Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественно-политическая жизнь. Анализируя специфику политической жизни Советского Союза в рассматриваемый период, следует отметить






 

Анализируя специфику политической жизни Советского Союза в рассматриваемый период, следует отметить, что во главе КПСС долгое время (с 1964 по 1982 г.) находился Л. И. Брежнев, который с 1977 г. по 1982 г. возглавлял и Президиум Верховного Совета СССР.

В первые годы своей деятельности Л. И. Брежнев немало сделал для исправления ошибок, допущенных Хрущевым. В 1964 г. были воссозданы единые краевые и областные комитеты КПСС, а также руководящие органы всех советских и других общественных организаций. Во второй половине 1960-х гг. произошла существенная смена первых секретарей республиканских и областных комитетов КПСС, что привело к омолаживанию руководящих кадров. Подобные перемены происходили и в органах Советской власти.

В идеологической сфере был снят хрущевский курс на быстрый переход к коммунизму и принят тезис о необходимости долгого периода совершенствования «реального социализма».

Брежнев прекратил активную критику Сталина, начатую Хрущевым. Из-за этого определенные круги интеллигенции стали обвинять Брежнева в попытках реставрации сталинизма и сужении уровня политической свободы. Утверждалось, что хрущевская «оттепель» сменилась новыми «заморозками».

Однако для таких утверждений не было оснований. Хотя критика Сталина действительно была приглушена, но в целом в эпоху Брежнева «границы дозволенного» не только не сужались, а, напротив, постоянно расширялись. Это был объективный процесс, связанный с ростом политической культуры советского общества, а также с развитием средств массовой информации. В эту эпоху СССР не был отгорожен от других стран мира «железным занавесом». Нормой стали прямые телевизионные репортажи из-за рубежа, которые, хотя и проводились с позиций критики западного образа жизни, тем не менее давали объем информации, немыслимый в 1950-е гг. Постоянно росло число людей, выезжавших за границу на работу, учебу, в туристические поездки. Десятки тысяч людей (в основном евреев и немцев) уезжали из СССР в рамках гуманитарных программ «воссоединения семей» и «возвращения на историческую родину».

В СССР появилось то, что было немыслимо при Сталине и при Хрущеве: открытая политическая оппозиция в форме «диссидентского» движения. Своеобразной вехой стала акция протеста, проведенная на Красной площади в августе 1968 г. небольшой группой интеллигентов, выступавших против ввода советских войск в Чехословакию. Органы госбезопасности вели активную борьбу с диссидентами. Однако их стремились привлекать к ответственности в рамках действующих законов. Число осужденных за государственные преступления и по политическим мотивам в СССР постоянно падало. При Хрущеве было осуждено: с 1956 по 1960 гг. – 4676 чел., с 1961 по 1964 гг. – 1052 чел. При Брежневе было осуждено: в 1965 г. – 20 чел., в 1966 – 48, в 1967 – 103, 1968 – 129, в 1969 – 195, в 1970 – 204. Это был пик, в последующие годы число осужденных не превышало 100 чел. в год. Так в 1975 г. было осуждено 96, в 1976 – 60 чел. Всего за 1976–80 гг. было осуждено 347 чел. Большая часть из осужденных действительно совершала действия, наносящие ущерб советскому государству. Диссиденты активно использовались западными спецслужбами для ведения антисоветской пропаганды. В тех случаях, когда привлечь к ответственности по закону за такие действия было трудно, КГБ стал отпускать диссидентов на Запад, а некоторых даже специально «выталкивал» из страны, лишая советского гражданства.

Влияние диссидентов не следует преувеличивать. Большинство советских граждан лояльно относилось к существовавшему общественному строю и не выступало против социализма как общественной системы. Однако растущее недовольство вызывал существующий политический режим: советская демократия носила во многом формальный характер. Прежде всего это касалось избирательной системы. Хотя в Советах, КПСС и других общественных организациях все руководящие органы избирались, реальной состязательности при выборах не было. Сохранялась практика, сложившаяся при Сталине: «верхи» предлагали тщательно отобранных кандидатов, «низы» послушно за них голосовали. По мере роста уровня образованности советских людей эта практика становилась все более нетерпимой.

Важным событием в политической жизни советского общества стало принятие в 1977 г. сессией Верховного Совета новой Конституции СССР, в обсуждении которой приняли участие десятки миллионов граждан. В Конституции провозглашалось построение в Советском Союзе развитого социализма, говорилось о переходе к общенародному государству трудящихся, подтверждались многочисленные социальные, экономические и политические права граждан СССР. Согласно новой Конституции, высшим законодательным органом СССР оставался Верховный Совет, делившийся на две палаты (Совет Союза и Совет Национальностей) и собиравшийся на сессии обычно два раза в год. Высшим исполнительным и распорядительным органом власти являлся Совет Министров. Правительство было ответственно перед Верховным Советом и подотчетно ему. На местах власть принадлежала Советам разных уровней. Вслед за Конституцией СССР в союзных республиках были приняты аналогичные конституционные документы.

Политически активные слои населения надеялись, что принятие новой Конституции приведет к ослаблению формального характера советской демократии, но никаких существенных изменений не произошло.

Растущее недовольство среди беспартийных граждан вызывало и монопольное положение КПСС, единственной политической партии в СССР. КПСС контролировала все государственные и общественные структуры, производственные коллективы, силовые ведомства, образовательные учреждения, творческие союзы и т. д. Конституция 1977 г. не только не ослабила, а напротив, законодательно закрепила за КПСС статус «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы». Принадлежность к КПСС открывала дополнительные возможности для карьерного роста, что вызывало стремление активной части общества вступить в ряды партии. Несмотря на то, что руководство компартии стремилось ограничить прием, численность КПСС в 70-е гг. ежегодно увеличивалась примерно на 500 тыс. чел. В общей сложности за период с 1966 г. по 1985 г. произошел рост количества членов и кандидатов в члены партии с 12, 5 до 19 млн чел. Заметно вырос партийный аппарат.

Важную роль в общественно-политической системе играли массовые общественные организации: профсоюзы, комсомол, женские, детско-юношеские, спортивные объединения и т. д. Эти организации активно способствовали осуществлению различных общественно полезных программ и пропаганде советского образа жизни. Однако их беспартийный актив также сталкивался с проблемой полной зависимости деятельности этих организаций от партийных комитетов. Это связывало инициативу и вызывало недовольство.

Общее смягчение политического режима и рост образовательного уровня населения способствовали росту требовательности со стороны граждан и к уровню развития межнациональных отношений. В области национально-государственного строительства Конституция 1977 г. подтвердила принцип построения СССР как федеративного союза 15 равноправных республик. Однако на деле принципы федерализма часто нарушались. Основные решения, касавшиеся социально-экономического развития союзных республик, принимались в Москве, и они не всегда учитывали местную специфику. В то же время все республики в рассматриваемый период динамично развивались именно благодаря тому, что они являлись составными частями единого государства. Многие республики (в особенности среднеазиатские и закавказские), отстававшие по разным показателям от среднестатистического уровня развития, получали из «центра» гораздо больше средств, чем сами перечисляли в общегосударственный бюджет. Главным донором являлась Россия, и это не вызывало протеста со стороны русского народа. Дружба и солидарность народов СССР действительно имели место, и русский народ ценил эти отношения.

Тем не менее в некоторых национальных республиках (особенно в Прибалтике) в рамках диссидентского движения действовали сепаратистские силы, которые получали регулярную поддержку из-за рубежа. Они всячески акцентировали любые промахи союзного руководства в межнациональных отношениях и принижали тот позитив, который обеспечивался союзным государством. Впрочем, в то время эти силы не представляли серьезной опасности для единства союзного государства.

Куда более серьезной опасностью было падение авторитета правящей элиты, которое явно обозначилось в конце «эпохи Брежнева». Наиболее характерной чертой этой эпохи следует назвать «кадровый застой» – слабую ротацию достаточно замкнутого правящего слоя высших партийных, советских и государственных чиновников. Придя к власти вместе с Брежневым, они оставались в правящей элите на протяжении 15 лет. Именно поэтому эпоху правления Брежнева стали именовать эпохой «застоя». К 1980 г. средний возраст партийно-государственных руководителей в республиках и областях равнялся 59 годам, а средний возраст члена Политбюро ЦК КПСС составлял 71 год. У престарелых лидеров не хватало воли для борьбы с нарастающими в обществе негативными явлениями. На фоне падения контроля за деятельностью органов власти и управления в стране стали развиваться «теневая экономика», коррупция, взяточничество и т. п. Это вызывало все большее недовольство простых людей, которые возлагали ответственность на верхи.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал