Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?
Ответ: 1)увеличение численности растений; 2)сокращение численности хищников – жаб, ежей; 3) сокращение численности болезнетворных микроорганизмов, паразитов.
18.В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.
Ответ: 1)фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты; 2)по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых не происходит фотосинтез.
19.Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведет этот процесс?
Ответ: 1)А – стадия (зона) размножения (деления), клетки диплоидные; 2)Б – стадия (зона) роста, клетка диплоидная; 3)В - стадия (зона) созревания, клетки гаплоидные, развиваются сперматозоиды.
20.Чем отличаются по строению бактериальные клетки от клеток организмов других царств живой природы? Укажите не менее трех отличий.
Ответ: 1)отсутствует оформленное ядро, ядерная оболочка; 2)отсутствует ряд органоидов: митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи и др.; 3)имеют одну кольцевую хромосому.
21.Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?
Ответ: 1)создают органические вещества из неорганических; 2)аккумулируют солнечную энергию; 3)обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.
22.Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?
Ответ: 1)из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила; 2)восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.
23.Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.
Ответ: 1)А – прокариотическая клетка, Б – эукариотическая клетка; 2)клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, ее наследственный материал представлен кольцевой хромосомой; 3)клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и органоиды.
24.В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?
Ответ: 1)сердце становится трехкамерным; 2)появляется второй круг кровообращения; 3)в сердце содержится венозная и смешанная кровь.
25.Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?
Ответ: 1)в смешанном лесу больше видов, чем в еловом; 2)в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвленные, чем в еловом; 3)в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.
26.Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: ГАТГААТАГТГЦТТЦ. Перечислите не менее трех последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).
Ответ: 1)произойдет генная мутация – изменится кодон третьей аминокислоты; 2)в белке может произойти замена одной аминокислоты на другую, в результате изменится первичная структура белка; 3)могут измениться все остальные структуры белка, что повлечет появление у организма нового признака.
27.Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно – оранжевой части спектра.
Ответ: 1)для фотосинтеза необходимы лучи не только красной, но и синей части спектра; 2)в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.
28.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1.Кишечнополостные – это трехслойные многоклеточные животные. 2.Они имеют гастральную или кишечную полость. 3.Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4.Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5.Все кишечнополостные – свободноплавающие организмы.
Ошибки допущены в предложениях: 1)1 – кишечнополостные – двухслойные животные; 2)3 – стрекательные клетки содержатся в эктодерме, а не в кишечной полости; 3)5 – среди кишечнополостных есть прикрепленные формы.
29.Каким образом происходит газообмен в лёгких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс?
Ответ: 1)в основе газообмена лежит диффузия, которая обусловлена разницей концентрации газов (парциального давления) в воздухе альвеол и в крови; 2)кислород из области высокого давления в альвеолярном воздухе поступает в кровь, а углекислый газ из области высокого давления в крови поступает в альвеолы; 3)в тканях кислород из области высокого давления в капиллярах поступает в межклеточное вещество и далее в клетки органов. Углекислый газ из области высокого давления в межклеточном веществе поступает в кровь.
30.В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.
Ответ: 1)продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и других минеральных веществ), выделяют кислород (кроме хемотрофов); 2)консументы (и другие функциональные группы) организмов используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя углекислый газ и воду; 3)редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и др., возвращая их в среду.
31.Участок молекулы ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в белке, имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-ТТ-Ц-Т-Т-Ц. Объясните, к каким последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым нуклеотидами.
Ответ: 1)произойдёт генная мутация — могут измениться коды третьей и последующих аминокислот; 2)может измениться первичная структура белка; 3)мутация может привести к появлению нового признака у организма.
32.Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях инди-видуального развития?
Ответ: 1)корни растений повреждают личинки; 2)листья деревьев повреждают взрослые жуки.
33.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Плоские черви — это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У них хорошо развита нервная система. 5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.
Ошибки допущены в предложениях: 1)2 — к типу Плоские черви не относят человеческую аскариду, это Круглый червь; 2)4 — у плоских червей нервная система развита слабо; 3)5 — Плоские черви — гермафродиты.
34.Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и жи-вотных?
Ответ: 1)плод — генеративный орган покрытосеменных растений; 2)содержит семена, с помощью которых происходит размножение и расселение растений; 3)плоды растений — пища для животных.
35.Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее трёх факторов, которые являются причиной перелётов этих животных.
Ответ: 1)пищевые объекты насекомоядных птиц становятся не доступными для добывания; 2)ледовый покров на водоёмах и снеговой покров на земле лишают пищи растительноядных птиц; 3)изменение продолжительности светового дня.
36.Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.
Ответ: 1)быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нем имеются бактерии, вызывающие сбраживание продукта; 2)при стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают, и молоко сохраняется дольше.
37.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1. Основные классы типа членистоногих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Тело ракообразных и паукообразных расчленено на голову, грудь и брюшко. 3. Тело насекомых состоит из головогруди и брюшка. 4. У паукообразных усиков нет. 5. У насекомых две пары усиков, а у ракообразных одна пара.
Ошибки допущены в предложениях: 1)2 – тело ракообразных и паукообразных состоит из головогруди и брюшка; 2)3 – тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка; 3)5 – у насекомых одна пара усиков, а у ракообразных две пары.
38.Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.
Ответ: 1)корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки; 2)на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега; 3)от корневища отходят придаточные корни; 4)внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.
39.Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трёх изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.
Ответ: 1)численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений; 2)резко сократится численность насекомоядных организмов (консументов ІІ порядка) или они исчезнут из-за нарушения цепей питания; 3)часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.
40.Почему лечение антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.
Ответ: 1)антибиотики убивают полезные бактерии, обитающие в кишечнике человека; 2)нарушаются расщепление клетчатки, всасывание воды и другие процессы.
41.Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?
1)буквой А обозначен сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань; 2)сосуды обеспечивают транспорт воды в листья; 3)ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических веществ из листьев в другие органы; 4)клетки механической ткани придают прочность и являются каркасом листа.
42.Каковы характерные признаки царства грибов?
Ответ: 1)тело грибов состоит из нитей – гифов, образующих грибницу; 2)размножаются половым путем и бесполым (спорами, грибницей, почкованием); 3)растут в течение всей жизни; 4)в клетке: оболочка содержит хитиноподобное вещество, запасное питательное вещество – гликоген.
43.В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоем считать экосистемой. Приведите не менее трех доказательств.
Ответ: Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нем: 1)отсутствуют продуценты; 2)отсутствуют редуценты; 3)отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания.
44.Почему под жгут, который накладывают для остановки кровотечения из крупных кровеносных сосудов, кладут записку с указанием времени его наложения?
Ответ: 1)прочитав записку, можно определить, сколько времени прошло после наложения жгута; 2)если через 1-2 часа не удалось доставить больного к врачу, то следует на некоторое время ослабить жгут. Это предупредит омертвление тканей.
45.Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.
Ответ: 1)1 – серое вещество, образовано телами нейронов; 2)2 – белое вещество, образовано длинными отростками нейронов; 3)серое вещество осуществляет рефлекторную функцию, белое вещество – проводниковую функцию.
46.Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций.
Ответ: 1)секрет слюнных желез смачивает и обеззараживает пищу; 2)слюна участвует в формировании пищевого комка; 3)ферменты слюны способствуют расщеплению крахмала.
47.В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. Укажите не менее трех элементов.
Ответ: 1)первыми поселятся микроорганизмы и лишайники, которые обеспечивают образование почвы; 2)на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой; 3)по мере развития растительности в экосистеме появляются животные, в первую очередь членистоногие и птицы.
48.Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему.
Ответ: 1)корневая система разрастается, зона всасывания перемещается за верхушкой корня; 2)корни с развитой зоной всасывания – корневыми волосками – находятся по краям приствольных кругов.
49.Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.
Ответ: 1)луковица; 2)1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода; 3)2 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ; 4)3 – почка, обеспечивает рост побега.
50.Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов? Укажите не менее трех элементов.
Ответ: 1)большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды; 2)у мхов слабо развита проводящая система; 3)размножаются мхи как половым, так и бесполым способом, с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит); взрослое растение мха – половое поколение, а коробочка со спорами – бесполое.
51.В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. Укажите не менее трех этапов.
Ответ: 1)первыми развиваются травянистые светолюбивые растения; 2)потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес. 3)под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытесняют другие деревья.
52.Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано?
Ответ: 1)причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода; 2)заболевание вызвано хромосомной мутацией – утратой или присоединением фрагмента хромосомы.
53.Какой буквой на рисунке обозначена бластула в цикле развития ланцетника. Каковы особенности формирования бластулы?
Ответ: 1)бластула обозначена буквой Г; 2)бластула формируется при дроблении зиготы; 3)размеры бластулы не превышают размеров зиготы.
54.Почему грибы выделяют в особое царство органического мира?
Ответ: 1)тело грибов состоит из тонких ветвящихся нитей — гифов, образующих мицелий, или грибницу; 2)клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена; 3)грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и хлоропластов; стенка содержит хитин; 4)грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков.
55.В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.
Ответ: 1)вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность); 2)затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма; 3)возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных.
56.Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.
Ответ: 1)у зайца наблюдается проявление модификационной (фенотипической, не-наследственной) изменчивости; 2)проявление данного признака определяется изменением условий среды обитания (температура, длина дня).
57.Назовите стадии эмбрионального развития ланцетника, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Раскройте особенности образования каждой из этих стадий. А Б
Ответ: 1)А — гаструла — стадия двухслойного зародыша; 2)Б — нейрула, имеет зачатки будущей личинки или взрослого организма; 3)гаструла образуется путём впячивания стенки бластулы, а в нейруле закладывается вначале нервная пластинка, которая служит регулятором для закладки остальных систем органов.
58. Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Укажите не менее четырёх особенностей.
Ответ: 1)бактерии – доядерные организмы, не имеющие оформленного ядра и многих органоидов; 2)по способу питания бактерии – гетеротрофы и автотрофы; 3)высокая скорость размножения путем деления; 4)анаэробы и аэробы; 5)неблагоприятные условия переживают в состоянии спор.
59.Чем отличается наземно-воздушная среда от водной?
Ответ: 1)содержанием кислорода; 2)различиями в колебаниях температуы (широкая амплитуда колебаний в наземно – воздушной среде); 3)степенью освещенности; 4)плотностью.
60.В пищевом рационе человека рекомендуется использование морской капусты — ламинарии. Какое значение имеет её употребление в нормализации функций организма?
Ответ: 1) морская капуста обладает свойством накапливать химический элемент йод; 2)йод необходим для нормальной функции щитовидной железы.
61.Почему клетку инфузории-туфельки считают целостным организмом? Какие органоиды инфузории-туфельки обозначены на рисунке цифрами 1 и 2 и какие функции они выполняют?
Ответ: 1) клетка инфузории выполняет все функции самостоятельного организма: обмен веществ, размножение, раздражимость, адаптация; 2) 1 — малое ядро, участвует в половом процессе; 3) 2 — большое ядро, регулирует процессы жизнедеятельности.
61.Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов? Укажите не менее трех признаков.
Ответ: 1)грибы — одноклеточные и многоклеточные организмы, тело которых состоит из тонких нитей — гифов; 2)грибы — гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты); 3)размножение грибов: спорами, частями грибницы — вегетативное размножение; почкованием у дрожжей; половое размножение некоторых грибов.
62.Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.
Ответ: 1)непосредственно повреждают органы и ткани растений; 2)загрязняют почву, уменьшают плодородие; 3)понижают продуктивность растений.
63.Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?
Ответ: 1)быстрое изменение давления при взлете или посадке самолета вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше; 2)глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде.
64.Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее трех признаков, которые доказывают эти отличия.
Ответ: 1)у членистоногих кровеносная система незамкнутая, а у кольчатых червей замкнутая; 2)у членистоногих имеется сердце на спинной стороне; 3)у кольчатых червей сердца нет, его функцию выполняет кольцевой сосуд.
65.К какому типу относят животное, изображенное на рисунке? Что обозначено цифрами 1 и 2? Назовите других представителей этого типа.
Ответ: 1)к типу Кишечнополостных; 2)1 – эктодерма, 2 – кишечная полость; 3)коралловые полипы, медузы.
66.В чем проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?
Ответ: 1)морфологические: теплоизолирующие покровы, подкожный слой жира, изменение поверхности тела; 2)физиологические: усиление интенсивности испарения пота и влаги при дыхании; сужение или расширение сосудов, изменение уровня обмена веществ; 3)поведенческие: строительство гнезд, нор, изменение суточной и сезонной активности в зависимости от температуры среды.
67.Как осуществляется поступление генетической информации из ядра в рибосому?
Ответ: 1)синтез иРНК происходит в ядре в соответствии с принципом комплементарности; 2)иРНК – копия участка ДНК, содержащая информацию о первичной структуре белка, перемещается из ядра к рибосоме.
68.В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков.
Ответ: 1)у папоротников появились корни; 2)у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань; 3)в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком.
69.Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 3. Какой тип ткани и какие органы формируются из него.
Ответ: 1)зародышевый листок – энтодерма; 2ткань эпителиальная (эпителий кишечника и органов дыхания); 3)органы: кишечник, пищеварительные железы, органы дыхания, некоторые железы внутренней секреции.
70.Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров.
Ответ: 1)регулируют численность растений (распространяют плоды и семена); 2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов; 3)служат пищей для хищников; 4)удобряют почву.
71.В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека?
Ответ: 1)лейкоциты способны к фагоцитозу – пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов, отмерших клеток; 2)лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определенные антигены.
72.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. Согласно хромосомной теории наследственности: 1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке. 2. Каждый занимает определенное место — аллель. 3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления. 4. Число групп сцепления определяется диплоидным бором хромосом. 5. Нарушение сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе мейоза.
Ошибки допущены в предложениях: 1)2 — место расположения гена — локус; 2)4 — число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом; 3)5 — нарушение сцепления генов происходит при кроссинговере.
73.Почему зелёную эвглену одни учёные относят к растениям, а другие — к животным? Укажите не менее трёх причин.
Ответ: 1)способна к гетеротрофному питанию, как все животные; 2)способна к активному движению в поисках пищи, как все животные; 3)содержит в клетке хлорофилл и способна к автотрофному питанию, как растения.
74.Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена?
Ответ: 1)на подготовительном этапе сложные органические вещества расщепляются до менее сложных (биополимеры — до мономеров), энергия рассеивается в виде тепла; 2)в процессе гликолиза глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (или молочной кислоты, или спирта) и синтезируется 2 молекулы АТФ; 3)на кислородном этапе пировиноградная кислота (пируват) расщепляется до углекислого газа и воды и синтезируется 36 молекул АТФ.
75.В образовавшейся на теле человека ране кровотечение со временем приоста-навливается, однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими свойствами крови это обусловлено.
Ответ: 1)кровотечение приостанавливается благодаря свёртыванию крови и образованию тромба; 2)нагноение обусловлено накоплением отмерших лейкоцитов, осуществивших фагоцитоз.
76.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера пред-ложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.
Ошибки допущены в предложениях: 1)2 — мономерами белков являются аминокислоты; 2)5 — наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК; 3)6- в состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК.
77.Что такое близорукость? В какой части глаза фокусируется изображение у близорукого человека? Чем различаются врождённая и приобретённая формы близорукости?
Ответ: 1)близорукость — это заболевание органов зрения, при котором человек плохо различает удалённые предметы; 2)у близорукого человека изображение предметов возникает перед сетчаткой; 3)при врождённой близорукости изменяется форма глазного яблока (удлиняется); 4)приобретенная близорукость связана с изменением (увеличением) кривизны хрусталика.
78.Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырёх отличий.
Ответ: 1)преобладание мозгового отдела черепа над лицевым; 2)уменьшение челюстного аппарата; 3)наличие подбородочного выступа на нижней челюсти; 4)уменьшение надбровных дуг.
79.Почему объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объём выпитой за это же время жидкости?
Ответ: 1)часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена веществ; 2)часть воды испаряется через органы дыхания и потовые железы.
80.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. Животные — это гетеротрофные организмы, они питаются готовыми органическими веществами. 2. Различают одноклеточных и многоклеточных животных. 3. Все многоклеточные животные имеют двустороннюю симметрию тела. 4. У большинства из них развиты различные органы передвижения. 5. Кровеносную систему имеют только членистоногие и хордовые. 6. Постэмбриональное развитие у всех многоклеточных животных прямое.
Ошибки допущены в предложениях: 1) 3 — двусторонюю симметрию тела имеют не все многоклеточные животные; например, у кишечнополостных она лучевая (радиальная); 2) 5 — кровеносная система имеется также у кольчатых червей и моллюсков; 3) 6 — прямое постэмбриональное развитие присуще не всем многоклеточным животным.
81.Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности человека?
Ответ: 1)выполняет транспортную функцию: доставка кислорода и питательных веществ к тканям и клеткам, удаление углекислого газа и продуктов обмена; 2)выполняет защитную функцию благодаря деятельности лейкоцитов и антител; 3)участвует в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма.
82.Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последовательности развития животного мира.
Ответ: 1) стадия зиготы соответствует одноклеточному организму; 2) стадия бластулы, где клетки не дифференцированы, сходна с колониальными формами; 3) зародыш на стадии гаструлы соответствует строению кишечнополостного (гидры).
83.Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0, 9% раствором NaCl). Поясните почему.
Ответ: 1) введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления; 2) концентрация физиологического раствора (0, 9% раствор NaCl) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови.
84.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера пред-ложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. Животные типа членистоногих имеют наружный хитиновый покров и членистые конечности. 2. Тело у их большинства состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. 3. Все членистоногие имеют по одной паре усиков. 4. Глаза у них сложные (фасеточные). 5. Кровеносная система у насекомых замкнутая.
Ошибки допущены в предложениях: 1)3 — по одной паре усиков имеют не все членистоногие (у паукообразных их нет, а у ракообразных — по две пары); 2)4 — не все членистоногие имеют сложные (фасеточные) глаза: у паукообразных они простые или отсутствуют, у насекомых наряду со сложными глазами могут быть простые; 3)5 — кровеносная система у членистоногих незамкнутая.
85.Каковы функции пищеварительной системы человека?
Ответ: 1)механическая обработка пищи; 2)химическая обработка пищи; 3)передвижение пищи и удаление непереваренных остатков; 4)всасывание питательных веществ, минеральных солей и воды в кровь и лимфу.
86.Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее трёх признаков.
Ответ: 1)большим разнообразием популяций и видов; 2)широким расселением на земном шаре; 3)приспособленностью к жизни в разных экологических условиях.
87.Почему пищу надо тщательно пережёвывать?
Ответ: 1)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается слюной в ротовой полости и начинает перевариваться; 2)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается пищеварительными соками в желудке и кишечнике и поэтому легче переваривается.
88.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.2.Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет собой популяцию.
Ошибки допущены в предложениях: 1)2 — популяции одного вида частично изолированы, но особи разных популяций могут скрещиваться; 2)3 — генофонды разных популяций одного вида отличаются; 3)5 — группа лягушек не является популяцией, так как группа особей одного вида считается популяцией, если она на протяжении большого числа поколений занимает одно и то же пространство.
89.Почему летом при длительной жажде рекомендуется пить подсоленую воду?
Ответ: 1)летом у человека усиливается потоотделение; 2)с потом из организма выводятся минеральные соли; 3)подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма.
90.Чем доказывается принадлежность человека к классу млекопитающих?
Ответ: 1)сходством строения систем органов; 2)наличием волосяного покрова; 3)развитием зародыша в матке; 4)выкармливанием потомства молоком, заботой о потомстве.
91.Какие процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека?
Ответ: 1)процессы в буферных системах поддерживают реакцию среды (рН) на постоянном уровне; 2)осуществляется нейрогуморальная регуляция химического состава плазмы.
92.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.2.Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяций, всегда стабильна.
Ошибки допущены в предложениях: 1)1 — популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции; 2)4 — популяция является структурной единицей вида; 3)5 — численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы.
93.Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.
Ответ: 1)подкожная жировая клетчатка предохраняет организм от охлаждения; 2)потовые железы образуют пот, который при испарении защищает от перегревания; 3)волосы на голове защищают организм от охлаждения и перегревания; 4)изменение просвета капилляров кожи регулирует теплоотдачу.
94.Приведите не менее трёх прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.
Ответ: 1)увеличение мозга и мозгового отдела черепа; 2)прямохождение и соответствующие изменения в скелете; 3)освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца.
95.Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чём оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит.
Ответ: 1)сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза; 2)все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды); 3)образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом.
96.Чем отличается артериальное кровотечение от венозного?
Ответ: 1)при артериальном кровотечении кровь алого цвета; 2)бьёт из раны сильной струей, фонтаном.
97.Схема какого процесса, происходящего в организме человека, изображена на рисунке? Что лежит в основе этого процесса и как изменяется в результате состав крови? Ответ поясните. капилляр
Ответ: 1)на рисунке изображена схема газообмена в лёгких (между лёгочным пузырьком и капилляром крови); 2)в основе газообмена лежит диффузия — проникновение газов из места с большим давлением в место с меньшим давлением; 3)в результате газообмена кровь насыщается кислородом и превращается из венозной (А) в артериальную (Б).
98.Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека?
Ответ: гиподинамия приводит: 1)к понижению уровня обмена веществ, увеличению жировой ткани, избыточной массе тела; 2)ослаблению скелетных и сердечной мышц, увеличению нагрузки на сердце и снижению выносливости организма; 3)застою венозной крови в нижних конечностях, расширению сосудов, нарушению кровообращения.
(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.)
99.Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях?
Ответ: 1)корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы; 2)у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах; 3)листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
100.С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните.
Ответ: 1)ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов; 2)эритроциты обеспечивают транспорт кислорода и углекислого газа.
101. По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца?
Ответ: 1)в камеру, обозначенную цифрой 3, поступает венозная кровь из верхней и нижней полых вен; 2)в камеру, обозначенную цифрой 5, поступает артериальная кровь из легочных вен; 3)камера сердца, обозначенная цифрой 3, связана с большим кругом кровообращения; 4)камера сердца, обозначенная цифрой 5, связана с малым кругом кровообращения.
102.Что представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности ор-ганизма человека?
Ответ: 1)витамины — биологически активные органические вещества, необходимые в небольших количествах; 2)они входят в состав ферментов, участвуя в обмене веществ; 3)повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, стимулируют рост, развитие организма, восстановление тканей и клеток.
103.Форма тела бабочки калимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?
Ответ: 1)появление у особей разнообразных наследственных изменений; 2)сохранение естественным отбором особей с измененной формой тела; 3)размножение и распространение особей с формой тела, напоминающей лист.
104.Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации?
Ответ: 1)большинство ферментов — белки; 2)под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента.
105.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых они сделаны, исправьте их. 1. Растения, как и все живые организмы, питаются, дышат, растут, размножаются. 2. По способу питания растения относят к автотрофным организмам. 3. При дыхании растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Все растения размножаются семенами. 5. Растения, как и животные, растут только в первые годы жизни.
Ошибки допущены в предложениях: 1)3 — при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ; 2)4 — размножаются семенами только цветковые и голосеменные, а водоросли, мхи, папортники — спорами; 3)5 — растения растут в течение всей жизни, имеют неограниченный рост.
106.С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните.
Ответ: 1)ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов; 2)гемоглобин эритроцитов обеспечивает транспорт кислорода и углекислого газа, так как способен связываться с этими газами; 3)поступление кислорода необходимо для энергетического обмена клетки, а углекислый газ — его конечный продукт, подлежащий удалению.
107.Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду. Приведите не менее трех доказательств.
Ответ: 1)сходство строения, процессов жизнедеятельности, поведения; 2)генетическое единство — одинаковый набор хромосом, их строение; 3)от межрасовых браков появляется потомство, способное к размножению.
108.В древней Индии подозреваемому в преступлении предлагали проглотить горсть сухого риса. Если ему это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое обоснование этого процесса.
Ответ: 1)глотание — сложный рефлекторный акт, который сопровождается слюноотделением и раздражением корня языка; 2)при сильном волнении резко тормозится слюноотделение, во рту становится сухо, и глотательный рефлекс не возникает.
109.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтез. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.
Ошибки допущены в предложениях: 1)2 — первым звеном являются продуценты; 2)3 — консументы не способны к фотосинтезу; 3)4 — кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.
110.Каковы причины малокровия у человека? Укажите не менее трёх возможных причин.
Ответ: 1)большие кровопотери; 2)неполноценное питание (недостаток железа и витаминов и др.); 3)нарушение образования эритроцитов в кроветворных органах.
111.Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.
Ответ: 1)тип приспособления — мимикрия, подражание окраски и формы тела незащищенного животного защищенному; 2)сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным; 3)муха становится добычей молодых птиц, у которых еще не выработался рефлекс на осу.
112.Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консументов третьего порядка в составленной цепи.
Ответ: 1)перегной —> комнатная муха —> паук-крестовик —> большая синица —> ястреб; 2)консумент третьего порядка — большая синица.
113.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среза других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя состоит из одинаковых члеников. 4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой.
Ошибки допущены в предложениях: 1)2 — Кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему; 2)4 — Кольчатые черви имеют полость тела; 3)5 — нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела.
114.Назовите не менее трёх ароморфозов у наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.
Ответ: 1)возникновение покровной ткани — эпидермиса с устьицами, — способствующей защите от испарения; 2)появление проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 3)развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию.
115.Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах.
Ответ: 1)Австралия отделилась от других материков в период расцвета сумчатых до появления плацентарных животных (географическая изоляция); 2)природные условия Австралии способствовали дивергенции признаков сумчатых и активному видообразованию; 3)на других континентах сумчатые были вытеснены плацентарными млекопитающими.
116.В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка?
Ответ: 1)если в результате замены нуклеотида возникает другой кодон, кодирующий ту же аминокислоту; 2)если кодон, образовавшийся в результате замены нуклеотида, кодирует другую аминокислоту, но со сходными химическими свойствами, не изменяющую структуру белка; 3)если изменения нуклеотидов произойдут в межгенных или нефункционирующих участках ДНК.
117.Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают кон-курентными?
Ответ: 1)являются хищниками, питаются сходной пищей; 2)обитают в одном водоёме, нуждаются в сходных условиях для жизни, взаимно угнетают друг друга.
118.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Основные классы типа членистоногих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары. 3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик — сложные. 4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные бородавки. 5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.
Ошибки допущены в предложениях: 1)2 — насекомые имеют три пары ног, а паукообразные — четыре пары; 2)3 — речной рак имеет сложные глаза, а паук-крестовик — простые; 3)5 — у майского жука нет лёгочных мешков, а имеются только трахеи.
119.Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов? Назовите не менее четырех особенностей.
Ответ: 1)имеют грибницу и плодовое тело; 2)размножаются спорами и грибницей; 3)по способу питания — гетеротрофы; 4)большинство образуют микоризу.
120.Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить сушу.
Ответ: 1)появление лёгочного дыхания; 2)формирование расчлененных конечностей; 3)появление трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения.
121.Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко со-кратиться при уничтожении в водоёме хищных рыб?
Ответ: 1)уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними; 2)большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведёт к массовой гибели рыб.
122.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их. Укажите номера пред-ложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.
ошибки допущены в предложениях: 1) 2 — мономерами белков являются аминокислоты; 2)5 — наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК; 3)6 — в состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК.
123.По каким признакам царство грибов отличается от царства растений? Назовите не менее трёх признаков.
Ответ: 1)грибы — гетеротрофы, не способны к фотосинтезу; 2)грибы отличаются строением и химическим составом клетки: не имеют хлоропластов, клеточная стенка содержит хитин, запасное питательное вещество — гликоген; 3)тело грибов образовано гифами.
124.В промышленных районах Англии на протяжении XIX—XX веков увеличилось число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.
Ответ: 1)в потомстве популяции бабочек рождаются и светлые, и тёмные формы; 2)в загрязненных копотью промышленных районах с потемневших стволов птицами устраняются светлые особи, поэтому через ряд поколений преобладающей формой в популяциях стали бабочки с тёмной окраской; 3)изменение окраски в популяциях бабочек — проявление движущей формы естественного отбора.
125.Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?
Ответ: 1)содержат ДНК, в которой закодирована наследственная информация; 2)способны к самоудвоению за счёт репликации ДНК; 3)способны равномерно распределяться в клетках при делении, обеспечивая преемственность признаков.
126.Зачем человек разводит в специальных лабораториях небольших насекомых из отряда перепончатокрылых – яйцеедов и наездников?
Ответ: 1)эти хищные насекомые откладывают свои яйца в яйца и личинки насекомых вредителей; 2)этим они сокращают численность насекомых – вредителей сельского хозяйства.
127.Почему человек без опасных последствий употребляет в пищу белки в виде мяса, рыбы, яиц, а вводить белки сразу в кровь для питания больных ни в коем случае нельзя?
Ответ: 1)белки в пищеварительном тракте, в желудке, в кислой среде расщепляются до аминокислот ферментами пептидазами; 2)в кровь попадают уже аминокислоты и разносятся к клеткам тканей; 3)введение в кровь чужеродных белков вызовет иммунную реакцию, отторжение, возможна даже гибель больного.
|