![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наблюдение за состоянием окружающей среды
(Национальная система мониторинга окружающей среды, мониторинг окружающей среды). 11. Учет в области охраны окружающей среды. Государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее. Экологическая информация: o учет используемых природных ресурсов и вредных воздействий на окружающую среду; o государственные кадастры природных ресурсов; o состав, источники и виды экологической информации, формы ее предоставления и распространения; o ограничение доступа к экологической информации; o предоставление экологической информации государственным органам; o предоставление экологической информации гражданам и юридическим лицам, не являющимся государственными и организациями; o распространение экологической информации общего назначения. 12. Образование, просвещение и научные исследования в области охраны окружающей среды (образование в области охраны окружающей среды, просвещение в области охраны окружающей среды, научные исследования в области охраны окружающей среды). 13. Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования (элементы экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования, программы и мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, финансирование программ и мероприятий, экономическое стимулирование охраны окружающей среды, платежи за природопользование, фонды охраны природы, экологическое страхование). 14. Контроль в области охраны окружающей среды: o основные цели и виды контроля в области охраны окружающей среды; o обжалование действий (бездействия) должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов; o ведомственный и производственный контроль в области охраны окружающей среды; o общественный контроль в области охраны окружающей среды; o аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды; o экологический аудит. 15. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды: o полное или частичное приостановление либо прекращение хозяйственной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду; o возмещение вреда, причиненного окружающей среде, и установление факта его причинения; o размер, способы и сроки возмещения вреда, причиненного окружающей среде; o претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей среде; o иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде; o возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате вредного воздействия на окружающую среду; o возмещение экологического вреда лицом, застраховавшим свою ответственность; o разрешение споров в области охраны окружающей среды. С 2001 г. вступил в силу новый Уголовный кодекс Республики Беларусь, в который вошел раздел «Преступления против экологической безопасности и природной среды». 16. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (Международные договоры). Экологические проблемы не признают территориальных и политических границ и для своего решения требуют совместных усилий многих государств. Эти усилия должны быть направлены на взаимодействие экономических, социальных и экологических факторов в интересах устойчивого развития общества, цель которого - обеспечить потребности не только нынешнего, но и будущих поколений. В 2004 году принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, которая определила расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования в качестве одного из перспективных направлений осуществления экологической политики. Республика Беларусь является участницей 20 международных природоохранных конвенций и протоколов. Например, для выполнения положений Рамочной конвенции ООН об изменении климата Республика Беларусь изучает изменение климата на своей территории и оценивает влияние глобального потепления на природную и социально-экономическую сферу. Ведется разработка инвентаризации парниковых газов. Готовятся национальные сообщения об изменении климата и выбросах парниковых газов, которые периодически направляются в Секретариат конвенции для оценки степени выполнения национальных обязательств. В рамках выполнения Республикой Беларусь Венской конвенции об охране озонового слоя над территорией страны регулярный мониторинг состояния озоносферы. Результаты измерений передаются в Международный центр данных по озону и ультрафиолетовому излучению, который находится в Торонто (Канада), в Главный информационный центр Национальной системы мониторинга окружающей среды. Основные направления государственной политики в области охраны окружающей среды закреплены в ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» · обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
|
Основными целями международного сотрудничества являются:
- выполнение требований и обязательств в рамках подписанных международных договоров в области охраны окружающей среды;
- привлечение средств международных финансовых институтов и стран-доноров для реализации масштабных мероприятий в рамках международных договоров.
Экологические проблемы Республики Беларусь