Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй этап. (конец ХVI в. - 1649 г). 1 страница






 

Указ о повсеместном закрепощении. В 1592 (или в 1593 г.), т.е. в эпоху правления Бориса Годунова, вышел указ (текст которого не сохранился), запрещавший выход уже по всей стране и без каких-либо временных ограничений. Введение режима заповедных лет позволило начать составление писцовых книг (т.е. провести перепись населения, создавшую условия для прикрепления крестьян к месту их жительства и их возвращения в случае бегства и дальнейшей поимки старым хозяевам). В этом же году обелялась (т.е. освобождалась от налогов) барская запашка, что стимулировало служилых людей к увеличению ее площади.

 

Урочные годы. На писцовые книги ориентировались составители указа 1597 г., установившие т.н. урочные годы (срок сыска беглых крестьян, определенный сначала в пять лет). По истечению пятилетнего срока бежавшие крестьяне подлежали закрепощению на новых местах, что отвечало интересам крупных землевладельцев, а также дворян южных и юго-западных уездов, куда направлялись основные потоки беглых.

 

Окончательное закрепощение. На втором этапе закрепостительного процесса шла острая борьба между различными группировками землевладельцев и крестьянами по вопросу о сроке сыска беглых, пока Соборное уложение 1649 г. не отменило урочные годы, ввело бессрочный сыск, объявило вечную и потомственную крепость крестьян. Так завершилось юридическое оформление крепостного права

 

На третьем этапе (с середины ХVII в. до конца ХVIII в.) крепостное право развивалось по восходящей линии. Например, по закону 1675 г. владельческих крестьян можно было уже продавать без земли. От рабов крепостные отличались лишь наличием собственного хозяйства на земле помещика. В ХVIII в. помещики получили полное право распоряжаться личностью и имуществом крестьян, в том числе ссылать их без суда в Сибирь и на каторгу.

 

На четвертом этапе (конец ХVIII в. - 1861 г.) крепостнические отношения вступили в стадию своего разложения. Государство начало проводить меры, несколько ограничившие произвол помещиков, к тому же крепостничество в результате распространения гуманных и либеральных идей было осуждено передовой частью русского дворянства.

 

В итоге, в силу различных причин оно было отменено Манифестом Александра 11 в феврале 1861 г.

20. Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси Х- ХI вв.

В 10–11 в. экономика Древнерусского государства характеризуется как период раннего феодализма. Данный период связан с началом зарождения самой основы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским хозяйством. Происходит решение самых основных вопросов, касающихся всего населения, таких как производство продукции, порядок сбора налогов, прохождение военной службы. Ведь ядром «земли русской» является сельское хозяйство, занимающее главное место в экономике Киевской Руси. Основу его составляло пашенное земледелие. Если сравнивать с первобытно-общинным строем, то в это время техника земледелия была значительно усовершенствована. Обработка земель в южной части, где преобладали благородные черноземом участки земли, производилось плугом (или ралом), на севере использовали соху. Земледелие играло первостепенную роль в жизни Древней Руси, поэтому засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности – житом (от глагола «жить»).

К IX—Х вв. появилась и стала применяться переложная система, при которой пашня на некоторое время забрасывалась. Получили известность двуполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами.

Старые традиции обработки земли также сохранились в лесных районах (подсечное или огневое). В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, свиньи, овцы, козы и домашняя птица.

Характерной чертой было и то, насколько развито товарное хозяйство, ведь производилось практически все необходимое для жизни. Развивались ремесла, центром которых, конечно, стали города, однако отдельные отрасли развивались и в селах. Главенствующую роль занимала черная металлургия по той простой причине, что Древняя Русь была богата болотными рудами, из которых добывалось железо. Проводились всевозможная обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта, при этом применялись разнообразные технологические приемы: ковка, сварка, цементирование, обточка, инкрустация цветными металлами. Однако наряду с металлургией большой толчок в развитии произошел и деревообрабатывающих, гончарных, кожевенных ремеслах.

Таким образом, металлургия и сельское хозяйство становятся прочной опорой и основной статьей экономики Киевской Руси.

21. Киевская Русь в эпоху монголо-татарского ига

Монголо-татарское иго – период захвата Руси монголо-татарами в 13-15 веках. Монголо-татарское иго длилось в течение 243 лет.

Правда о монголо-татарском иге

Началом периода захвата Руси можно считать весну 1223 года, когда отряды Орды под предводительством Чингисхана подошли вплотную к Днепру, где на тот момент находилась граница государства.

Русские князья на тот момент находились в состоянии вражды, поэтому не смогли дать достойный отпор захватчикам. Несмотря на то, что на помощь пришли половцы, армия татаро-монгол быстро захватила преимущество.

Первое прямое столкновение между войсками состоялось на реке Калке, 31 мая 1223 года и было довольно быстро проиграно. Уже тогда стало ясно, что нашей армии не удастся победить татаро-монголов, однако натиск противника еще довольно долго сдерживался.

Зимой 1237 года началось целенаправленное вторжение основных войск татаро-монголов на территорию Руси. На этот раз армией противника командовал внук Чингисхана – Батый. Армии кочевников удалось достаточно быстро подвигаться вглубь страны, разграбляя княжества по очереди и убивая на своем ходу всех, кто пытался сопротивляться.

Основные даты захвата Руси татаро-монголами

· 1223 год. Татаро-монголы подошли к границе Руси;

· 31 мая 1223 года. Первое сражение;

· Зима 1237 год. Начало целенаправленного вторжения на Русь;

· 1237 год. Захвачены Рязань и Коломна. Пало Рязанское княжество;

· 4 марта 1238 года. Убит великий князь Юрий Всеволодович. Захвачен город Владимир;

· Осень 1239 года. Захвачен Чернигов. Пало Черниговское княжество;

· 1240 год. Захвачен Киев. Пало Киевское княжество;

· 1241 год. Пало Галицко-Волынское княжество;

· 1480 год. Свержение монголо-татарского ига.

Причины падения Руси под натиском монголо-татар

· отсутствие единой организации в строю русских воинов;

· численный перевес противника;

· слабость командования русской армии;

· плохо организованная взаимопомощь со стороны разрозненных князей;

· недооценка сил и численности противника.

Особенности монголо-татарского иго на Руси

На Руси началось установление монголо-татарское ига с новыми законами и порядками.

Фактическим центром политической жизни стал Владимир, именно оттуда татаро-монгольский хан осуществлял своё управление.

Сущность управления татаро-монгольского ига заключалась в том, что Хан вручал ярлык на княжение по своему собственному усмотрению и полностью контролировал все территории страны. Это усиливало вражду между князьями.

Феодальная раздробленность территорий всячески поощрялась, так как это снижало вероятность централизованного бунта.

С населения регулярно взималась дань, «ордынский выход». Сбором денег занимались специальные чиновники – баскаки, которые проявляли чрезвычайную жестокость и не чурались похищениями и убийствами.

Последствия монголо-татарского завоевания

Последствия монголо-татарского ига на Руси были ужасными.

· Многие города и села были разрушены, люди убиты;

· Сельское хозяйство, ремесленничество и искусство пришли в упадок;

· Значительно усилилась феодальная раздробленность;

· Значительно сократилась численность населения;

· Русь стала заметно отставать в развитии от Европы.

Конец монголо-татарского иго

Полное освобождение от монголо-татарского ига произошло лишь в 1480 году, когда великий князь Иван III отказался выплачивать орде деньги и заявил о независимости Руси.

22. Особенности Российского государства и истории по Погодину, С.М. Соловьеву

По М.П. Погодину

Одной характерной чертой историографии XIX-начала XX вв. стало формирование в исторической науке нескольких направлений, принадлежность ученых к которым определялась их идеологическими предпочтениями.

Одним из наиболее влиятельных было консервативное направление, представители которого стремились обосновать необходимость сохранения самодержавия в России. Базируясь на Теории официальной народности, историки-консерваторы сводили изучение прошлого к деятельности монархов, стремясь тем самым подчеркнуть неразрывную связь самодержавной власти и судьбы страны.

Консерватизм профессора Московского университета М.П. Погодина (1800-1875) проявился, в частности, в его оценке истории, которая должна сделаться «охранительницею и блюстительницею общественного спокойствия». Главным трудом исследователя стали 7-томные «Исследования, лекции и замечания», освещавшие дотатарский период русской истории.

Консервативные взгляды оказались еще отчетливей выражены в трудах современника Погодина, профессора Петербургского университета, академика Н.Г. Устрялова (1805-1870), являвшегося официальным историком эпохи Николая I. Результатом научных изысканий ученого стала 5-томная «Русская история», дополненная «Историческим обозрением царствования императора Николая I». Верноподданнические взгляды историка не остались незамеченными при дворе. Более того, в редактировании последнего сочинения принял участие сам император. Вскоре, по прямому указанию царя, Н.Г. Устрялов переработал свой обширный научный труд в краткие пособия для гимназий и реальных училищ. Вышедшие книги стали главными официальными учебниками истории в России. Получив официальное одобрение и доступ к секретным документам, Н.Г. Устрялов начал работу над «Историей царствования Петра Великого», однако не успел завершить задуманного. Из десяти запланированных томов было написано шесть, а опубликовано – пять (четыре первых и шестой).

С позиции защиты самодержавия были написаны и учебники по русской истории второй половины XIX – начала XX вв. Самое известное из пособий «Руководство к русской истории. Средний курс» принадлежали перу Д.И. Иловайского (1832-1920) и выдержали 44 переиздания. Свою приверженность Теории официальной народности ученый изложил в многотомной «Истории России». По мнению Д.И. Иловайского, исторический прогресс общества воплощается в «государственном быте», который складываются из формы правления, религии, сословно-политического положения населения и «этнографического момента». Таким образом, изучение истории России – это исследование самодержавия, православия и народности. При этом первому компоненту триады отводится в трудах Д.И. Иловайского главное место, поскольку «жизнь и движение народ проявляет в своих представителях. Вот почему история… имеет дело с лицами, стоящими во главе народа».

По Соловьеву

Вторым течением российской исторической мысли XIX – начала XX вв. было либеральное направление, в рамках которого действовали две наиболее значительные научные школы «государственно-юридическая» и «позитивистская».

Представители «государственно-юридической школы» шли дальше своих предшественников. История в их понимании была не деятельностью монархов, а результатом длительной и сложной эволюции общественно-политических отношений. Итогом такой эволюции представители «юридической» школы считали государство. Ему историки уделяли особое внимание, считая государство силой, сплотившей разрозненное, «затерянные в необозримом, едва заселённом пространстве», русское население и заставившее народ служить общим интересам. Таким образом, российское государство, по мнению «юристов», выражало интересы всего русского общества и как бы возвышалось над всеми сословиями, подчиняя их своей власти. Теория, сводившая содержание русской истории к процессу «закрепощении и раскрепощении сословий государством», таким образом, вполне логично вытекала из вышеизложенных взглядов «государственников».

самым выдающимся русским историком, разделявшим взгляды «государственно-юридической школы» был профессор Московского университета, воспитатель наследников престола, С.М. Соловьев (1820-1879). Широкую известность и научное признание ученый получил благодаря своему титаническому труду «История России с древнейших времен» в 29-ти томах. В этом сочинении С.М. Соловьеву удалось не только обобщить огромный фактический материал, но и изложить его в виде единой, стройной концепции. Не случайно, один из учеников С.М. Соловьева, выдающийся историк В.О. Ключевский замечал: «По многим причинам 29 томов его “Истории” не скоро последуют в могилу за своим автором. Даже при успешном ходе русской исторической критики в нашем учебном обороте надолго удержится значительный запас исторических фактов и положений в том самом виде, как их впервые обработал и высказал Соловьев: исследователи долго будут черпать их прямо из его книги, прежде чем успеют проверить их сами по первоисточникам».

С.М. Соловьев рассматривал историю как процесс развития политических и юридических институтов и, прежде всего, государства. «Историк, имеющий на первом плане государственную жизнь, на том же плане имеет и народную жизнь», – подчеркивал ученый. Выделив в развитии общества два этапа – родовой и государственный, – ученый одним из первых в российской историографии обратил внимание на факторы, определившие своеобразие российского исторического процесса. В числе таких факторов ученый называл «природу страны», «природу племени» (характер населения) и «ход внешних событий» (внешнее влияние). Констатировав особенности России, обусловленные географическим положением страны, С.М. Соловьев, тем не менее, был уверен в западном будущем страны, полагая, что после долгой борьбы со степными кочевниками, Россия, в конечном счете, поворачивает на общеевропейский путь развития.

Ыавы

23. Развитие религиозной политической мысли в ХV – ХVI вв

Политическая мысль в Древней Руси зарождается в тесной связи с религиозным сознанием и характеризуется обращенностью к философско-исторической проблематике и насущным задачам становления русской государственности. На первый план выдвигаются и обсуждаются такие проблемы как независимость русских земель, необходимость их единения, сущность и предназначение власти, образ идеального князя. Уже в первом политическом трактате Древней Руси «Слово о законе и благодати», автором которого является киевский митрополит Иларион, утверждается трактовка закона через противопоставление его иным, более существенным ценностям. Всемирная история, согласно Илариону, развертывается как смена царства «закона» царством «благодати-истины», «благодати-правды». В дальнейшем это различение будет играть существенную роль в развитии политических и правовых идей в России.

В таком документе как «Повести временных лет» представлена первая попытка раскрыть политическую историю древнерусского государства. В дошедших до нас размышлениях Даниила Заточника (конец XII - начало XIII вв.) рассматривается образ идеального правителя, сильной княжеской власти, в «Слове о полку Игореве» - проблема разобщенности русских земель и обоснование необходимости их единения.

Последующее развитие политической мысли этого периода характеризовалось обогащением проблематики и формированием разнообразия подходов к решению возникающих задач. Так в конце XV - начале XVI в. ходом событий на первый план выдвинулся вопрос об отношениях церкви и государства. В трактовке этого вопроса сложилось два направления общественно-политической и религиозной мысли: нестяжатели (Нил Сорский, 1433-1508) и стяжатели (Иосиф Волоцкий, 1439-1515) или иосифляне. Особенности их подходов к обозначенному вопросу заключались в том, что первые выступали против монастырской собственности, считали большим человеческим грехом стяжание богатств, проповедовали невмешательство в мирские, в том. числе государственные дела. Сорский разрабатывал идеи разграничения как сфер, так и методов деятельности церкви и государства.

Иосифляне сначала отстаивали идею превосходства церкви по отношению к власти государства. Волоцкий различал такие характеристики власти как, с одной стороны, ее божественное происхождение и, с другой стороны, ее реализацию человеком. Реализация власти человеком как раз и может порождать ошибки и преступления. В этой связи Волоцкий высказывает идею сопротивления тиранической власти. Затем, по мере усиления московского государства, позиция иосифлян стала более уравновешенной, они стали развивать положение о симфонии двух властей.

Следует обратить внимание на сформированную усилиями последователя иосифлян Филофея (ок. 1465-1542) политическую концепцию «Москва — третий Рим». Ее содержание и идейная направленность были связаны с потребностью формирования сильного, централизованного русского государства.

В конце рассматриваемого периода сложились различные подходы к пониманию статуса государя в русском царстве. С одной стороны, разрабатывалась концепция сильной государственной власти, которая должна безраздельно находиться в руках государя (Иван Пересветов, XVI в.). Эту концепцию Иван Грозный (1530-1583) усилил до утверждения идеи юридической безответственности, надзаконности политико-правового статуса царя на земле русской. С другой стороны, разрабатывались требования соответствия царя нормам христианско-нравственного идеала, выдвигался принцип подчинения царя законности (Максим Грек, 1475-1555), принцип монархического правления с выборным сословно-представительным органом (Андрей Курбский, 1528-1583) и др.

24. Источники по истории древней Руси и специфика работы с ними

При работе с любыми документами прошлого необходимо предварительно провести критику источника. Это правило также относится и к их электронным версиям. Например, Секретный дополнительный протокол к советско-германскому договору о ненападении, вероятно, является поздней фальсификацией; оригинал подлинного документа, скорее всего, навсегда утрачен. И я напоминаю, что опубликованные в тексты нуждаются в критическом подходе, как и все прочие, бумажные.

Что такое исторические источники?

Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события. Они подразделяются на семь групп: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотодокументы, фонодокументы. Письменные источники в свою очередь включают летописи, законодательные акты, материалы делопроизводства, протоколы, договоры, дневники, мемуары, переписку и др.

Документы IX века:

Летописи (справочная статья)

Былины (справочная статья)

" Договор мира и любви" с Византией. (справочная статья)

«Минеи-Четьи» - сборники, содержащие жизнеописания святых, поучения, молитвы, песнопения на каждый день года. В Древней Руси «Минеи-Четьи» служили для назидательного, «душеполезного» чтения. «Минеи-Четьи» сложились в Византии к IX веку, а затем распространились среди южных и восточных славян. Известные в Киевской Руси с начала XI века. (Супрасльская рукопись), «Минеи-Четьи» обильно пополнялись материалом русской церковно-учительской литературы. В середине XVI века, и связи с созданием общерусского культа святых, в Москве под руководством митрополита Макария составляются «Великие Минеи-Четьи» (12 больших томов, по одному на каждый месяц), объединившие почти всю церковную литературу от начала христианства на Руси и пополнившие её житиями русских святых, канонизированных на соборах (1547 и 1549).

Документы X века:

Русско-византийский договор 907 г.

Русско-византийский договор 911 г.

Русско-византийский договор 944 г.

Константин Багрянородный Об управлении империей.

Лев Диакон История.

Ибн-Фадлан. " Записки" о путешествии на Волгу.

Документы XI века:

Лествичное право (справочная статья).

XI - XII века

Палея Толковая.

1037-1050.

Слово о законе и благодати Митрополита Иллариона.

XI - XII века

Повесть временных лет. Части: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

1056-1057

Остромирово Евангелие - древнейший датированный памятник старославянской письменности русской редакции (1056-1057). Названо по имени новгородского посадника Остромира, для которого Евангелие было переписано на Руси дьяконом Григорием с болгарского оригинала. Пергаментная рукопись 30 на 35 сантиметров с высокохудожественными миниатюрами искусно орнаментирована и написана кириллицей. В языке Евангелия отражены черты болгарского протографа и русского языка XI века. Остромирово Евангелие - ценнейший источник по истории южнославянских и восточнославянских языков, древнеславянской палеографии, русского искусства. Образец искусства книги Киевской Руси. Содержит недельные евангельские чтения.

1072.

Русская Правда (перевод).

25. Россия в эпоху Смутного времени, социально-политическое развитие

У царя Ивана Грозного остались два сына: Федор от первой жены и Дмитрий, находившийся в Угличе. После смерти царя на престоле воцарился старший сын Федор. По различным оценкам тех лет и более позднего времени, новый царь не в состоянии был справиться с государственными делами. Мнения историков о нем были противоположны. С первых шагов его воцарения он попал под влияние могущественных боярских кланов, которые вели между собой борьбу за первенство. В 1591 г. в Угличе умер царевич Дмитрий. Уже тогда выдвигались различные версии о его смерти, в частности о его преднамеренном убийстве. Через семь лет, в 1598 г. скончался и царь Федор. Со смертью Федора прекратилась династия князей Рюриковичей, правившая Русью 700 лет. Руси предстояло избрать нового царя, с приходом которого на престол был возведен новый царствующий дом — династия Романовых. Однако до воцарения Романовых России пришлось пройти через тяжелые испытания, связанные с годами Смутного времени.

После смерти Ивана Грозного и его сыновей борьба за власть в правительственной верхушке еще более обострилась. В результате внутренней распри, связанной со многими сложностями этого периода, фактически правителем государства стал брат жены царя Федора Борис Годунов. После смерти царя Федора Бориса Годунова избрал царем Земский собор. Впервые на Руси появился царь, получивший престол не по наследству.

По оценке историков, Борис Годунов был талантливым политическим деятелем. Он не стал прибегать к широкому террору, а расправлялся лишь со своими реальными врагами.

Вывод страны из запустения Годунов видел, как и Иван IV, в закрепощении крестьян. Хозяйственный кризис послеопричнинных лет был выражением общих социальных процессов. Рост численности класса феодалов, уменьшение в связи с этим средних размеров феодальных владений и стремление феодалов к более высокому уровню жизни вызывали, в свою очередь, резкий отпор крестьянства. Так уж сложилось в истории России, что ответом на сопротивление крестьянства было ужесточение эксплуатации и одновременно ее дальнейшее усиление.

Наметившийся в 90-х гг. XVI в. экономический подъем был прерван неурожаем. В стране начался голод, продолжавшийся около трех лет. Цена на хлеб поднялась примерно в 100 раз. Только в Москве умерло около 130 тыс. человек.

Правительство Бориса Годунова пыталось бороться с голодом, однако предпринимаемые меры не давали желаемых результатов. Это объяснялось не только тем, что причиной кризиса явился неурожай, но и в не меньшей степени тем, что в эти годы резко усилилась эксплуатация крестьян. В результате этого хозяйство начало терять свою устойчивость, что и проявилось при первом же неурожае. Эффективнее бороться с причинами голода можно было лишь при условии ликвидации привилегии феодалов, что в тех условиях было невозможно. Огромный урон экономике страны нанес голод 1601-1603 гг., вызванный затяжными неурожаями. Он привел также к оттоку населения из центральных районов на окраины, где стали возникать самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков. Голод привел к восстаниям. В 1603 г. началось крупное восстание холопов, охватившее большую территорию и ставшее прологом крестьянской войны.

Обострение внутриполитической ситуации привело в свою очередь к резкому падению престижа Годунова не только в народных массах, но и среди феодалов. В этих непростых условиях на Руси появился Лжедмитрий I. В Польше объявился самозванец, выдававший себя за давным-давно погибшего в Угличе царевича Дмитрия. Агенты самозванца усиленно распространяли на Руси версию о его чудесном спасении от рук убийц, посланных Годуновым, и доказывали законность его права на отчий престол. Это известие привело к смятению умов и замешательству во всех слоях общества, в каждом из которых нашлось много недовольных правлением царя Бориса. Определенную помощь в организации авантюры оказали вставшие под знамена Лжедмитрия польские магнаты. В итоге к осени 1604 г. образовалась достаточно мощная армия для похода на Москву.

Борис Годунов, узнав о появлении самозванца, приказал создать следственную комиссию по выяснению его личности. Комиссия, состоявшая из дьяков Посольского приказа и патриаршей канцелярии, установила, что царевичем назвался беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Под этим именем самозванец и вошел в историю. Правда, некоторые современные исследователи, преимущественно западные, утверждают, что царевич мог быть и подлинным, либо им стал какой-то знатный польский юноша.

Казалось, само провидение было на стороне Лжедмитрия: 13 апреля 1605 г. умер царь Борис. Обстоятельства его смерти были не до конца ясны современникам — многие предполагали самоубийство. Но скорее всего причиной был тяжелый недуг. Б. Годунов страдал им долгие годы и не раз находился при смерти. Шестнадцатилетний сын Бориса царевич Федор не смог удержать власть в своих руках. По приказу самозванца вместе с матерью царицей Марией он был убит.

Историю появления на русском престоле Лжедмитрия, его восприятие народом трактуют неоднозначно. Лжедмитрий I, который оказался на русском престоле не без ведома его польских покровителей, сыграл определенную роль в истории Руси того периода. Воспользовавшись сложившейся ситуацией на Руси, ее разобщенностью и нестабильностью, Лжедмитрий с небольшим польско-литовским отрядом переправился через Днепр неподалеку от Чернигова. Выдав себя за сына Ивана Грозного, он сумел привлечь на свою сторону огромную массу русского населения, поверившего ему. Силы Лжедмитрия быстро росли, города открывали ему ворота, крестьяне и посадские люди вливались в его отряды. Лжедмитрий двигался на волне начавшейся крестьянской войны. После смерти Бориса Годунова на сторону Лжедмитрия начали переходить и воеводы, перешла и Москва, куда он торжественно въехал 20 июня 1605 г.

Добиться водворения на престол оказалось легче, чем удержаться на нем. Чтобы укрепить свое положение, Лжедмитрий подтвердил крепостническое законодательство. И все же вскоре правлением Лжедмитрия оказались недовольны все: крестьяне, феодалы и православное духовенство. В итоге 17 мая 1606 г. Лжедмитрий и некоторые его приближенные были убиты.

Свержение Лжедмитрия I и приход к власти Василия IV Шуйского не привели к нормализации обстановки в стране. Крестьянство не прекратило борьбы против крепостнического ига. Летом 1606 г. у народных масс появился предводитель — Иван Исаевич Болотников. Собравшиеся под знаменами Болотникова силы представляли собой сложный конгломерат, состоявший из разных слоев. Здесь были и казаки, и крестьяне, и холопы, и посадские люди. Здесь же было немало служилых людей, мелких и средних феодалов. В июле 1606 г. болотниковские войска вышли в поход на Москву. В битве под Москвой войска Болотникова потерпели поражение и вынуждены были отступить к Туле. 30 июля началась осада города, а уже через три месяца болотниковцы капитулировали, а сам Болотников был вскоре казнен. С подавлением этого восстания крестьянская война не прекратилась. Однако крестьянское движение пошло на спад. В то же время правительство Василия Шуйского стремилось стабилизировать положение в стране. Но и служилые люди, и крестьяне по-прежнему были недовольны политикой правительства. Причины недовольства были разные. Дворяне чувствовали неспособность Шуйского прекратить крестьянскую войну, крестьяне же не принимали его крепостническую политику.

А тем временем в Стародубе (на Брянщине) появился новый самозванец, объявивший себя спасшимся " царем Дмитрием". По мнению многих историков, Лжедмитрий II был ставленником польского короля Сигизмунда III, хотя поддерживают эту версию не все. Основную часть вооруженных сил Лжедмитрия II составляли польские шляхтичи и казаки.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал