежала высшая судебная и административная власть над населением княжества. В делах управления князья опирались на поддержку своих вассалов, виднейшие представители которых входили в состав особого совещательного органа пои князьях — боярскую думу. «Думцами» князя были также представители местной высшей церковной иерархии и должностные лица из системы дворцового управления. Влиятельнейшим среди «думцев» был тысяцкий, возглавлявший городское ополчение. Городами и волостями управляли на принципах «кормления» наместники и волостели, наделенные судебными и административными правами в отношении «черного» тяглого населения городов и волостей. Население феодальных вотчин было подсудно землевладельцам, обладавшим иммунитетными правами. Полнота иммунитетных прав зависела от положения землевладельцев в системе феодальной иерархии. Общим в политике князей (особенно в период государ-ственной централизации) было стремление к ограничению иммунитетных прав. Суд по делам о «душегубстве», «разбое» и «татьбе» (воровство) из иммунитетных прав исключал ся и вершился самим князем или его ближай-шим доверенным лицом. Князь обычно вершил и все дела, связанные с правами на владение землей.
Наиболее развитым было управление домениальными (дворцовыми) княжескими землями и хозяйством. Во главе дворцовой администрации стоял дворецкий (дворский), в ведении которого были дворцовые слуги («слуги под дворским»), выполнявшие различные функции в системе дворцового управления, управлявшие «путями» — отдельными отраслями княжеского хозяйства (конюшие, стольники, чашничие, ловчие, сокольничие). Княжеской казной и архивом ведали казначеи и печатник. С возрастанием роли письменной документации в суде, дипломатии, хозяйстве и т. д. при дворах князей начал складываться штат дьяков и подьячих, занимавшихся дело-производством и составивших впоследствии основу приказной бюрократии. Характерной чертой управления в княжествах в XIII — XV вв. было соединение дворцового управления с государственным.
Дальнейшее развитие получил государственно-политический строй в Новгороде и Пскове — двух сложившихся на Руси феодальных республиках. С конца XIII в. вся полнота власти в них перешла в руки республиканских органов. В XIV—XV вв. в Новгороде и Пскове оформляется развитый административный и судебный бюрократический аппарат, создаются свои правовые кодексы — Новгородская и Псковская Судные грамоты.
Определяющим в эволюции политического строя в Новгороде было усиление его боярско-олигархического характера. Новгородское родовитое боярство консолидируется в замкнутую правящую касту, не допускавшую в свою среду и к власти даже представителей «меньших бояр» — богатых, но не родовитых феодалов-землевладельцев («житьих людей»). Узурпация боярством республиканских органов власти, приобщение всего боярства к власти выразились прежде всего в происходившем на протяжении XIV — XV вв. резком увеличении числа посадников (с одного в XII —XIII вв. до 34 — 36 во второй половине XV в.), представлявших исключительно боярскую знать пяти городских концов и составивших вместе с другими высшими должностными лицами (архиепископ, тысяцкий, кончанские старосты) новгородский сенат _ Совет господ, боярское правительство Новгородской республики. Важную роль в упоавлении и политической жизни Новгорода играл архиепископ, крупнейший феодал-землевладелец. Архиепископ фактически возглавлял Совет господ, его наместники осуществляли управление над рядом новгородских областей. Помимо подведомственной ему обширной сферы церковного суда в его ведение перешли многие дела, подсудные ранее князю, среди которых важнейшее значение имели дела, связанные с поземельными отношениями, торговыми операциями.
Вместе с боярством новгородское духовенство выступало решительным противником объединительной политики московских князей и было готово во имя защиты своих кастовых интересов пойти на сговор с литовскими феодалами, осуществлявшими в XIV -XV вв. агрессию против русских земель. Усиление феодального гнета, самоуправство бояр в судах и управлении вызывали острые вспышки восстаний городского плебса, крупнейшими среди которых были антибоярские восстания в 1418 и 1421 гг. Создание олигархических форм правления, ликвидировавших по существу демократические черты вечевой организации управления в Новгороде, антинародная и антинациональная политика бояр в их борьбе с Москвой лишала бояр поддержки новгородского плебса, которую они имели в период борьбы за новгородскую независимость, что в конечном счете привело к поражению бояр в их борьбе с Москвой.
Государственно-политический строй Псковской феодальной республики в своих основных чертах был близок к политическому строю Новгорода. Псков обособился от Новгорода уже во второй половине XIII в., но только в 1348 г., по Болотовскому договору, Новгород признал свой бывший пригород «младшим братом».

 

6. Крещение Руси и его историческое значение.

В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата — 989 г.), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси.

 

Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Велеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей.

 

Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положительных последствий не имела.

 

В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало заключение брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни.

 

Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри.

 

Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России.

 

Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности.

 

Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.

 

Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.

 

Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования.

 

Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

 

7. Начало немецко-шведской агрессии на севере Руси. ХIII в. Невская битва и ее историческое значение.

Тяжелым был XIII век для русских. Раздробленность, междоусобицы, нашествие монголов, нападение шведов и немцев. Большинство из этих проблем русские еще долго не могли решить. Но в таких тяжелых обстоятельствах русский народ все же отразил нападение шведов и немцев. И эта победа облегчила бремя страны. В случае поражения русские испытывали бы гнет с двух сторон и лишились бы части земель.
Поговорим подробнее о Невской битве.

Причины Невской битвы

Почему шведы решили напасть? Как это чаще всего бывает, причиной нападения было желание атакующих захватить определенные территории. В данном случае шведы захотели заполучить контроль над путем «из варяг в греки» и земли близ Невы и реки Ижоры.

Невская битва: предыстория и ход сражения

О том, что шведы собираются напасть, князь Александр знал. Поэтому велел ижорянам (название племени, жили на русской земле) беспрерывно наблюдать за морем. Благодаря этому дозору князь достаточно быстро узнал о приближении неприятеля. Подкрепление, которого ждал князь, к тому времени еще не подошло. Тогда Александр Ярославич собрал небольшое войско, получил благословение церкви и отправился «встречать» врага. Известна также речь, которой воодушевлял князь войнов: «Братья! Не в силе Бог, а в правде! … Бог с нами»

Вскоре шведы прибыли, высадились на берегу Невы и разбили там лагерь. Александр Ярославич воспользовался погодой (был туман), немногочисленностью своего войска (можно было тихо подойти близко к врагу) и напал внезапно.

Дата Невской битвы: 15 июля 1240

Александр планировал зажать шведов в углу между Ижорой и Невой (см. рисунок выше), параллельно с этим отрезая врагу пути к его кораблям. Приблизительно так оно и вышло. Русское войско отважно сражалось, часть отряда сжигала корабли и мосты, другая часть – оттесняла врага к воде. Были в той битве и отличившиеся отвагой.

Так, например, житель Новгорода Сбыслав сражался в гуще событий с одним топором, рубя им изо всей силы, проламывая им латы, выбивая из рук врагов мечи. Отличился и сам князь: он сражался с ярлом Биргиром. Александр был с копьем, Биргир – с мечом и в латах. Но, не смотря на неравную экипировку, новгородский князь сразил наместника: он всадил копье ему в щеку.

Но перейдем к общему ходу событий. Русские оттеснили врага к реке. Лишь немногим шведам удалось сбежать на кораблях. Остальные были повержены. Даже те, которые переправились через реку вплавь, были убиты союзниками Александра.

Александр Ярославич вернулся в город как победитель. За его храбрость и находчивость восхваляли князя не только его современники, но и последующие поколения. А за победу в битве Александра прозвали Невским.

Значение Невской битвы

Как уже говорилось ранее, победа в Невской битве имела большое значение в те времена. Во-первых, за Русью остались все ее земли, северо-западная граница была защищена. Александр не дал шведам пройти вглубь страны и разорять без того натерпевшуюся землю. Возможно, если бы на Русь вторглись шведы, освобождение от монгольского ига в последствие стало бы еще затруднительней и затянулось бы на более долгий срок. Во-вторых, эта победа подняла дух русскому народу. Об этой битве писали в летописях и книгах, позже на основе этого события были сняты несколько фильмов, которые в тяжелые времена, да и сейчас, пробуждают в людях патриотические чувства.

8. Причины и предпосылки образования Древнерусского государства: спорные вопросы и их решения.

Древнерусское государство образовалось в результате длительного процесса развития восточнославянских племен. В IX - X вв. восточные славяне заняли значительные территории Восточно-Европейской равнины и в конце IX столетия объединились в относительно единое государственное образование.

Предпосылками этого объединения были: 1) этническая общность древнерусской народности, говорящей на одном языке; 2)стремление объединить силы в борьбе с кочевниками и Византией; 3) экономические интересы древнерусских князей по речному пути «из варяг в греки».

В истории Древнерусского государства можно выделить три этапа: 1) Вторая половина IX - X в. Основное содержание – объединение всей древнерусской народности в едином государстве, создание аппарата власти и военной организации; 2) конец X - первая половина XI в. Его основу составлял новый значительный рост крупного феодального землевладения, увеличение городских центров, рост численности торгово-ремесленного населения; 3) вторая половина XI - начало XII в. Для него характерны наступление феодальной раздробленности и распад Киевской Руси.

Объединение произошло в результате похода новгородского князя Олега (879 - 912 гг.) на Киев, которым он овладел в 882 г., и подчинения им ряда других восточнославянских княжеств (древлян, северян, радимичей). Преемник Олега Игорь (912 - 945гг.) покорил уличей и тиверцев, а также вновь подчинил своей власти древлян, отделившихся от Киева после смерти Олега. Святослав (965 - 972 гг.) и Владимир (978 - 1015 гг.) совершили походы против вятичей, последнего из славянских племен, сохранившего к тому времени свою независимость. В ходе этих завоевательных походов было ликвидировано старое племенное деление и сложилась территория Древнерусского государства.

Киевская Русь сохраняла черты раннефеодальной монархии со значительными элементами предшествующего ей родового строя. Главой монархии был князь. Киевский князь был сюзереном, он оказывал помощь местным князьям, которые обязывались быть у него «в послушании», выставлять войско по его призыву, передавать ему часть собираемой дани. Несмотря на значительный общественный вес, князь все же не стал подлинным государем.

На местах наряду с княжеской администрацией существовали элементы местного самоуправления городов и общин - выборные старейшины, народное ополчение - «тысяча».

Войско Древнерусского государства состояло из княжеской и боярской дружин и народного ополчения (воев). Дружина князя делилась на старшую и младшую («отроков»). Ополчение составлялось из горожан и смердов (крестьян - общинников в IX- XIV вв.).

В X-XI вв. происходил интенсивный рост городов, которые становились важнейшими центрами ремесла и торговли, политической и культурной жизни.

С развитием феодальных отношений, укреплением местных политических центров падало значение Киевского общегосударственного политического центра, усиливались тенденции к обособлению княжеств. Владимир Мономах (1113 - 1125 гг.) и его старший сын Мстислав (1125 - 1132 гг.) еще удерживали власть над всеми древнерусскими землями. Однако после смерти Мстислава феодальные усобицы усилились. В итоге единое Древнерусское государство распалось на ряд суверенных княжеств, по масштабам равных западноевропейским королевствам. Из них наиболее сильными были Владимиро-Суздальское княжество на северо-востоке, Галицко-Волынское на западе и Новгородская земля - на севере Руси.

По мнению отдельных исследователей, в IX в. образовалось не древнерусское раннефеодальное государство, а возглавляемый племенем полян восточнославянский племенной союз. В конце X–начале XI в. под воздействием разложения родоплеменного строя он распался на городские волости (земли), которые принято называть княжествами.

Некоторые склонны утверждать, что произошел не распад древнерусского государства, а превращение его в своеобразную федерацию княжеств.

Период феодальной раздробленности длился в России с XII по конец XV в. и сопровождался возникновением новых княжеств. Если в середине XII в. было 15 княжеств, а в начале XIII в. - около 50, то в XIV в.-примерно 250.

Хазарский каганат - тюркское раннефеодальное государственное образование, возникшее в середине VIII в. на территории нижнего Поволжья и в восточной части Северного Кавказа.

Столицей каганата был Итиль, крупнейший международный город на Волге. Важное значение имели также города Саркел, построенный в 30-х гг. IX в. в нижнем течении Дона, Беленжер, Селгендер, Сур и другие.

Источники, отражающие жизнь хазар, позволяют говорить о развитом феодализме в каганате. Наряду с земледельческим и скотоводческим хозяйством, ремеслом и торговлей, важными статьями доходов феодальной знати являлись пошлины и дани взимаемые с проходивших по землям каганата торговых караванов и с соседних, более слабых народов.

9. Восточные славяне и Византийская империя: основные виды связей

Начиная с VI века славянские племена стали ближайшими и наиболее опасными соседями для Византии. Славяне издавна селились оседло, главным занятием их было земледелие, охота и рыболовство. Своими товарами – мех, кожа, воск, дёготь, мёд, дерево, пшеничное и ржаное зерно славяне активно торговали с пограничными странами. В славянских могильниках и поселениях исследователи находили немало монет и изделий из драгоценных металлов, принадлежавших Византийской империи, что, несомненно, свидетельствует о развитых торговых связях между империей и славянскими племенами.

Помимо торговли, южные и восточные славяне неоднократно пересекали границы Византийской империи с оружием в руках. Особенно участились нападения славян, а именно болгар, во времена правления византийского императора Юстиниана. В конце IX века, царь Болгарии Симеон, мечтавший о подчинении всего Балканского полуострова и захвате императорского трона Византии, начал войну против империи. Лишь спустя 30 лет, после смерти Симеона в 927 году, византийцам удалось заключить мирный договор с его сыном Петром, скрепив обещанием выплаты ежегодной дани.

Имеются исторические свидетельства о нескольких военных походах русичей на Византию, которая привлекала их своим богатством и огромными территориями. Впрочем, нападения успешно отражались воинами Византийской империи. Успехом увенчался лишь один славянский поход на Царьград (так славяне называли Константинополь) в 860 году, возглавляемый князем Аскольдом. Вместе со своей дружиной князю удалось захватить и разграбить столицу Византии. Этот военный поход можно считать уникальным, так как более таких военных успехов русичам добиться не удавалось. Прочие столкновения между Византийской империей и славянами можно воспринимать как локальные военные конфликты, которые ограничивались лишь грабежами мелких византийских городов.

Торгово-военный договор

С племенами древних руссов, византийцы сталкивались уже на рубеже VIII-IX веков. Вначале взаимоотношения между ними носили сугубо торговый характер, однако на рубеже IX-X веков произошел разрыв. В 907 году племена русов появились на Босфоре и разорили окрестности Константинополя. В 911 году византийский император был вынужден согласиться на заключение мирного договора, очень выгодного для Руси. Византийцы заплатили большую дань и предоставили особые льготы древнерусским купцам и послам. Между Русью и Византией завязались регулярные торговые отношения. Уже в первой половине 10 века византийцам был прекрасно известен «Великий путь из варяг в греки».

В 941 году князь Игорь организовал новый военный поход на Византию, разорив берега Босфора и Никомидии. Нападение было отбито византийцами, но через три года русские войска вновь дошли до Дуная. Византийцы откупились богатыми дарами и возобновили торгово-военный договор, который вводил ряд ограничений для русских купцов.

В 970 – 971 годах князь Святослав совместно с болгарами повел войну с Византией, решив прочно обосноваться на Дунае. Но военные неудачи заставили Святослава заключить с Византией договор, по которому он отказывался от притязаний на Херсон и Болгарию и обязался оказывать Византии военную помощь. За это Византия предоставила право русским беспрепятственно торговать в Константинополе.

Культурно-религиозные отношения Византии с Русью

Помимо торговых, между Русью и Византией существовали крепкие культурно - религиозные связи. В конце X века перед Русью встал выбор: принять культурное наследие Западной Европы или же восточного мира Византии. Выбор был сделан в пользу Византии, так как ее культура и традиции были довольно близки славянам.

В 988 году князь Владимир Красное Солнышко или Владимир Святой обращает Русь в православное христианство. Владимир посчитал, что данная религия наиболее подходит Русскому государству, и что на основе мощной византийской культуры можно основать собственную.

Необходимо отметить, что византийская культура несомненно оказала огромное влияние на развитие культуры Киевской Руси. Византийский стиль до нашего времени сохраняется в памятниках живописи (иконописи), архитектуры и литературы. Из Византии в Киевскую Русь ввозились богослужебные и светские книги, приезжали живописцы и зодчие. К тому же Русь позаимствовала у Византийской империи и мощную систему государственного управления: система судебной и исполнительной власти, занятие должностей в Киевской Руси были организованы по византийскому примеру.

Тем не менее, в 1043 году произошло последнее военное столкновение русских с Византией. Это произошло из-за защиты торговых интересов Киевской Руси. Поход был неудачен, русские дружины потерпели поражение. Конфликт между государствами вскоре был улажен, торговые отношения возобновились. В 1047 году в знак добрососедских отношений между государствами дочь византийского императора Константина была выдана замуж за киевского князя Всеволода – сына великого князя Ярослава Мудрого.

10. Социально-экономическое развитие Руси в ХII в.

Сельское хозяйство

Основой хозяйства в русских землях оставалось пашенное земледелие. Соединение земледелия со скотоводством, сельскими промыслами и подсобным домашним ремеслом обуславливало натуральный характер крестьянского и феодально-вотчинного хозяйства, в которых производственный цикл работ повторялся ежегодно «в прежних размерах» и «на прежнем основании»1. Связи крестьянского и вотчинного хозяйств с рынком носили потребительский и нерегулярный характер и не являлись необходимым условием простого сельскохозяйственного воспроизводства. Материально-производственную основу феодального хозяйства составляли труд зависимых крестьян и холопов и взимаемая с крестьян продуктовая рента.

Феодалы продолжали сохранять за собой организующую роль в развитии сельскохозяйственного производства. В крестьянских хозяйствах, составлявших основную производственную ячейку в земледелии, развитие производительных сил тормозилось их парцеллярностью и рутинностью наследованной от прадедов техники. Крупная вотчина имела больше возможностей для организации многоотраслевого пашенно-промыслового хозяйства, расширения пашни, внедрения двух- и трехпольных систем севооборота, приобретения более дорогих и качественных орудий труда, изготовляемых городскими ремесленниками. Наконец, стремление феодально-зависимых крестьян оставить себе (после уплаты феодальной ренты) большую часть произведенного ими прибавочного продукта вынуждало их увеличивать доходность своего хозяйства интенсификацией труда, совершенствованием производственных навыков и самого производственного процесса.
Известно до 40 видов сельского земледельческого и промыслового инвентаря (тяжелые плуги с лемехами и череслами на черноземном юге, легкие однозубые «рало» и двузубые сохи с железными сошниками в лесных северных районах, серпы, косы и т.д.). Большее распространение получала
паровая система севооборота (двух- и трехпольная), увеличивавшая, по сравнению с подсекой и перелогом, площадь пахоты и уменьшавшая угрозу полного неурожая. В огородничестве, а затем и на пашне начинает входить в практику удобрение почвы навозом. \j Однако урожайность полей оставалась невысокой— «сам-полтора», «сам-два», «сам-три» в средние урожайные годы. В XII — XIII вв. растет площадь окультуренной земли, особенно в результате усиления колонизации закабаляемыми крестьянами новых земель, стремившихся вырваться из феодальной зависимости уходом на «вольные» земли.
Феодальное землевладение продолжало расти и развиваться преимущественно в форме крупных княжеских, боярских и церковных (кафедральных и монастырских) вотчин. Сведений о наличии и развитии в XI —XII вв. условного феодального землевладения типа позднейшего поместного служилого землевладения пока не обнаружено. Служилым вассалам, составлявшим «дворы» князей (служилые бояре, дружинники, лица из вотчинной администрации), давались за службу земли на вотчинном праве или же кормления— право на держание городов или волостей и получение I с них доходов.
Основная масса крестьян-общинников еще оставалась лично свободной и хозяйствовала на государственных землях, верховным собственником которых считался.князь (будущие «черные» земли), уплачивая феодальную ренту в виде «даней». Решающую роль в закабалении свободных крестьян-общинников играло прямое насилие над ними со стороны феодалов. По признанию митрополита Климента Смолятича (XII в.), князья и бояре силой «прилагали дом к дому и села к селам». Вовлечение крестьян-общинников в личную феодальную зависимость достигалось и через их экономическое закабаление. Разорявшиеся в силу ряда причин крестьяне становились закупами, рядовичами, закладывались в холопы и включались в число господской челяди. Челядь жила во дворах феодалов и по их вотчинным селам и включала в себя как полных («обельных») холопов, так и различные категории зависимых лиц, правовое положение которых приближалось к холопскому. Разнообразие терминов, прилагавшихся к сельскому населению того времени («люди», «смерды», «изгои», «сироты», «прощеники», «закладники», «закупы», «рядовичи», «челядины»), отражало сложность процесса образования класса феодально-зависимых крестьян, различия в путях вовлечения их в феодальную зависимость и степень этой зависимости.
Эксплуатация зависимых крестьян осуществлялась преимущественно через взимание с них продуктовой ренты и — в меньшей степени - через отработки в господском хозяйстве. Соотношение места и роли этих рент в феодальных хозяйствах зависело конкретно от местных условий хозяйствования, от степени зрелости феодальных отношений. Продолжал сохранять свое значение в феодальном хозяйстве и труд холопов, выполнявших работы по домашнему хозяйству феодала, в вотчинном ремесле, в обработке небольших тогда площадей барской запашки. Вместе с тем росло число холопов, сажаемых феодалами на землю. Вооруженные отряды дворовых холопов составляли дружины бояр.
Важнейшим итогом развития феодального хозяйства в ХII —XIII вв. являлась кристаллизация его основных черт как натурального хозяйства, основывающегося на эксплуатации лично зависимых крестьян наделенных средствами производства и ведших свое собственное хозяйство на надельной земле.

Город и ремесло в XII — XIII вв.

В результате дальнейшего развития общественного разделения труда, продолжавшегося отделения ремесла от земледелия и роста торгово-рыночных связей быстро растет число городов и укрепленных поселений, которых к середине XI М в. по летописным сведениям насчитывалось до 300. Из деревенского ремесла, носившего подсобный сезонный характер, выделились в первую очередь ремесленные специальности, технология и сложные орудия труда которых требовали профессионального мастерства и значительной затраты времени, а изделия могли быть использованы для товарообмена. Крестьяне, овладевшие сложными ремесленными специ-альностями, могли скорее и легче вырваться из феодальной зависимости уходом (или бегством) в города, так как земледелие не являлось для них единственным источником существования.
Развитие русского ремесла накануне татаро-монгольского нашествия являлось основой складывания рыночных связей, создания местных рыночных центров, связывавших город с сельской округой. Сосредоточение в городах ремесленников-профессионалов способствовало дифференциации ремесленного производства. В XII—XIII вв. уже насчитывалось до 60 ремесленных специальностей. Высокого совершенства достигли русские мастера в технологии обработки маталлов, в сварке, пайке и ковке, в изготовлении высокохудожественных; тончайшего литья и чеканки ювелирных изделий. Основная масса городских ремесленников работала на заказ, но часть их продукции поступала и на городской рынок, с которым были связаны близлежащие сельские округи. Наиболее квалифицированные мастера крупнейших ремесленных центров наряду с работой на заказ работали уже и на рынок, становясь мелкими товаропроизводителями, изделия которых пользовались спросом на Руси и внешних рынках: в Византии, Польше, Болгарии, Чехии, Германии, Прибалтике, Средней Азии, Северном Кавказе, в половецких степях. В ряде городов этих стран имелись особые дворы и улицы русских купцов, продававших и обменивавших изделия русских ремесленников (мечи, доспехи, ювелирные изделия, знаменитые «русские замки»_и др.). В свою очередь в русских городах появляются «дворы» иноземных купцов. Расширение внешних торговых связей находило отражение в заключении крупнейшими русскими торгово-промышленными центрами (Новгород, Смоленск, Полоцк и др.) с германскими и прибалтийскими городами торговых договоров, обеспечивавших взаимовыгодные условия для торговли.
Приток в города деревенских ремесленников, беглых крестьян и холопов, образование в них под стенами «детинцев» торгово-ремесленных посадов качественно изменили социальную структуру и облик русских городов. Русский город в XII —XIII вв. был уже сложным социальным организмом, в котором были представлены все слои феодального общества. Основную массу населения городов составляли «черные», «меньшие» («мизинные«) люди— мелкие торговцы, ремесленники, подмастерья, кабальцые «наймиты» и не имевшие определенных занятий деклассированные элементы («убогие люди») — средневековый люмпен-пролетариат. Значительную группу составляла челядь, жившая в дворах феодалов. Городской плебс в разной форме подвергался феодальной эксплуатации (посредством ростовщического закабаления, прямых и косвенных налогов).
В крупных торгово-ремесленных городах создаются ремесленные и купеческие объединения с выборными старостами во главе, со своей «казной» и своими патрональными церквами («улицы», «ряды», «сотни», «брат-чины», «обчины»). Ремесленные объединения создавались по территориально-профессиональному признаку, представляя и защищая интересы ремесленного посада в экономической и политической жизни города. Купеческие объединения («братчины», «сотни») складывались по типу западноевропейских купеческих гильдий. Так, в Киеве было объединение купцов-«гречников»,. ведших торговлю в Византии, в Новгороде влиятельнейшим купеческим объединением было знаменитое «Иванское сто» (сотня) купцов-вощников, имевшее свой устав, казну и патрональную В сословном отношении торгово-ремесленная верхушка стояла значительно ниже городской феодальной знати, державшей в своих руках городское управление, суд, руководство городским ополчением, опутывавшей городской плебс ростовщическими кабалами, взимавшей с ремесленного люда и мелких торговцев феодальную ренту за пользование ими дворами и участками в обширных боярских усадьбах. Социальные противоречия в городах выливались в частые восстания городской бедноты, еретические движения, ожесточенные схватки на вечевых собраниях.
Расцвет вечевых собраний в XII — XIII вв. связан с возросшей ролью городов и городского населения в политической жизни княжеств. Внешне вечевые собрания представляли собой своеобразную форму феодальной «демократии», исключавшей, однако, решающее участие в управлении городского плебса. Летописные известия показывают, что вечевые собрания были прежде всего собраниями городской феодальной знати и посадской верхушки, использовавших их демократическую форму для привлечения на свою сторону городского плебса в борьбе за городские вольности (прежде всего за права и привилегии бояр и торговой верхушки) и за решающую роль в политической жизни своего города, и княжества. Место и роль вечевых собраний в жизни каждого города, состав их участников зависели от остроты социальных противоречий в городах, от расстановки классовых и внутриклассовых сил в них, от развитости и политической активности торгово-ремесленного населения. В крупных городах (Киев, Новгород, Псков, Полоцк и др.) вечевые собрания нередко превращались в арену ожесточенных социальных схваток, заканчивавшихся расправой с наиболее ненавистными для горожан ростовщиками, боярами, лицами из городской и княжеской администрации. Во время восстаний вечевым собраниям знати иногда противопоставлялись стихийно собиравшиеся вечевые собрания черного городского люда. Пока в борьбе местной знати с княжеской властью ни одна из сторон не взяла решительного перевеса, до тех пор и бояре и князья вынуждены были
обращаться за поддержкой к городскому плебсу, допускать возможность для последнего оказывать через вечевые собрания свое влияние на политическую жизнь своего города и княжества. С победой одной из этих борющихся сторон значение вечевых собраний резко сокращается (как, например, в Новгороде в начале XV в.), или же они ликвидируются совсем (как во Владимиро-Суздальском княжестве с конца XII в.).
В политической жизни Руси периода феодальной раздробленности города играли двойственную роль. С одной стороны, города, как локальные политические и экономические центры, являлись оплотом областного сепара-тизма, децентрализаторских устремлений со стороны удельных князей и земской боярской знати. С другой стороны, качественные сдвиги, происходившие в экономике страны в результате развития городов и городского ремесла и торговли (первые шаги по пути превращения ремесла в мелкотоварное производство, развитие товарно-денежных отношений и установление рыночных связей города с сельской округой и более широких торговых связей, выходивших за пределы слагавшихся местных рынков), были идентичны сдвигам, происходившим в западноевропейских городах накануне эпохи первоначального капиталистического накопления. В результате на Руси, как и на Западе, в лице численно растущего и экономически крепнущего торгово-ремесленного населения складывалась политическая сила, которая тяготела к сильной великокняжеской власти, в борьбе которой с удельными князьями и боярской знатью пробивалась тенденция к преодолению государственно-политической раздробленности страны.

11. Причины, основные этапы и итоги Смутного времени

Причина

На рубеже 16-17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие, а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.

Первый период смуты

Первый этап смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править и фактически управлял брат жены царя - Борис Годунов. В конечном счете, его политика вызвала недовольство народных масс.

Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия 1 (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия 1 поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий 1 был убит и на престол вступил В.И. Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 — 1606 гг.)

Второй период смуты

В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.

Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий 2. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий 2 вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий 2 бежал в Калугу.

Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий 2, но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг.), царствованием Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия 2, а также Семибоярщиной (1610 г.).

Третий период смуты

Третий этап смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия 2, русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время окончилось.

21 февраля 1613 г. Земский собор назначил царем Михаила Романова.

Итоги смуты

Итоги Смутного времени были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.

12. Киевский князь Владимир и его реформы

Князь Владимир был сыном князя киевского Святослава Игоревича и Малуши, которая занимала должность ключницы у его матери княгини Ольги. Исследователям не удалось установить год рождения Владимира точно, однако большинство из них считает, что это произошло в 962 году. В связи с тем, что его мать была служанкой, молодой Владимир имел обидное прозвище «робичич», которое преследовало князя не одно десятилетие (хотя в то время социальный статус ребёнка в Киевской Руси определялся по отцу).

Известно, что в Новгород малолетний князь был посажен на княжение в 970 году, а его наставником стал воевода Добрыня (его дядя). После смерти Святослава в 972 году великое киевское княжение переходит к Ярополку, однако мир его сыновьям надолго сохранить не удалось. В итоге начавшейся через три года усобицы погибает брат Святослава и Ярополка, древлянский князь Олег, а немного позже и сам князь Ярополк. Приход к власти Владимира Святославича был омрачён братоубийством.

Период правления Владимира полон важными государственными событиями. В результате военного конфликта с поляками великий князь сумел присоединить к владениям Руси несколько важных городов. В 981, а также в 982 году Владимир принял решение идти на вятичей «дабы усмирить их». Уже спустя год он открывает путь к Балтике, завоевав земли ятвагов. В 984 году были Радимичи, а через год была славная победа князя над волжскими болгарами. Кроме того, князь подчинил хорватов (992 год).

В самом начале своего княжения Владимир считался ярым язычником. Он поставил в Киеве капище для самых почитаемых шести божеств, перед которым не единожды приносились даже человеческие жертвы. Однако уже в 986 году началось «испытание вер» в ходе которого основной религией Киевской Руси стало христианство. В 988 году великий князь Владимир начал процесс крещения Руси с крещения приближённых бояр и дружинников.

В 992 году князь Владимир начал военные действия за право на Земли Черниговского княжества против Польши. И хотя, по утверждениям исследователей, тяга к битвам у князя ослабела после крещения, однако постоянные столкновения с печенегами сокрушали все надежды на мирную жизнь. Для укрепления защиты государственных земель Владимир основывает в 996 году несколько городов-крепостей. Самым важным из них стал Белгород.

Кроме того, князю Владимиру приписывается составление Церковного Устава, а также начало чеканки серебряных и золотых монет. Князь умер 15 июля 1015 года и похоронен в Киеве, в Десятинной церкви.

Основные события правления Владимира

Владимир (980-1015): - присоединение области червенских городов в 981 году; - крещение Руси в 988 году; - подчинение земли хорватов; - создание системы крепостей для обороны от печенегов; - открытие первых школ; - ликвидация автономии племенных князей.

13. Борьба Москвы и Твери за великокняжеский стол ХIV – ХV вв.

В XIV веке Москва оспаривала с Тверью свое господство над северо-восточной Русью. Политические интриги и военные союзы стали неотъемлемой составляющей борьбы двух городов. И превосходство Москвы не было очевидным.

Политический расклад

В XIV столетии Русь стала постепенно оправляться от татарского погрома, вместе с тем демонстрируя стремление к централизации удельных княжеств. Самым знаменательным фактом в это время являлся рост хозяйственного и политического могущества северо-восточных городов. Но если старые центры – Суздаль, Владимир, Ростов, разрушенные полчищами Батыя, потеряли свое былое значение, то Переславль-Залесский, благодаря выгодному расположению и природным богатствам, напротив вступил в пору расцвета. Еще в середине XIII века из обширного Переславльского края в самостоятельные владения выдвинулись Москва и Тверь, а в начале XIV столетия эти города выступали уже в качестве основной политической и хозяйственной силы северо-восточной Руси. Следует отметить и роль Орды, которая с одной стороны стремилась ущемить права московских и тверских князей, а с другой – содействовать централизации великокняжеской власти, которая обеспечила бы надежное и бесперебойное поступление доходов в ордынскую казну и держала бы в узде русское население.

Борьба за власть

Упорная и затяжная борьба между Москвой и Тверью началась в 1304 году со смертью великого князя Андрея Александровича. На освободившийся великокняжеский стол оказалось сразу два претендента – тверской князь Михаил Ярославич и московский князь Юрий Данилович. Спор на княжение был разрешен в Орде в пользу Михаила Ярославича, который заполучил в свою вотчину земли Владимирского княжества. Впрочем, противостояние с решительно настроенной Москвой обещало быть тяжелым. Борьба разгорелась в 1313 году. Заручившись поддержкой Новгорода, Суздаля, Костромы, Переславля и завоевав доверие ордынского хана Узбека Юрий Данилович затеял поход на Тверское княжество. Совместно с суздальцами и отрядами Кавгадыя он приступил к опустошению левобережной части Тверского княжества, при этом, по свидетельству летописца, «много зла творяху христианом». Однако в конечном итоге вторжение коалиционных сил не увенчалось успехом. Тверь устояла, Юрий в решающей Бортеневской битве был разбит, а его жена Кончака, а также братья Борис и Афанасий попали в плен.

Смерть Михаила

Не сумев подчинить Тверь в честном бою, московский князь пошел на хитрость. «Наставляеми диаволом» Юрий попытался опорочить Михаила перед ханом Узбеком, обвинив его в том, что он, собрав по городам много дани, хочет уйти «в Немци», а в Орду не собирается. 6 декабря 1317 года Михаил Ярославич в Орду все же прибыл, и Узбек приказал своим «радцам» судить его. По словам летописца, они «виною оболгавше его беззаконному царю Озбяку», объявили, что Михаил достоин смерти. Спустя месяц мучений и пыток тверской князь был убит. В Никоновской летописи можно прочитать некоторые подробности ордынского суда над Михаилом. В частности, там перечисляются такие обвинения, как неповиновение хану, оскорбление его послов, попытка отравить «княгиню Юрьеву», и даже намерение князя с казной уехать в Рим.

Перелом

Очередной виток противостояния Твери и Москвы приходится на 1326 год, когда тверской князь Александр Михайлович получил ярлык от хана Узбека на великое княжение Владимирское. В 1327 году племянник Узбека Чол-хан (в народе – Щелкан) с внушительным войском прибыл в Тверь, видимо, намереваясь всерьез и надолго обосноваться на Руси. Историки предполагают, что, наведя порядок внутри своих владений, Узбек не желал мириться со своеволием русских князей и решил через доверенное лицо взять центр русских земель под свой непосредственный контроль. Однако отношения между татарами и русским населением Твери не складывались: раз за разом возникали конфликты на бытовой почве. Один из них закончился тем, что 15 августа 1327 года вспыхнуло спонтанное восстание, в ходе которого возмущенный народ стал громить иноземцев по всему городу. Чол-хан со свитой спрятался в княжеском дворце, но это не помогло: хан был сожжен заживо вместе с дворцом, а все находившиеся в Твери татары, включая ордынских купцов, были перебиты. Некоторые источники, в частности Никоновская летопись, а также современные историки указывают на князя Александра как на зачинщика восстания. Доподлинно это установить сложно. Ясно одно: князь не предпринял каких-либо мер для успокоения толпы. Впрочем, в интересах ли князя был этот самоубийственный бунт? Ответом на восстание стала карательная экспедиция во главе с пятью ордынскими темниками, в которой также принимал участие московский князь Иван Калита – давний соперник Твери в борьбе за Владимирский великокняжеский стол. Ситуация как нельзя лучше подходила для того, чтобы Москва утвердила свое главенство на Руси. Именно тогда, по предположению некоторых исследователей, новый великий князь Иван Калита из рук Узбека получил знаменитую шапку Мономаха, как символ союза Москвы и Орды.

Последняя битва

Восстание заметно подорвало могущество Твери и изменило политический баланс на северо-востоке Руси в пользу Москвы. На долгие десятилетия московско-тверское противостояние перешло в скрытую фазу. С новой силой политическая борьба между Москвой и Тверью разгорелась в конце 1360-х годов. На этот раз в противостояние вмешалась Литва. После большого московского пожара князь Дмитрий Иванович (будущий Донской) заложил каменный Кремль и потребовал «князи русьскыи начаша приводити в свою волю, а который почал не повиноватися их воле, на тых почали посягати злобою». Тверь в очередной раз не подчинилась Москве, а тверской князь Михаил Александрович отправился за поддержкой в Литву к своему зятю литовскому князю Ольгерду «понужати и поучевати» его идти на Москву. В Тверской летописи действия князя, который не раз «наводил» литовцев на Русь, объяснялись исключительно необходимостью обороняться от московского натиска. Ольгерд охотно откликнулся на предложение тверского князя и, довольно быстро разбив приграничные московские отряды, оказался у стен города. Восемь дней продолжалась осада Москвы, но каменный Кремль с успехом выдержал натиск литовцев. Разграбив московские пределы, Ольгерд ни с чем ушел в Литву. Однако убоявшись ответа объединенных русских сил, литовский князь поспешил заключить с Дмитрием мир. Михаила также обязали заключить мир с Москвой, но вместо этого в 1371 году он поехал в Орду, откуда вернулся с ярлыком на великое княжение. Впрочем татары уже не могли влиять на внутренние дела русских княжеств: новая политическая сила – жители Владимирских земель – воспротивились видеть Михаила великим князем. В 1375 году Дмитрий Иванович, призвав на помощь новгородцев, окружил Тверь и взял город. Так завершился тянувшийся несколько поколений спор между Москвой и Тверью за господство на Руси. Однако тогда разрешался не просто конфликт двух княжеств, а формировались предпосылки создания единого централизованного государства со столицей в Москве, которые обрели реальные очертания почти через 100 лет – с восшествием на престол Ивана III.

Чума

Дело уничтожения рода тверских князей, начатое татарами и московскими князьями, было продолжено чумой. В 1364-65 годах на Руси свирепствовала моровая язва, унесшая представителей многих княжеских родов: московского, ростовского, суздальского. Но больше других потери понесли именно тверские правители. За несколько месяцев умерли Семен Константинович, Всеволод, Андрей и Владимир Александровичи. Другая волна чумы по Тверскому княжеству прокатилась через полвека. За один 1425 год здесь сменилось три поколения правителей: поочерёдно умерли князья Иван Михайлович, Александр Иванович и Юрий Александрович, дед, отец и сын соответственно.

14. Основные этапы складывания и развития государства Киевская Русь

Киевская Русь, раннефеодальное государство 9 — начала 12 вв., возникшее в Восточной Европе на рубеже 8—9 вв. в результате объединения восточнославянских племён, древним культурным центром которых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. Киевская Русь охватывала огромную территорию — от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере, являясь одним из крупнейших государств Европы. Образованию Киевской Руси предшествовал период (6—8 вв.) появления предпосылок феодальных отношений и созревания их в недрах военной демократии.
За время существования Киевской Руси восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность, ставшую впоследствии основой для формирования трёх братских народностей — русской, украинской и белорусской. Киевская Русь положила начало государственности у восточных славян, объединение которых в пределах единого Древнерусского государства способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию.
История Киевской Руси условно делится на 5 этапов. 1-й этап (до 882) — образование феодального государства со столицей в Киеве, которое охватывало ещё не всех восточных славян и ограничивалось территорией племён полян, руси, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, словен. 2-й этап (882—911) — захват власти в Киеве Олегом, по всей вероятности, предводителем варяжской дружины, 3-й этап (911—1054) — расцвет раннефеодальной монархии Киевской Руси, обусловленный подъёмом производительных сил, развитием феодальных отношений, успешной борьбой с кочевниками-печенегами, Византией и варягами. В этот период Киевская Русь объединила почти все восточнославянские племена, 4-й этап (1054—93) — появление первых ощутимых элементов распада Киевской Руси. Одновременно происходит рост производительных сил, связанный с прогрессивной ролью феодальной формации в это время, 5-й этап (1093—1132) — усиление феодальной монархии, так как князья в связи с натиском половцев в конце 11 в. стремились консолидировать свои силы. Снова создаётся более или менее единое государство, но развитие феодальных центров, возросшая роль бояр усиливали стремление его отдельных частей к самостоятельности. В 1132 Киевская Русь распалась, начался период феодальной раздробленности.

15. Внутренняя и внешняя политика Александра Невского. Чудская битва

Внешняя политика

Одним из главных направлений внешней политики Александра Невского былЗАПАД. В 1240 году немцы подошли к самому Пскову, а на Новгород двинулись шведы. 15 июля 1240 года Александр неожиданно в ночь напал на шведов, которые остановились на Неве лагерем. Князь разгромил шведов в битве, которая получила название Невской и дала прозвание победителю. Александр сам бесстрашно сражался в рядах своих воинов, а его тактика ведения боя показала его полководческий талант. В 1241 году, по просьбе новгородцев, Александр очистил окрестности Новгорода и Пскова от ливонских рыцарей. 5 апреля 1242 года Невский разбил немцев на Чудском озере. Сражение получило название Ледового побоища. В 1245 году Александр разгромил литовцев в битве у озера Жизца. Эти победы укрепили северные границы Руси и заставили немцев отказаться от своих прежних завоеваний. Несколько раз к Александру присылал послов Иннокентий IV, папа римский, предлагая ему подчиниться католической вере. Невский ответил отказом. После того, как Невский вокняжился на владимирском престоле, литовцы снова осадили Псков. Александр совершил удачный поход. Второй проблемой Невского во внешней политике стал ВОСТОК — отношения с татаро-монголами. В сентябре 1246 года отца Невского вызвали в Каракорум к хану, где он был предательски отравлен. После смерти отца в Орду поехал и сам Александр. Там он прошёл все необходимые обряды и стал приёмным сыном самого хана Батыя. Вместе с братом Андреем князь гостил у хана в Монголии. На Русь братья вернулись только в 1249 году. В 1251 году Александр снова едет в Орду, вызывая ропот недовольства на Руси своими частыми поездками к татарам. Некоторые склонны видеть в этом предательство, но большинство историков считают, что Невский был мудрым дипломатом, который своими поездками сдерживал Орду от новых набегов на Русь. Однако вскоре после этой поездки татары разгромили брата Невского, Андрея, который был вынужден бежать за границу. В 1258 году Невский в третий раз едет в Орду, чтобы уладить вопрос с взбунтовавшимися новгородцами. Последний раз Невский приезжал в Орду в 1262 году, чтобы умилостивить хана, который был разозлён убийством своих сборщиков дани на Руси. Из Орды Невский возвратился тяжело больным.

Внутренняя политика

Внутренняя политика Александра Невского была направлена на укрепление городов. К 1240 году князь укрепил юго-западную границу Новгорода по реке Шелони. Отношения с Новгородом стали одним из важнейших направлений внутренней политики Александра. Новгородцы очень ревниво относились к своей вольности, и после Невской битвы у князя с ними случился конфликт. Невский удалился к отцу в Переяславль, однако вскоре новгородцы были вынуждены смирить собственную гордыню, так как Псков захватили ливонские рыцари: они попросили вернуться на княжеский престол Александра. После смерти отца Александр стал князем Киевским, но так как Киев к тому времени уже теряет своё значение, князь предпочитает жить и править в Новгороде. После разгрома татарами его брата Андрея Невский становится князем владимирским. В 1257 году Новгород отказался участвовать в переписи, которую проводили татаро-монголы для обложения всех данью. Угрожая татарским погромом, в 1259 году Невский заставил новгородцев согласиться на перепись. В 1262 году во многих русских городах были перебиты татарские сборщики дани — и Невскому пришлось в очередной раз ехать в Орду и улаживать возникший конфликт.

Чудская битва

Ледовое побоище состоялось 5-ого апреля 1242 года. Противником русского воинства были рыцари ливонского ордена. Ливонский орден, воспользовавшись ослабленностью Руси в результате нашествия монголо – татар, намеривался захватить Псковские и Новгородские земли, насадить католичество. Рыцари овладели Псковом, Изоборском, Копорьем.

Новгород не пришел на помощь, так как псковские бояре были в ссоре с новгородскими боярами. Так же не было и Александра Невского. Новгородцы, чуя опасность, просили вернуться Александра Ярославовича и помочь в беде. А тем временем, отряды крестоносцев стояли в 30 километрах от города.

Александр Невский собрал дружину и изгнал немцев из захваченных городов. Но Ливонский орден, узнав об этом, собрал силы на новый поход в Новгород. Численность армии составляла 20тыс. человек. Невский решил встретить противника на вражеской территории, собрав около 15 тысяч ополченцев.

Немцы рассчитывали легко справиться с русскими, зная их боевой строй, но ошиблись. Александр их перехитрил. Пока передовой отряд рыцарей пробивался через строй новгородской пехоты, княжеские дружины не трогались с места, а на флангах стояли конные отряды. Был приказ пехоте отходить дальше на лёд.

Немцы давили русских, упёрлись в берег, и незаметно втянулись на Чудское озеро. С флангов ударила русская конница по врагу, и окружила немцев в кольцо. И вот тут-то ударила мощная княжеская дружина. Немцы оказались в западне. Пытаясь спасти бегством, многие рыцари стали тонуть. Весенний тонкий лёд не мог выдержать тяжеловооружённых немцев.

Вес одного рыцаря достигал 120 килограммов. Это была одна из самых знаменитых битв русского средневековья, получившая название – Ледовое побоище. После поражения на Чудском озере, Ливонский Орден был вынужден заключить мир и отказаться от всех завоёванных новгородских и псковских земель.

16. Проблема развития феодализма в отечественной историографии.

С учётом совокупности изменений выделяют три периода: раннее Средневековье – период формирования феодального способа производства (V –X вв.); классическое Средневековье – период развитого феодализма (XI – XV вв.); позднее Средневековье – период разложения феодализма и зарождения капиталистического способа производства (конец XV – середина XVVII вв.). Государство как политическая организация феодального общества адекватно отражало его экономическую структуру и являлось важнейшим фактором, определяющим динамику экономических процессов. Типичной формой феодального государства была монархия. Средневековью известна и республиканская форма правления, установившаяся в городах-государставх Италии, Германии, а также на Руси – Великий Новгород, Псков. Но они не представляли крупных этнических государственных образований, а были только местными политическими формированиями, сложившимися в условиях феодальной раздробленности. В дальнейшем они поглощались крупными монархическими государствами. В эпоху Средневековья государство переживает сложную эволюцию. Исследователи выделяют следующие этапы в развитии феодального государства в Западной Европе: раннефеодальное государство (V-IX вв.); феодально-раздробленное государство (V-XIII вв.); централизованное феодальное государство в форме сословной монархии (XIII-XV вв.); феодально-абсолютистская монархия (XVI-XVIII вв.). С XVI в. начинается новый, устойчивый и мощный прирост населения, преодолевается тенденция к сокращению рождаемости; был превзойдён уровень численности населения середины XIV в. (до спада после «чёрной смерти»): к 1500 г. оно исчислялось уже в 80-180 млн. Ранний феодализм – время формирования Феодального способа производства(V - конец X вв.) Для этого этапа характерен низкий уровень развития производственных сил, отсутствие городов, ремесел, аграризация экономики. Хозяйство было натуральным, отсутствовали города, отсутствовало денежное обращение. В этот период происходило становление феодальных отношений. Образуется крупная земельная собственность, свободные крестьяне-общинники попадают в зависимость от феодалов. Формируются основные классы феодального общества – землевладельцев и зависимых крестьян. В экономике сочетались разные уклады: рабовладельческий, патриархальный(свободное общинное землевладение) и складывающийся феодальный(различные формы поземельной и личной зависимости крестьян). Раннефеодальные государства были относительно едиными. В границах этих государств, объединявших различные этнические общности, происходил процесс этнической интеграции и формирования народностей, закладывались правовые и экономические основы средневекового общества. Становление феодальных отношений в период раннего Средневековья связано с возникновением и развитием различных форм феодальной земельной собственности. Племена варваров, захватившие римские территории и образовавшие на них свои государства, были оседлыми земледельцами, в конце V – начале VI вв. частной собственности на землю у них ещё не существовало. Земля принадлежала всем жителям деревни. Жители одной деревни составляли территориальную (сельскую) общину – марку.

Каждой семье община выделяла земельный участок под пашню, а иногда и часть луга. Осенью, когда заканчивался сбор урожая, луга и все пахотные земли становились общими пастбищами. Леса, реки, пустоши, дороги также находились в общинном пользовании. Личная собственность общинника включало только дом, приусадебный участок, движимое имущество. В конце VI - начале VII вв. внутри общины происходит процесс имущественного расслоения и распределение общинной земли в частную, свободно отчуждаемую собственность – аллод. Первоначально аллод представлял свободно отчуждаемую индивидуальную семейную собственность. Постепенно мелкие аллоды превращались в крестьянские держания. В то же время формировались крупные и средние земельные владения. Пути образования крупного землевладения были различными. Чаще всего это были пожалования короля. Стремясь укрепить свою власть, франкские и другие короли раздают захваченные земли служилым людям в полную частную собственность (аллод). Раздача аллодов приводила к сокращению земельного фонда и ослаблении власти короля. Поэтому в VIII в. земельные владения стали передаваться в виде бенефициев, т.е. в пользование без права передачи по наследству и при условии несения военной службы. Поэтому бенефиций являлся условной частной собственностью и предоставлялся на срок несения службы. Постепенно срок владения стал пожизненным. Вместе с землёю служилые люди получали право осуществлять государственные функции – судебные, административные, полицейские, налоговые и другие по отношению к проживавшим на этой территории свободным держателям. Такое пожалование называлось иммунитетом. Крупные землевладельцы также стали практиковать земельные пожалования, что в конечном итоге привело к формированию иерархической структуры земельной собственности, установлению вассальных отношений между жалователем и бенефициарием, укреплению слоя мелких и средних феодалов, ставших основой военной организации. В IX – X вв. пожизненный бенефиций постепенно превращается в наследственное земельное владение, или фактически в собственность (феод). От слова «феод» получил название феодальный способ производства. Таким образом происходило укрепление власти феодалов, что необратимо вело к феодальной раздробленности, ослаблению королевской власти. Вместе с созданием ленной системы земельной собственности шел процесс формирования категорий зависимых крестьян. Оформление крепостной зависимости проходило по-разному. В одних случаях феодал подчинял себе крестьян с помощью прямого насилия. В других – крестьяне сами просили помощь и защиту у крупных земельных собственников, которые становились, таким образом, их господами. Это происходило из-за тяжёлого положения, в котором они оказывались из-за частых войн, произвола господ, многочисленных повинностей в пользу государства, разорявших хозяйство, неурожаев и других причин. Отдаваемый под защиту господина крестьянин попадал в личную зависимость, а, л


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.029 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал